Развитие речевой активности у детей с помощью мини-робота Bee Bot
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В настоящее время развитие инженерных технологий в дошкольном образовании являются новой ступенью в образовательном процессе. Одним из 6-ти образовательных модулей STEM- технологии, является робототехника. Использование программируемых мини-роботов «Bee-bot» - «Умная пчела» в коррекционной работе учителя-логопеда очень эффективно, так как они являются великолепным средством, повышающим мотивацию у детей, а также обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речевой активности у детей с помощью мини-робота Bee Bot»

Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму.

Коррекционно-образовательный  процесс обучения ребенка с речевыми нару-шениями требует длительного времени, так как у этих детей наблюдается  дефицит внимания, низкий уровень мотивации к обучению, недостаточная познавательная активность. Детям с речевой патологией характерна быстрая утомляемость, не достаточная развитость  высших психических функций.

Внедрение  STEM- технологий в коррекционно-образовательный процесс по-могает детям с тяжёлыми нарушениями речи  учиться ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дети приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Используя STEM- технологии дети,  играя, развиваются, одновременно обучаясь в деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче. У детей развивается воображение, фантазийное творчество. Они приобретают способность к практическому и интеллектуальному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса в результате практической деятельности. У детей с речевой патологией складывается опыт  обобщения и классификации предметов и явлений по нескольким признакам, укрепляются знания и умения пользования универсальными знаковыми системами. Практически закрепляется свободное владение родным языком.
Одним из 6-ти образовательных модулей STEM- технологии, является робототехника. Использование программируемых мини-роботов «Bee-bot» - «Умная пчела» в коррекционной работе учителя-логопеда очень эффективно, так как они являются великолепным средством, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие).

Робот «Умная пчела» – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид. Увлекательные занятия в виде игр, гораздо успешнее позволяют осуществить коррекционно-восстановительную работу по исправлению речевой патологии, раскрыть творческий потенциал ребенка. Игры с мини-роботами «Bee-bot» отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности, помогают ее разнообразить, прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Учитывая, что практически вся логопедическая работа строится на монотонном, многократном повторении слогов, слов, скороговорок, наряду с традиционными методами работы очень эффективно использовать мини-роботов «Bee Bot» в своей практике для разбавления этого однообразия.

Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация, также развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий.

Работа начинается со знакомства с «пчёлками», обучения умению ориентироваться на тематических ковриках, с программирования пути пошагово, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривая либо ход действия «Умной пчёлки», либо произнося различный речевой материал.
Используя тематические коврики, дети в дальнейшем уже самостоятельно играют с «пчёлками» и оречевляют их.
Вот примерные игры с мини-роботами «Bee Вot», которые в коррекционной логопедической работе позволяет решить различные задачи:

– Развитие слухового внимания:

«Слоговые дорожки» – пчёлка проходит слоговую дорожку на заданный звук, а ребенок повторяет за взрослым или читает самостоятельно.

«Найди заданный звук» – взрослый называет звук, а ребенок строит путь к схеме этого звука или ребенок проходит по заранее прописанному алгоритму и когда пчёлка доходит до заданного звука – называет его и придумывает слово с этим звуком);

– Активизация артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения:

«Найди и сделай упражнение» ( – ребенок строит маршрут пчелки до заданного артикуляционного упражнения, а потом выполняет его.

«Идём до звука» – выполняя определенные артикуляционные движения;

«Найди картинки только на этот звук» (задача – дифференциация звуков и умение произнести звуки в словах чётко).

– Развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа:

«Отыщи слоги» – найти картинку или фигуру слова, в котором есть заданный слог и назвать его.

«Цепочка слов» – найти соответствующую картинку, название которой начинается на последний звук заданного слова.

«Назови слова на этот звук» – надо пройти пчёлкой по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина, конец слова);

– Уточнение и активизация словаря:

«Что лишнее?» – дойти до картинки, в названии которой нет данного звука.

«Слова – наоборот найди, нашу пчелку проведи».

«Недорисованные картинки».

 «Любимое варенье» – найди варенье, которое любишь;

– Развитие связной речи:

«До скороговорки мы дойдем и её произнесем».

«Составь рассказ по серии картинок»

– Формирование пространственных представлений.

«Отыщи только зимующих птиц», «Отыщи только перелётных птиц» (надо пройти пчёлкой по тем птицам, которые остаются на зиму в наших краях, обходя перелётных птиц и наоборот).

«Собери все фрукты», «Собери овощи» (пройти пчёлкой по фруктом, оставляя не собранными овощи и наоборот).

По такому же принципу сделаны игры «Животные жарких и северных стран», «Наведи порядок в шкафу» (одежда, обувь, головные уборы). «Времена года» и другие.
Конечно, все эти игры многофункциональны и решают сразу несколько задач. В любой игре необходимо умение задавать направление движения, а значит развивается ориентировка в пространстве. Но кроме этого, каждая игра имеет свою тематику. Это игры по лексическим темам, которые основной задачей выполняют развитие навыка обобщения и классификации, кроме этого во всех играх решается задача развития и обогащения словарного запаса, лексико-грамматических категорий.

Такие игры очень нравятся детям. Дети с удовольствием помогают мини-роботу «Умной пчёлке», тем самым увлекательно, без напряжения выполняют разнообразные логопедические упражнения и задания.
Таким образом, в настоящее время развитие инженерных технологий в дошкольном образовании являются новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, создавать в процессе обучения необходимую этим детям «ситуацию успеха». Благодаря сочетанию традиционных и инновационных технологий работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Методы и приемы развития речевой активности у детей с нарушениями в развитии младшего возраста . Потребности в общении с окружающим.

При исправлении нарушения большее внимание уделяется  общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности , индивидуального х...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у детей с помощью сказок"

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...

Мастер-класс "Развитие речевых процессов у детей при помощи оптико-пространственного восприятия"

Мастер-класс «Развитие речевых процессов у детей при помощи оптико-пространственного восприятия»...

Развитие речевой активности у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить....

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.

Данная консультация предназначена для воспитателей логопедических групп.В ней говорится о влиянии  дидактических игр математического содержания  на развития речевой активности у детей с рече...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие речевой активности у детей старшего возраста"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»Вопросы развития правильной речи...