Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья опубликована в журнале " Логопед" №9/2016)
материал по логопедии (старшая группа)

Щигельская Инна Борисовна

В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть гласных звуков. Поэтому предлагаемый в данной статье материал описывает постановку всех звуков русского языка (а не только тех, которые обычно нарушены при дислалии).       

Статья опубликована в журнале "Логопед" №9/2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispravlennaya_statya_inna.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией

     В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть гласных звуков. Поэтому предлагаемый в данной статье материал описывает постановку всех звуков русского языка (а не только тех, которые обычно нарушены при дислалии).

     Отсутствие звуков делает невозможным формирование у моторных алаликов внешней речи. Поэтому звуки детям надо поставить как можно раньше (прежде откорректировав у них моторные нарушения).

     В основе моторной алалии лежит нарушение у ребенка блока кинестетических функций (иначе – суставно-мышечного чувства), что приводит к нарушению моторики (кинетики) органов речи. Причем нарушаются не все движения, осуществляемые ртом, а лишь произвольные (преднамеренные). Инстинктивные движения остаются сохранными (ребенок во время еды открывает рот, двигает языком, жует; смеется, улыбается и т.п.). Это не составляет для моторных алаликов труда, поскольку у них нет собственно мышечных нарушений (их мышцы здоровы, нормально иннервируются, в них нет парезов и параличей, как при дизартрии или анартрии).

     Рассмотрим кратко, каким образом у моторных алаликов нарушены кинестетические функции (суставно-мышечное чувство).

  • У детей не развиты (или очень плохо развиты) кинестетические ощущения в области органов речи. Ребенок не ощущает мышцами (образно говоря, «на ощупь»), в каком точно положении находятся в данный момент его язык, губы и нижняя челюсть.
  • В результате мозг получает (воспринимает) крайне недостаточную и неточную информацию о расположении органов речи и не может построить (воспроизвести) правильную картину их положений. То есть в мозгу создаются неточные кинестетические восприятия (образы, представления) – нарушается оральный кинестетический гнозис (узнавание, распознавание поз артикуляционных органов).
  • На фоне неточных, ошибочных представлений о положении органов речи мозг не может эффективно совершать планирование и осуществление произвольных (преднамеренных) действий. Страдает оральный (относящийся к области рта, «ротовой») праксис (произвольные действия – действия, совершающиеся по собственному намерению ребенка или по показу другого человека, по подражанию). Возникает тяжелая оральная диспраксия (грубое, но все же не полное нарушение способности к совершению действий органами речи) либо апраксия (полная неспособность к совершению действий). Апраксия или тяжелая диспраксия и приводят к моторной алалии. В первом случае ребенок молчит, во втором – он может произносить кое-какие неполноценные звуки, соединяя их в неразборчивые слова.
  • При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук. Ребенок, образно говоря, «не знает, не чувствует», с помощью каких движений это сделать – он «застревает» на звуках. Поэтому ему трудно соединять в слова даже те звуки, которые он научился произносить.
  • У детей с моторной алалией страдает и кинестетическая память – «память мышц» на совершение действий. Причем дети медленно запоминают и собственно артикуляции звуков, и порядок этих артикуляций в словах, и пути переключения с артикулемы на артикулему.

     Моторную алалию принято считать одним из звеньев в цепи прочих нарушений в структуре общего недоразвития речи, относя к первому уровню ОНР.

     Однако практика автора настоящей статьи показывает, что это не всегда так.

     Действительно, нарушения произношения при алалии могут входить в состав общего недоразвития речи наряду с обязательными для этого дефекта иными нарушениями: слоговой структуры, лексического и грамматического строя, фразовой речи. Но моторная алалия бывает и локальным дефектом, при котором нарушена лишь способность к произношению (вызванная локальным нарушением орального праксиса) при сохранности остальных речевых структур.

