«Дифференциация звуков [М-М’] и буква М».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
План-конспект занятия в старшей логопедической группе.
Тема: «Дифференциация звуков [М-М’] и буква М».
ЦЕЛИ:
► развитие фонематических процессов (восприятия, звукового анализа и синтеза) путем сравнения сохранных звуков [М - М'] изолированно, в слогах, в словах и фразах;
► уточнение правильного произношения звуков [М – М'] и их различение путем опоры на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации;
► закрепление образа изученных звуков и букв, связи между ними путем введения в занятие элементов эвритмии и хирофонетики;
► закрепление навыка составления короткого рассказа параллельной организации путем самостоятельного распространения простых предложений и работы с их схемами; обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению в виде составления картинного плана;
► воспитание у детей организационных навыков, позволяющих осуществлять коллективную деятельность; развитие навыков работы в группе, в заданном темпе, формирование умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m-m_bukva_m.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №304» Ворошиловского района города Ростова - на - Дону План-конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Дифференциация звуков [М-М’] и буква М. Учитель-логопед Чекусова Наталья Михайловна 2021 г. |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ М и М' ] И БУКВА «М».
ЦЕЛИ:
► развитие фонематических процессов (восприятия, звукового анализа и синтеза) путем сравнения сохранных звуков [М - М'] изолированно, в слогах, в словах и фразах;
► уточнение правильного произношения звуков [М – М'] и их различение путем опоры на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации;
► закрепление образа изученных звуков и букв, связи между ними путем введения в занятие элементов эвритмии и хирофонетики;
► закрепление навыка составления короткого рассказа параллельной организации путем самостоятельного распространения простых предложений и работы с их схемами; обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению в виде составления картинного плана;
► воспитание у детей организационных навыков, позволяющих осуществлять коллективную деятельность; развитие навыков работы в группе, в заданном темпе, формирование умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Оборудование:
зеркала, «звуковички» (из пособия «Речевечок»), модель алгоритма анализа звуков, «звуковые птички», конверты с предметными картинками, звуковые линейки, фишки, буква «М» в разных видах, вощина, веревочка (шнурок), природные и счетные палочки, игрушки мышка и мишка, «волшебный мешочек».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ.
Знакомство с гостями
I. ОРГМОМЕНТ:
Цель: настроить детей на занятия, подготовить рече-голосовой аппарат к работе (дети стоят кругом на ковре).
Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце). Назовем его ласково (Солнышко). Представим, что мы солнышки: поздороваемся, как солнышки.
- Упражнение «Солнышко».
Логопедическая задача: подготовка артикуляторного аппарата к работе, правильное пение гласных звуков; точное выполнение движений.
Описание: здороваемся как солнышки И-А-О (с эвритмическим движением рук и ног).
2). Упражнение на внимание: Сядет тот, кто запомнит и повторит с движением звуковой ряд:
« А – О – У; У – О – А; И – А – У…» (дети садятся за столы после выполнения задания).
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
- Ребята, когда мы с вами здоровались как солнышки, что мы с вами пели? (звуки).
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятиях? (о звуках).
- А что такое звук? (это то, что мы слышим и произносим).
- Мы глазами можем увидеть звук? (нет).
- Вспомните, какие звуки мы пропели, когда здоровались как солнышки? (И – А – О, с движением рук).
- Как называются эти звуки? (Подсказка, если дети будут затрудняться: «Эти звуки можно долго и громко произносить. Они льются свободно, с голосом, не встречая никаких преград, и ничего им не мешает ни губы, ни язык, ни зубы. Чтобы произносить такие звуки, надо правильно дышать. Как такие звуки называются?»). (Гласные).
- А есть звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов и языка? Их нельзя спеть, потому что во рту есть преграда для прохождения воздуха, некоторые из них можно тянуть. И все эти звуки живут в согласии с гласными звуками. Как называются такие звуки? (Согласные ).
- Но в сказочной стране Звукалии, как вы уже знаете, живут «звуковички» (девочки и мальчики) и один из них прилетел сегодня к нам в гости. А чтобы вы не ошиблись, определяя, как его зовут, он привел с собой друзей, которые помогут узнать его имя.
III . АКУСТИКО-АРТИКУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.
*Знакомство со звуком [М].
Помогать нам будет…Ой, кто это шуршит у меня в мешочке? Угадайте, кто это? (достаем из мешочка мышку). Принесла нам звук сегодня Мышка. Какой это звук вы догадайтесь сами: «Послушайте предложение и скажите, какой звук чаще слышится? «Мама мыла Машу мылом» (звук [М]).
*Произнесение звука.
Давайте позовем этот звук, и он появится (М-произносим с эвритмическим движением рук).
Что-то не появляется, но появилась наша звездочка. Как мы ее назвали? (Маша) Давайте еще раз с Машенькой позовем этот звук погромче и протяжнее (по кругу с передачей звездочки, а другие с движением рук).
А вот и звуковичок [М] к нам пришел. (Варианты: *предъявляем звуковичка; * выбрать из 4 звуковичков самостоятельно; * черно-белая ксерокопия звуковичка и дети сами собирают его из деталей по цвету). Давайте посмотрим, как он произносится, и расскажем какой он?.
