"Составление рассказа о белке"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Конспект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlnenie_rasskaza_o_belke.docx | 21.43 КБ |
razvitie_svyaznoy_rechi.pdf | 379.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной организованной коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием современных образовательных технологий
Использование современных образовательных технологий:
- ИКТ;
- ЭОР, созданные самостоятельно и лицензионные;
- развивающего обучения;
- коллективной системы обучения (КСО);
- мнемоники
- технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ);
- здоровьесберегающие технологии
Цель занятия: развитие связной речи посредством составления описательного рассказа о белке с использованием ментальной карты.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, интерактивная доска, картинный материал, картинки-раскраски.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширение и уточнение естественно-научных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
- уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, лось, жилище, пища, детеныши, слов – действий, признаков); (детализация словаря – части тела);
- закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;
- совершенствование фразовой речи (составление простых распространенных, а также простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений);
- совершенствование связной (монологической) речи, обучение составлению описательных рассказов
Коррекционно-развивающие:
- развитие лексико-грамматических функций речи (словоизменения, словообразования);
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);
- формирование ассоциативных связей;
- развитие речевого дыхания, речевой активности, фонематических представлений, общей и артикуляционной моторики
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания; доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия
I. Организационный момент:
“Разминка” – (использование элементов ТРИЗ – эффект мозгового штурма) – на активизацию психических процессов. На повторение материала по пройденным лексическим темам.
Логопед: Д/И “Запомни, повтори”; - Корова, лошадь, лось, коза;
Дети: - Корова, лошадь, лось, коза;
Логопед: - «Кто лишний?”
- Корова, лошадь, лось, коза;
Дети: - Лось лишний, потому что это дикое животное.
Логопед: - Каких еще диких животных вы знаете?
Дети: - Называют диких животных. Д/и “Цепочка слов”
Использование интерактивной доски, ЭОР лицензионных и созданных самостоятельно (презентация к занятию)
Логопед: - Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о белке. Нам в этом поможет ментальная карта. Рассказ состоит из отдельных блоков, их всего пять Вам надо будет запомнить картинку - символ и ответить на вопрос.
- А сейчас вы скажите, про кого будет наш рассказ.
- Кто это?
Дети: - Это белка. Белка дикое животное.
- Посмотрите на экран, что вы видите?
Дети: - Дом.
Логопед: - Люди живут в домах.
- А где живет? Обратите внимание на стрелочки и ответьте на вопрос.
Дети: - Белка живет в лесу на дереве в дупле.
Логопед: - Чем питается белка?
Дети: - Белка питается шишками, орехами, грибами.
Логопед: - Молодцы! Все правильно сказали, но вы можете еще что-то добавить в свой ответ.
Дети: - Белка питается шишками, орехами, грибами и желудями.
Логопед: - Как выглядит белка? Вспоминаем части тела и отвечаем на вопросы, глядя на стрелочки.
Дети: - Тело у белки покрыто густым теплым мехом.
- Ушки у белки чуткие. На кончиках ушек кисточки.
- Хвост у белки большой и пушистый, он им зимой прикрывает вход в дупло.
- Лапы у белки сильные и цепкие.
- Белка легко на них перепрыгивает с ветки на ветку.
Логопед: - Молодцы, ребята! Смотрим на следующий символ-картинку.
Дети: - У белки два раза в год появляются бельчата (весной и летом). Она очень заботливая мама.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вы все прекрасно поняли и ответили на вопросы, зашифрованные в картинках – символах.
- А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка
Выполнение движений с проговариванием слов:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
(хлопки на каждый слог)
Весело шагать,
(ходьба на месте)
Руки поднимать,
(поднимают руки)
Приседать и вставать,
(приседают)
Прыгать и скакать.
(прыгают на месте).
Логопед: - А сейчас мы все картинки – символы соединим вместе в одну карту, вы будете смотреть на нее и составлять рассказ о белке.
Рассказы детей о белке с использованием ментальной карты
- Это белка. Белка дикое животное. Она живет в лесу на дереве в дупле. Белка питается шишками, орехами, грибами. Тело у нее покрыто густым теплым мехом. Ушки у белки чуткие. На кончиках ушек кисточки. Хвост у белки большой и пушистый, она им зимой прикрывает вход в дупло. Лапы у белки сильные и цепкие. Она легко на них перепрыгивает с ветки на ветку. У белки два раза в год появляются бельчата (весной и летом). Белка очень заботливая мама.
Итог:
Логопед: - Молодцы, ребята! Вам самим понравились ваши рассказы?
Дети: - Да! Очень понравилось рассказывать по таблице. Логопед: - Рассказы у вас получились замечательные. Вы заслужили награду от белочки – ее фотографию – раскраску.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"
Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....
Методическая разработка. Составление рассказа по картине "Белка с бельчатами".
Методическая разработка предназначена для детей средней группы. Составление рассказа по картине "Беклка с бельчатами"....
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
НОД по ОО «Речевое развитие» . Тема: Составление рассказа по картине «Белка с бельчатами»
Конспект НОД для старшей группы...
ООД «Возвращение птиц» Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
Конспект по речевому развитию для детей старшей группы...
Конспект занятия по составлению рассказов-фантазий по картине "Белки". средняя группа
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...