     Определить, с каким именно случаем мы имеем дело, сразу не удается. Истинный дефект выявляется лишь по мере занятий с ребенком, а именно, когда он начинает говорить. Только тогда мы можем увидеть, «скрывается» ли за моторной алалией общее недоразвитие речи (в этом случае становятся очевидными признаки ОНР: лексические, грамматические нарушения и проч.), или же мы имеем дело с «чистой» алалией (если признаки ОНР не появляются). В последнем случае после постановки звуков речь у моторных алаликов «запускается» сама собой по мере автоматизации звуков в словах. Тут ребенок просто получает недостающие ему произносительные «средства» для выражения своих мыслей.

     В связи со сказанным, работать с моторными алаликами можно двумя путями:

  • Начинать с формирования первоначальных речевых навыков, доступных ребенку, одновременно формируя произношение.
  • Начинать с постановки звуков, надеясь, что за моторной алалией не «прячется» ОНР, и речь по мере постановки звуков появится сама. Если после формирования произношения у ребенка обнаружатся признаки общего недоразвития речи, надо работать и над этим дефектом.

     Тактику работы логопед выбирает, сообразуясь с выявленным (и в том числе предполагаемым) дефектом ребенка. Однако надо учесть, что звуки алалику придется ставить в любом случае. Поэтому описанные в настоящей статье приемы постановки звуков при алалии подходят для работы любым методом.

     Поскольку кинестетические функция при моторной алалии выправляются не сразу и не сразу в полном объеме, при формировании звукопроизношения полезно придерживаться определенных подходов.

  • При постановке звуков надо опираться на тактильную поддержку. Кончик языка и слизистая оболочка рта богаты тактильными рецепторами. Тактильные ощущения (прикосновения, трение и проч.) помогают алалику скомпенсировать недостаток ощущений кинестетических (мышечных). Помогают определять положение языка во рту, находить место артикуляции звука. С целью тактильной поддержки хорошо использовать и пальцы ребенка – подушечки пальцев весьма тонкий орган осязания.
  • Звуки лучше ставить с использованием мануальных приемов (то есть руками). Можно использовать и специальные инструменты для перемещения языка ребенка и указания мест артикуляций звуков – например, деревянные шпатели, зубочистки и проч. Это ускоряет работу. Моторные нарушения алаликов бывают упорными, и преодолеть их полностью до постановки произношения удается не всегда. Но, пожалуй, не стоит увлекаться постановкой звуков с использованием сложных логопедических зондов – при такой постановке язык ребенка перемещается зондом без «ведома» ребенка. Ребенок не ощущает точно, что произошло у него во рту. Поставленные таким образом звуки запоминаются алаликом очень плохо, ему трудно воспроизвести движения, в совершении которых он не участвовал.
  • Если ребенок достаточно хорошо управляет речевым аппаратом, ставьте ему произношение звуков обычными способами, использующимися в логопедии при коррекции дислалии.
  • Не всегда надо стремиться сразу поставить ребенку полностью нормативное произношение звуков. Это не всегда возможно, а времени отнимает очень много. Для начала алалику можно поставить приблизительные варианты произношения звуков (особенно, сложных по артикуляции [Ш, Р] и подобных). На основе этих приблизительных, «временных» звуков можно «запускать» речь. Однако первичные, «временные» звуки акустически должны быть близки к нормативным (базовым): они могут произноситься неточно, смягченно и т.п., но смешений быть не должно. Звуки должны быть узнаваемы.
  • В дальнейшем звуки надо уточнить (доработать), то есть сформировать у детей полноценные варианты произнесения. То есть один и тот же звук у моторного алалика порой приходится ставить в несколько «заходов» (разумеется, чем меньше «заходов», тем лучше).
  • При постановке звуков логопед может (и должен) проговаривать звуки внятно, стимулируя этим ребенка к воспроизведению звуков по подражанию. С дислаликами мы обычно используем разные «хитрости», чтобы не навести их на уже сложившиеся у них неправильные способы произнесения. Здесь уловки не нужны. У алаликов нет ни дефектов произношения, ни замен (у них нет звуков вообще, разве что нечленораздельные «мычания» и воквлизации).
  • Дети с моторными нарушениями могут забывать, как произносятся звуки. Их приходится ставить заново.