* Характеристика звука. Какой он? (Анализ по алгоритму с использованием звуковых моделей и зеркал). М – согласный, звучный, звонкий, губной, носовой (докажи).
губы - смыкаются, преграда образуется верхней и нижней губой;
зубы - сближены;
язычок - спит спокойно;
голосок - голосовые складки вибрируют, голос образуется;
носик - воздух идет через нос.
Вывод дети должны сделать сами: Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда. Значит, это не гласный звук, а согласный, «ртозакрыватель». (Сравнение с [А], если дети затрудняются с ответом). Что кроме голосочка помогает язычку произносить звук [М] - Носик – (проверим, закрываем нос, пытаемся произнести). Похвалим наш носик и порадуем его массажем. (Работа над носовым резонатором: упражнение из йоги для детей «Оркестр»).
* Знакомство со звуком [М'].
Появление Мишутки и звуковичка [м']. (Проблемная ситуация: Мишка просится играть, потому что у него такой же первый звук в названии. Мышка ему отказывает, объясняя, что у него другой звук. Кто прав? Дети должны доказать самостоятельно).
* Характеристика звука и выбор звуковой модели из остальных звуковичков. Дети характеризуют звук М.
* Сравнение с [м]. Сравниваем со звуком [м], чем отличаются и чем похожи: по звуковым моделям и артикуляции.
ФИЗМИНУТКА.
(Звуковички зовут своих друзей - гласные звуки - поиграть).
*Фрагмент эвритмии. Подружим звуки [М-М’] с гласными звуками, какие мы уже изучили (А, О, У, Ы). Представим, что наши руки это кисточки и мы можем нарисовать звуки. Давайте их красиво споем и нарисуем, чтобы было удобно, встанем. Рисуем кистью, пальчиками: А М, О М, У М, М А, М О, М У, М У– О -А.
- Игра «Наоборот»: ма - мя, мо - ме, му - мю, мэ - ме (с разжиманием кулачков ).
- Футбол с «М А» (бросаем слог «ма» друг другу, возможно «ма – мя»).
* Игра: «Носики, крылышки, хвостики». (Оздоровительная минутка «Погреем ушки». Выделение звуков из слов на слух (с сигналом рук и показом фишки)
мак, рука, мох, крем, ум, мама, усы, мишка, мед, осьминог, пальма, нос, дом, гном.
* Игра на развитие слухового внимания и памяти: «Запомни и повтори» (Виброгимнастика- при произнесении приподнимаемся на носочки и ударяем пяткой на каждый слог или слово):
а) АМ - ОМ – УМ – ИМ
б) ма – мо – му – мы
в) дом – ком – гном – альбом
г) ком – том – дом - гном
Сядет тот, кто повторит упражнение: (из Ботмеровской гимнастики или «Попрыгушки».).
Выделение звуков [М - М'] из слов.
Дарим «подарки» звуковичкам: команда Мишутки и Мартышки распределяет предметные картинки на магнитной доске (в начале слова, в середине и в конце).
мышка мишка
мышь морж мак мяч миска
пальма ромашка осьминог змей змея
дом гном семь восемь
Звуковой анализ слов: мак, мир, дом.
9. Выделение звуков [М-М'] в предложениях: работа над рассказами по серии сюжетных картинок. Мышка и Мишутка принесли картинки и просят составить рассказы. Дети по желанию делятся на команды и составляют на доске рассказы цепной организации «Мальчик и мячик», «Мальчики и ежи», защищают свой рассказ.
а). Мальчик играл мячиком. Мячик упал на чайник.
Чайник разбился.
б). Мальчики пошли в лес. В лесу они нашли ежа.
Ежика принесли домой. Дома напоили его молочком.
На столах составляют схемы некоторых предложений, выделяют фишками «гостей», доказывая свою точку зрения.
10. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М.
Цель: закрепление связи между звуками [м - м'] и буквой М.
Закрепление образа буквы. Ребята, мы все занятие говорим о звуках [М и М'], а кто помнит, какими буквами на письме обозначаются эти звуки? («Ловушка»: должны сами сказать, что оба звука обозначаются одной буквой М).
*На что она похожа? (На доске: сложить самостоятельно из полосок. Показ руками: запоминание образа буквы: рисуем пальцем, вытянутой рукой, закрыв 1 глаз, другой рукой, носиком, локтем, на плече товарища, ногой. Поиск в кабинете буквы М в различных вариантах: из шнурка, из спичек, палочек, из косточек…)
*Лепим букву из «волшебной палочки» вощины. (Массаж рук + оздоровление организма).
*Складывание слов из букв с целью профилактики пространственных нарушений.(КОМ-ТОМ… МАК – МОК – МОХ –МОТ … ).
*Подарки гостям: сложить из букв слова МАК, ДОМ, либо любое другое по желанию ребенка.
11. Итог занятия: Какие гости пришли к нам сегодня? Какие звуки принесли нам в подарок? Что мы знаем об этих звуках? Чем они похожи? (согласные, звонкие). Чем отличаются? (один из них мягкий, а другой – твердый, поэтому у них разные звуковые модели, но буква одна.)
Сюрпризный момент: В мешочке у Мишутки конфеты: шепнуть на ушко мишке любое слово со звуком [М] или [М'] и достать конфету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П
Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем при подготовке детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет учителя...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...