Предложение
статья по логопедии

Коршакова Анастасия Владимировна

Обобщение опыта по теме "Предложение как основа развития связной речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предложение, как основа развития связной речи дошкольников.

     Слайд 1    Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника Слайд 2. носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

          Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались Софьей Николаевной Карповой. Слайд 3. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. Слайд 4. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

       Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три - четыре предложения) рассказ, который специально составляется педагогом и демонстрируется картина. Слайд 5.  Во время чтения интонационно выделяем конец предложения и делает паузы между предложениями «Девочки играют в мяч. Коля строит замок. Маша помогает Коле». Спрашиваем детей: «О ком был рассказ?», задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочек? Про Машу? Затем  говорим, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про девочек, второе – про Колю, третье – про Машу. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Педагог подчеркивает, что в предложении заложен определенный смысл, в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.       

          Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Педагог повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Слайд 6. Дети считают предложения, загибая пальчики. «Дети играют. Катя кормит куклу. Паша разговаривает по телефону. Оля качает куклу». Педагог спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе). Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке. Вопросы,  которые задает педагог о ком, о чем говорится в предложении, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Педагог подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что- то сообщается, что неизвестно слушателю.

      Слайд 7.  Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком или о чем это предложение?    

   Слайд 8.  Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: 1. Придумывание предложений с заданным словом; 2. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; 3.Составление предложения по двум картинкам, 4. Придумывание «веселого» предложения (Каша варит Машу. Дорога едет по грузовику.) Больше всего ребята любят исправлять веселые предложения. Все эти приемы  сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение»

     Слайд 9. На следующем этапе знакомим со словесным составом предложений. На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов. Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: - рассматривание игрушек, - демонстрация действий с игрушками, - рассматривание картин, - пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. Слайд 10.  На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения.

              В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения.        Слайд 11. Далее, Показываем детям как с помощью с графического изображения можно записать предложение.        С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения. Можно схему зарисовать на доске или выложить готовыми полосками бумаги.

       С использованием схемы отрабатываем порядок слов в предложении. Например: Девочка собирает ягоды. Показываю слово на схеме, а дети его произносят.

      Слайд 12.     Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры педагог вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом. Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал.

      Слайд 13.  На индивидуальных занятиях  я использую готовые карточки для составления предложений. На которых есть два слова – подсказки, первое и второе, нужно составить предложение использовав слова подсказки и придумать слово действие, которое обозначено двумя чертами, и отвечает на вопрос «Что делает?». Слайд 14.  Схема усложняется добавляются маленькой чертой, которая обозначает маленькое слово – предлог, или слово признак.

     Также на занятиях люблю использовать такие приемы анализа предложения. МИЛА МЫЛА ЛАДОНИ МЫЛОМ. Слайд 15. Вопросы: то мыл ладони мылом? Чем мыла Мила ладони? Что мыла Мила мылом? Можно использовать картинки и без них.

       На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: Слайд 16.

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом)

 2. произнесение слов под хлопки (педагогом, отдельными детьми, всей группой) или отстукивание; последовательное называние слов в предложении; Назови первое слово, второе, третье Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек :Название первого и последнего слова в предложении., Которое по счету слово… , Назовите третье слово. ,. Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово

 4. разные варианты игры «Живые слова»;

 5. произнесение слов вразбивку (леденцы купили Полину )исправить запутанное предложение или Составление ребенком предложений по деформированной фразе

«Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?

 6. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная? . Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску. Слайд 17.

7. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

8. Придумывание предложений с определенным количеством слов.

9. Придумывание предложений с предложенным словом. 10. Придумать предложение по двум или трем словам. 11. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.      

    Слайд 18  Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью развития связной речи дошкольников. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Игра "Закончи предложение" Работа по составлению сложноподчинённого предложения.

В данной игре предлагается часть сложноподчинённого предложения, которое надо закончить, используя союз "потому что" или "чтобы"....

Дидактическая игра «Дополни предложение» Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ» для дошкольной группы (5 л.6 мес.-7 лет)

Аннотация: Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной  к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью ...

«Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...