    Предлагаемыми приемами (в силу их простоты) можно формировать произношение у совсем маленьких детей (двух-трех лет) с задержкой речевого развития.

         

Формирование произношения гласных звуков

     

Постановка (или уточнение) произношения

  • Ребенок повторяет за вами звуки: [А, О, У, И, Ы, Э]. Обращайте его внимание на форму рта (обводите его губы пальцами).

     Если ребенок произносит «гнусаво» – в нос, отработайте его речевой выдох.

  • Подставьте к своему рту ладонь ребенка, негромко и низким голосом тяните А, выдувая воздух ему на ладонь. Скажите: А упал тебе на ладонь (покажите пальцем куда). Затем произносите звук коротко, указывайте ребенку на его ладонь, подчеркивая этим ощущение выдоха.
  • Ребенок повторяет звук за вами, чтобы на ладони чувствовался выдох. Говорите: А упал, и тыкайте ему в руку пальцем. Отодвигайте его руку ото рта, показывайте, куда должен «упасть» звук. Целясь звуком в ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук выходит более внятным.
  • Эти же упражнения выполняйте с другими гласными звуками.

Различение гласных звуков с точки зрения их артикуляции

     Для моторного алалика важно научиться различать звуки кинестетически «на ощупь», а не на слух.

  • Показывайте артикуляцию гласных звуков, особенно тщательно – И и Ы, так как они похожи. И – вытягивайте губы, видны только верхние резцы, Ы – видны все зубы. Ребенок копирует артикуляцию. Спрашивайте: Какой это звук?
  • Вычерчивайте на листе форму рта при произнесении гласных. Ребенок произносит звуки и обводит губы пальцем (используйте тактильную поддержку). Так ребенок ясно поймет, что вы «рисуете» звуки.    

[А] – большой круг. [Э] – эллипс. [О] – небольшой кружок. [У] – маленький кружок, почти точка. [И] – сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям. [Ы] – горизонтальные линии на некотором расстоянии друг от друга, смыкающиеся по краям.

  • Рисуете «изображение» звука, ребенок называет его.
  • Ребенок «показывает» звук ртом, вы произносите его.
  • Ребенок «рисует» звук, вы – произносите. Допускайте «ошибки», он исправляет.
  • Ребенок закрывает глаза, вы произносите звуки. Он показывает их на рисунке и повторяет за вами.

Формирование произношения согласных звуков

Постановка (или уточнение) произношения

     Звуки [Д-Т].

  • Положите ребенку на язык кусочек бумаги (например, обрывок фантика или бумаги для выпечки), скажите: Выплюнь его. Покажите, как: выплевывайте фантик со звуком Т. Ребенок повторяет, попадая фантиком себе в ладонь.
  • Поставьте к своему рту руку ребенка и, как бы «выплевывая» звук, произнесите Т. Скажите: Т упал. Ткните пальцем в ладонь ребенка. Затем ребенок точно так же, «выплевывает» себе на ладонь Т. Можно чуть высовывать язык между зубами. При этом ребенок ощущает артикуляцию звука тактильно (через соприкосновение с зубами).
  • Над произношением звука Д работайте так же, звук произносите звонко.

     Звуки [Б-П].

  • Работайте похожим образом. Когда «выплевываете звуки», помогайте себе движением головы (вперед, по направлению к ладони). На первых порах можно «приклеивать» ребенку фантик к губам.

     Звуки [К-Г-Х].      

