Нетрадиционные формы постановки звуков
статья по логопедии

Куприянова Оксана Викторовна

При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:

 1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения

 2.Массаж

 3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)

 4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)

      С – для постановки свистящих звуков.

      Ф – для воспитания воздушной струи.

      Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.

      Ы – для звука -Л-.

 5.Работа над мелкой мускулатурой рук.

Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netr._formy_postanovki_zvukov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Консультация

для учителей-логопедов

 на тему:”Нетрадиционные формы постановки звуков”

                                Подготовила:

                                учитель-логопед ГБДОУ детский сад №                                 38 компенсирующего вида

                                Невского района

                                Куприянова Оксана Викторовна

г. Санкт-Петербург

2021

        При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:

 1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения

 2.Массаж

 3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)

 4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)

      С – для постановки свистящих звуков.

      Ф – для воспитания воздушной струи.

      Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.

      Ы – для звука -Л-.

 5.Работа над мелкой мускулатурой рук.

Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.

 Боковой сигматизм

         С – используются следующие приёмы постановки.

1.”Кушай свой язык”

 а)держа кончик языка за нижними зубами жевать боковые края (2-3 занятия)

 б)”жуя” язык произносить звук -и- (2-3 занятия)

 в)выполняя вышеуказанное, попросить подуть длительно на кончик языка.

Произносится звук  -С-. А через 1-2 недели оторваться от жевания языка.

2.Механический путь:взять марлевую салфетку (платок), вытянуть кончик языка и приложить его к нижней губе, держа его в таком положении попросить ребёнка подуть. И в таком положении отрабатывать звуки в слогах. СА-СЫ и в этом положении начать автоматизацию. Слоговой период очень длительный.

3. Постановка -С- с использованием соломинки. Пластмассовая соломинка лежит на середине языка, высунутого. Она задвинута на 2-2,5 см. за зубы вдоль языка между резцами. Ребёнок учится дуть на руку или пух через соломинку, придерживая её сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта и ребёнок самостоятельно воспроизводит зубное -С-

         Шипящие звуки

а)Ставить также от -С- с жеванием, но с механической помощью (поднять кончик языка вверх шпателем)

б)-Ш- при наличии проторного -Р- наиболее проста постановка -Ш- от его шёпотного произношения при сближенных зубах и округлённых губах.

-Ч- Аффрикат -Ч- ставят от -Т`- или от слияния -Т`- и -Щ-. Введение в слоги начинают с закрытых.

в)”Отрабатывать блинчики” - поднять кончик языка к верхней губе и отрабатывать воздушную струю. Открыть рот и язык занести за верхние зубы.

Межзубное произношение 

        Важное упражнение “Катушка” или “Киска сердится”. Отрабатывать на “катушке” слоги СА-СЫ (в течение 1-го месяца) и с этими же слогами слова, предложения. На “катушке” хорошо использовать пение СА, СЫ на разных мотивах песен ( в течение 1-2 месяцев). Потом со слогами СО, СУ.

Звук -Л-

1.Отработать широкий язык “блинчик”, потом поднять кончик языка к верхним зубам и произносить -А- (как межзубно), получается АЛА-АЛА. Постепенно перевести за зубы.

2.Логопед сидит на маленьком стульчике, ребёнок перед ним стоит в знаке вопроса (наклонившись). Логопед давит пальцами ребёнку под яблоки, а ребёнок кончик языка держит между зубами (1-2 недели). Можно имитировать рёв медведя (аыл, аыл) потом кончик убрать вверх и начать автоматизацию звуков.

Звук -Р-  

        Постановка звука от -З-, -Ш-, -Д-  и межзубного дрожания языка. Язык положить на верхнюю губу и выдыхать (ПРР) кончик языка дрожит.

 Горловое – 1.Чёткость отработки упражнения “Барабанщик” (1-2 занятия) Д-Д  медленно.

 2.Пальчик “Солдатик”. Темп убыстрять и доводить д-д-д-д-, до автоматизма.

3.Делать пальчиком движения под языком “змейкой”.

4.На 3-ем занятии брать произношение ДЗЫНЬ.

СОВЕТЫ:

1.Чтобы снять ТР – утрированное нужно попросить ребёнка произнести ласково, нежно слова (РАМА) или (РАН) одноударно.

2.Если есть -Рь-, а нет -Р-  то перейти от -Рь- произнеся раскатисто слова: рррррис, Ирррина.

Список использованной литературы:

 1.Из материалов методического объединения учителей-логопедов г. Братска 1990 г.

 2. Материалы с курсов Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме:"Вопросы организации и методика коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при дизартрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в индивидуальной форме «История про щенка. Постановка звука [Р]»

Начальные этапы работы по постановке звука "Р" в индивидуальной форме...

Конспект открытого мероприятия в нетрадиционной форме работы с родителями во 2 младшей группе: постановка кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса»

Нетрадиционные формы работы с родителями.   Конспект  постановки кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса» во 2 младшей группе с участием родителей...

Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.

      Для  многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм "«Автоматизация звуков «С» и «Ш» "

Повышение уровня компетентности учителей-логопедов по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с применением нетрадиционных форм работы с песком....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм "«Автоматизация звуков «С» и «Ш» "

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Организация коррекционно...

Мастер-класс на тему: «Коррекция произношения шипящих звуков классические и нетрадиционные методы постановки».

Предстален методический материал из опыта работы по постановки шипящих звуков у детей с ТНР....