"Составление рассказа о белке"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Конспект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlnenie_rasskaza_o_belke.docx21.43 КБ
PDF icon razvitie_svyaznoy_rechi.pdf379.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной организованной коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий:

  • ИКТ;
  • ЭОР, созданные самостоятельно и лицензионные;
  • развивающего обучения;
  • коллективной системы обучения (КСО);
  • мнемоники
  • технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • здоровьесберегающие технологии

Цель занятия: развитие связной речи посредством составления описательного рассказа о белке с использованием ментальной карты. 

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, интерактивная доска, картинный материал, картинки-раскраски.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • расширение и уточнение естественно-научных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, лось, жилище, пища, детеныши, слов – действий, признаков); (детализация словаря – части тела);
  • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;
  • совершенствование фразовой речи (составление простых распространенных, а также простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений);
  • совершенствование связной (монологической) речи, обучение составлению описательных рассказов

Коррекционно-развивающие:

  • развитие лексико-грамматических функций речи (словоизменения, словообразования);
  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • формирование ассоциативных связей;
  • развитие речевого дыхания, речевой активности, фонематических представлений, общей и артикуляционной моторики

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания; доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

                                               

 Ход занятия

 I. Организационный момент:

“Разминка” – (использование элементов ТРИЗ – эффект мозгового штурма) – на активизацию психических процессов. На повторение материала по пройденным лексическим темам.

     Логопед: Д/И “Запомни, повтори”; - Корова, лошадь, лось, коза;

     Дети: - Корова, лошадь, лось, коза;

     Логопед: - «Кто лишний?”

      - Корова, лошадь, лось, коза;

     Дети: - Лось лишний, потому что это дикое животное.

     Логопед: - Каких еще диких животных вы знаете?

     Дети: - Называют диких животных. Д/и “Цепочка слов”

Использование интерактивной доски, ЭОР лицензионных и созданных самостоятельно (презентация к занятию)                                                                        

Логопед: - Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о белке. Нам в этом поможет ментальная карта. Рассказ состоит из отдельных блоков, их всего пять Вам надо будет запомнить картинку - символ и ответить на вопрос.

     - А сейчас вы скажите, про кого будет наш рассказ.

     - Кто это?

     Дети: - Это белка. Белка дикое животное.

    - Посмотрите на экран, что вы видите?

     Дети: - Дом.

     Логопед: - Люди живут в домах.

     - А где живет? Обратите внимание на стрелочки и ответьте на вопрос.

     Дети: - Белка живет в лесу на дереве в дупле.

     Логопед: - Чем питается белка?

     Дети: - Белка питается шишками, орехами, грибами.

     Логопед: - Молодцы! Все правильно сказали, но вы можете еще что-то добавить в свой ответ.

     Дети: - Белка питается шишками, орехами, грибами и желудями.

     Логопед: - Как выглядит белка? Вспоминаем части тела и отвечаем на вопросы, глядя на стрелочки.

     Дети: - Тело у белки покрыто густым теплым мехом.

                 - Ушки у белки чуткие. На кончиках ушек кисточки.

                 - Хвост у белки большой и пушистый, он им зимой прикрывает вход в дупло.

                 - Лапы у белки сильные и цепкие.

                 - Белка легко на них перепрыгивает с ветки на ветку.

     Логопед: - Молодцы, ребята! Смотрим на следующий символ-картинку.

     Дети: - У белки два раза в год появляются бельчата (весной и летом). Она очень заботливая мама.

     Логопед: - Молодцы, ребята! Вы все прекрасно поняли и ответили на вопросы, зашифрованные в картинках – символах.

                     - А сейчас мы немного отдохнем.

       Физкультминутка

                                Выполнение движений с проговариванием слов:

                               Каждый день по утрам

                               Делаем зарядку.

                               Очень нравится нам делать по порядку:

                               (хлопки на каждый слог)

                               Весело шагать,

                               (ходьба на месте)

                               Руки поднимать,

                               (поднимают руки)

                               Приседать и вставать,

                               (приседают)

                               Прыгать и скакать.

                               (прыгают на месте).

     Логопед: - А сейчас мы все картинки – символы соединим вместе в одну карту, вы будете смотреть на нее и составлять рассказ о белке.

     Рассказы детей о белке с использованием ментальной карты

      - Это белка. Белка дикое животное. Она живет в лесу на дереве в дупле. Белка питается шишками, орехами, грибами. Тело у нее покрыто густым теплым мехом. Ушки у белки чуткие. На кончиках ушек кисточки.  Хвост у белки большой и пушистый, она им зимой прикрывает вход в дупло. Лапы у белки сильные и цепкие. Она легко на них перепрыгивает с ветки на ветку. У белки два раза в год появляются бельчата (весной и летом). Белка очень заботливая мама.

     Итог:

      Логопед: - Молодцы, ребята! Вам самим понравились ваши рассказы?

      Дети: - Да! Очень понравилось рассказывать по таблице.           Логопед: - Рассказы у вас получились замечательные. Вы заслужили награду от белочки – ее фотографию – раскраску.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Методическая разработка. Составление рассказа по картине "Белка с бельчатами".

Методическая разработка предназначена для детей средней группы. Составление рассказа по картине "Беклка с бельчатами"....

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект занятия по составлению рассказов-фантазий по картине "Белки". средняя группа

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...