  • Ребенок произносить звук Т (Т-Т-Т). Вы надавливаете деревянным шпателем на кончик его языка и постепенно отодвигаете язык вглубь рта. Сначала слышится Т', потом – К' (оба недостаточно четкие). Когда услышите К, остановите шпатель. Скажите: Это К. Отстраняйте шпатель. Если звук искажается, снова надавливайте на язык. Можете произносить вместе в ребенком. Затем откройте рот и покажите ребенку, где у вас язык. Затем пусть сам «загоняет» язык в горло и повторяет К. Пусть ощупывает пальцем заднюю засть спинки языка  у корня и мягкое нёбо (используйте тактильную поддержку)
  • Так же поставьте Г от Д.
  • Если звук Х получается у ребенка, как простой выдох, пусть тянет Х, вы продвигаете его язык шпателем. Когда послышится Х, пусть ребенок зажмет шпатель зубами и «смеется»: ХА-ХА, ХО-ХО, ХУ-ХУ. Потом пусть смеется без шпателя.
  • Звуки Х и К похожи. Делайте с ними упражнения с флажком на различение (прием описан ниже под заголовком: «Различение согласных по признаку глухости-звонкости»).

     Звуки [В-Ф].    

  • Ребенок несильно прикусывает верхними зубами нижнюю губу и выдувает изо рта воздух на ладонь.

     Звуки: [М, Н].

  • Ставьте их подражанию. Ребенок произносит звуки так, чтобы они «падали» на ладонь. При постановке звука М мните пальцами губы ребенка (сжимайти и разжимайте).

 

     Описанные звуки часто удается сформировать у ребенка акустически точными. Остальные звуки русского языка сложны по артикуляции, поэтому на первоначальном этапе постановки скорее всего удастся получить лишь приблизительное их произношение.

               

     Звуки [С-З-Ц].

  • Напомните ребенку, как свистит комар: С-С-С. Покажите, как у вас расположен язык. Положите себе на ладонь кусочек ватки и сдуйте ее. Пусть ребенок повторит. В результате послышится свистящий звук, возможно, даже нормативный С.

     Если нет, пока ребенок выдувает воздух, положите ему по средней линии языка зубочистку и слегка прижмите ею его язык. Выйдет правильный или почти правильный С. Для уточнения произношения пусть ребенок посильней улыбнется. Затем убирайте зубочистку, ставьте обратно, произносите звук вместе с ребенком.

     Пусть ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ), повторяя их за вами. Сначала можно не вытаскивать зубочистку. Затем надо произносить слоги без нее.

  • [З]. Произнесите С шепотом: Комар свистит тихо. «Тихо» скажите еле слышное. Затем «свистите» звонко: З. Комар свистит громко. Ребенок повторяет оба звука. Затем пусть повторяет: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ. Делайте со звуками упражнение с флажком на различение (см. подзаголовок «Различение согласных по признаку глухости-звонкости»).
  • [Ц]. Пусть ребенок быстро повторяет за вами звукосочетание: ТС. Звуки сольются – выйдет Ц.

     Звуки [Ш-Ж].

  • Возьмите плотную полоску бумаги, придайте ей вогнутую форму, а края заверните наверх (сделайте «ложечку»). Пока ребенок тянет: С-С-С, подцепите вашим самодельным инструментом снизу кончик его языка, как ложечкой, и поднимите язык за верхние зубы.  Язык будет прилипать к бумаге, его края немного заворачиваться наверх. Будет продолжаться слышаться звук: С-С-С. Произносите вместе с ребенком.

     Затем продвиньте кончик языка ребенка к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Произнесите Ш, скажите, что так шипит змея. Отодвигайте полоску от языка ребенка и поднимайте ее опять, пока он не научится удерживать язык в нужном положении.

     Когда это получится, нажмите ему пальцами на щеки (прижмите к коренным зубам) и выдвиньте вперед губы «рупором». Послышится достаточно отчетливый шипящий звук. Затем пусть ребенок произносит вслед за вами слоги.    

  • [Ж] ставьте от [Ш] так же, как [З] от [С]. Тихо шипит змея, а громко жужжит жук.

     Звуки [Ч-Щ].

     Убедитесь, что ребенок полноценно произносит мягкий Т'.  

  • Ребенок повторяет за вами: ТИ-ТИ-ТИ (так «говорит» птичка). Прижмите ему щеки к коренным зубам и выдвиньте вперед губы. Послышится: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Затем пусть ребенок повторяет слоги: ЧА, ЧУ и др. Придерживайте ему щеки.

     Пусть скажет Ч. Отпускайте его щеки, прижимайте опять, пока он не научится произносить звук самостоятельно. Прислоните вертикально к губам указательный палец и произнесите: Ч-Ч-Ч – это тихо.        

  • [Щ]. Ребенок показывает, как сказать «тихо»: ЧЩ-Щ-Щ. Тяните ЧЩ с небольшими паузами: ЧЩ-Щ-Щ-Щ (прислоняйте палец к губам, заговорщически подмигивайте, говорите: тихо – ЧЩ-Щ-Щ). Ребенок повторяет. Удлиняйте паузы, чтобы после Ч слышались изолированные звуки Щ. Если звук недостаточно внятный, прижимайте ребенку щеки к коренным зубам.

   Скажите, что Щ-Щ-Щ – очень тихо «говорит» ящерка. Пусть произносит за вами Щ и слоги с этим звуком.

     Звук [Л].

  • Скажите: Я пою – АЛА-ЛА-ЛА. На Л высовывайте кончик языка между зубами. Выпевайте различные мелодии. Пойте вместе с ребенком. Если у ребенка будет выходить Н, пусть посильней высовывает язык изо рта. Пусть подставит ко рту ладонь, чтобы ЛА «попадало» на нее (покажите как).

     Когда получится более-менее внятный Л, ребенку нужно потихоньку убрать язык за зубы (продолжая «петь»). Язык должен виднеться в щель между зубами.

     Затем «пойте»: ЛО ЛУ и т.д. Затем ребенок должен повторять за вами изолированный Л. Звук может выйти не совсем точным.

     

     Звук [Й].

  • Пусть ребенок тянет И, вы в это время продвигайте шпателем его язык в глубь рта. В какой-то момент послышится Й. Произносите звук вместе с ребенком. Отодвигайте шпатель, прижимайте его, пока ребенок не будет удерживать произношение. Затем пусть повторяет за вами слоги: ЙА, ЙУ и т.д.

     Звук [Р].

  • Ребенок произносит: Д-Д-Д, стучит языком об альвеолы. Покажите пальцем, куда нужно «стучать», пусть сам ощупает это место. Можно поддерживать язык ребенка шпателем. Скажите ребенку, чтобы язык был твердым. Сделайте твердым свой язык, покажите ребенку пальцами, что он с трудом гнется (пусть то же самое сделает со своим языком).

     Пока ребенок говорит: Д-Д-Д, зондом двигайте у него под языком. Будет слышаться Р. Скажите, что так рычит тигр. Рычите вместе.

     Отслоняйте от языка зонд, когда вибрация прекращается, начинайте заново. Попросите ребенка показать, как рычит тигр. Если Р не получается, отложите работу над звуком на более позднее время.

     Можно действовать зондом иначе: не двигать, как обычно, слева направо, а быстрым коротким движением подталкивать язык ребенка в глубь рта. При этом возникает короткая вибрация: ДР-Р-Р.

Различение согласных по признаку глухости-звонкости

     Дети могут оглушать звонкие согласные и озвончать глухие.

     Описанные ниже приемы можно использовать для постановки звонких и глухих согласных. Но прежде у ребенка надо в принципе сформировать представление о том, что такое «звонкость» и «глухость» звука (с целью большей доступности материала мы будем использовать наименования «громкий» и «тихий» звуки).

     Формировать представления о глухости-звонкости имеет смысл только при затруднениях в постановке звуков (когда ребенок не может выговорить те или иные звуки или смешивает их). Представление о глухости-звонкости само по себе ребенку-алалику ни к чему. Оно для него преждевременно.

  • Скажите: Я говорю громко – Б! Слово громко произнесите звучно. Затем: Теперь я говорю тихо – П. П выговаривайте шепотом. Ребенок повторяет звуки.
  • Скажите ребенку: Говори громко – Б! Тихо – П. Он повторяет оба звука.
  • Произнесите Б и взмахните флажком. Затем шепотом П, не поднимая флажка. Дальше произносите ряд из звуков П и Б. На Б поднимайте флажок: Я показываю флажком – Б. Затем это упражнение выполняет ребенок. То же со звуком П.
  • Аналогичные упражнения со звуками: Д-Т, Г-К, В-Ф.

     

Формирование (и уточнение) произношения парных мягких и твердых согласных

     

     К этому материалу относится все, сказанное в предыдущем параграфе о звонких и глухих согласных.

     Этот материал чисто практический и предназначен только для преодоления затруднений в постановке (и различении) мягких и глухих согласных. Давать алалику теоретические представления о мягкости-твердости звуков преждевременно.

     Алалики могут смягчать все звуки, так как не чувствуют «на ощупь», в каком состоянии («мягком» или «твердом») находятся их губы и язык. Значительно реже встречается лишь твердое произношение.

Формирование представления о мягкости-твердости с опорой на кинестетические ощущения

     Мы будем формировать у детей представление о мягкости-твердости звуков с опорой на кинестетические ощущения мягкости и твердости языка и губ.

  • Потрогайте стол: Твердый. Потрогайте диванную подушку, продавите ее, погладьте: Мягкая. Ребенок делает то же самое. Комментируйте: Твердый, мягкая. Трогайте другие предметы, игрушки. «Твердый» произносите сухим, недовольным голосом, «мягкий» нежно и ласково.

     Слова: твердый и мягкий сложны для произнесения, к ним трудно подобрать звукоподражания, поэтому обозначьте их символами. Мягкость обозначайте кусочком ваты, а твердость деревяшкой. Пусть ребенок удостоверится в качествах этих символов.

   

  • Показывайте предметы, ребенок ощупывает их. Спрашивайте: Мягкий? Твердый? Ребенок показывает ватку или деревяшку.
  • Напрягите губы, сжав гармошкой. Пусть ребенок потрогает их. Скажите: Фу – твердые. Расслабьте их. Пусть ребенок помнет их пальцами. Говорите: Теперь – мягкие. Ребенок делает свои губы твердыми и мягкими, щупает их пальцами. Спрашивайте: Твердые? Мягкие?
  • Высуньте напряженный, заостренный язык между зубами, пусть ребенок попробует сдвинуть его с места. Не убирая языка, скажите: Твердый. Положите широкий язык на нижние зубы. Пусть ребенок потрогает его, убедится, что он, как желе. Скажите: Мягкий. Не прячьте язык, произносите «мягким» языком.

Постановка и различение мягких и твердых пар согласных звуков

     Ребенок может смягчать звуки или наоборот произносить твердо. В зависимости от надобности и мягкость, и твердость произношения формируйте одинаковым образом, отталкиваясь от кинестетических ощущений ребенка. То есть работайте сразу над обоими парными звуками.

 

     Губные звуки.

  • Произнесите М, сжав губы гармошкой. Скажите: Твердый (почти не разжимая сморщенных губ). Пусть ребенок пощупает губы. Расплющите губы и скажите М' мягким тоном: Мягкий. Пусть ребенок пощупает ваши губы.

     Произносите то мягкий, то твердый звук, ребенок щупает ваши губы и показывает ватку или деревяшку (символы, соответствующие этим представлениям).

     Ребенок определяет (показывая ватку и деревяшку) какой звук вы произнесли без ощупывания губ, рассматривая артикуляцию. Артикулируйте утрированно.

     Говорите: Сделай твердые (мягкие) губы (показывайте как). Ребенок может ощупывать свои губы.

     Ребенок повторяет за вами твердый и мягкий М. Он может ощупывать ваши и свои губы. То же без ощупывания губ.

     Ребенок определяет, какой звук вы произнесли на слух (не видя вашего рта).

     Ребенок повторяет за вами слоги с мягким и твердым М, (МА-МЯ и др.)     

  • Аналогичным образом работаете со звуками: Б-Б', П-П'.

Губно-зубные звуки.

  • Работаете так же, как с губными. На твердые звуки напрягаете и морщите нижнюю губу. На мягкие можно пожевать верхними зубами мягкую нижнюю губу (используйте тактильную поддержку).

     Переднеязычные звуки.

  • Произнесите твердо Н. Напряженный язык прислоняйте к верхним резцам. Дайте ребенку потрогать его, пусть убедится, что язык нельзя сдвинуть с места. Затем скажите Н'. Ребенок трогает ваш язык, сдвигая его вправо-влево.

     Пусть повторяет за вами звуки, щупает свой язык. Если тот не будет достаточно мягким, шпателем перемещайте его из стороны в сторону, расслабляя его.

  • Другие переднеязычные звуки ставьте аналогичным способом.
  • Различайте их с помощью ватки и деревяшки, как делали с губными.

Заднеязычные звуки.

  • Они произносятся в глубине рта, и помочь ребенку выговаривать их трудно. Говорите, чтобы он делал твердый и мягкий язык. Двигайте язык шпателем, чтобы придать ему мягкости.

Закрепление произношения звуков

     

  • Начинайте со звукоподражаний из одного звука. Показывайте картинки с соответствующими изображениями.

 

     Жук: [Ж]. Комар: [С]. Тигр: [Р]. Змея: [Ш]. Ежик фыркает: [Ф]. Пароход гудит: [Л]. Муха: [З]. Ящерка шипит: [Щ]. Чайник кипит: [Ч] Заяц дрожит: [Й]. Кузнечик цыкает: [Ц].

     Моторным алаликам не только трудно научиться выговаривать звуки, но и переключаться со звука на звук, а также запоминать и воспроизводить последовательность звуков.

     В связи с этим помогайте ребенку переходить от звука к звуку пальцами (на гласные звуки вытягивайте по-разному губы). Звуки, которые он не может выговорить в стечении согласных, пусть произносит сначала по одному, последовательно (в это время вы можете пальцами или шпателем помочь ему произнести звук или переключиться со звука на звук – подтолкнув так или иначе его язык, направив его, задав ему движение, в нужную сторону).

  • Показывайте картинки с изображениями животных и предметов, которые ребенок умеет называть звукоподражаниями из нескольких звуков. Спрашивайте: Это кто? Это что? Если он недоговаривает в звукосочетаниях какие-либо звуки, пусть повторяет звукоподражания по нескольку раз – по звукам. Иногда помогайте ему произнести звуки шпателем или пальцами.
  • Формируйте новые звукоподражания с вновь поставленными звуками.
  • Учитесь произносить простые существительные, называющие конкретные предметы. Показывайте предмет и многократно произносите слово. При необходимости выговаривайте слово по звукам. Ребенок повторяет.

 

     Звуки закрепляем сначала в трехбуквенных словах, так как моторному алалику нужно сначала научиться удерживать в памяти минимальный для слов звуковой ряд из трех артикулем. Затем переходим к четырехбуквенным словам.

     Односложные слова: мяч, шар, куб, газ, йод, жук, бок, лед, душ, сор, дом, лес, нос, сыр, суп, чай, пол, лоб, кот, конь, рысь, сад, рот, кит, пень, пыль, гусь, сок, лук, рис, соль, нож, мышь.

     Двухсложные слова: рука, нога, киса, миша, лиса, вода, вата, ляля, каша, губа, зубы, муха, тетя, дядя, кофе, небо, рыба, шуба, щука, коза, гора, море, река, щека, ванна, ухо, дыра, ваза, сани, лапа, лицо, часы, бусы, мясо, пила, кино, луна, лужа, лыжи, шея, шина, коса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед"

В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть г...

Экспресс курс обучения гласным звукам детей с моторной алалией 4-5 лет. Занятие №1

Занятие 1. Обучение звуку «А»Задачи:1.     Коррекционно-образовательные·        Учить произносить звук «а»·...

Игры с Крошем. Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОНР I уровня.Статья опубликованная в журнале "Логопед" №6/2016

В статье представлена индивидуальная логопедическая  работа с ребенком с общим недоразвитием  речи первого уровня по автоматизации звука (С) в слогах и словах. А также  демонстрир...

Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией

В данной статье рассматривается система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией....

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...