Конспект открытого вводного логопедического занятия с элементами экспериментальной деятельности на тему: «В гости к Язычку-Речевичку»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_zanyatie_3.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Открытого вводного логопедического занятия с элементами экспериментальной деятельности на тему:

«В гости к Язычку-Речевичку»

Цель:    формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку.       

Задачи.

Коррекционно-образовательные: 

- формировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате;

- обогащать словарный запас по теме: «Органы артикуляции»;

- познакомить с основными артикуляционными упражнениями;

-вызвать интерес к артикуляционной гимнастике;

-познакомить с принципом образования  звука;

- дать понятие о речевых и неречевых звуках.

Коррекционно-развивающие: 

-развивать артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух; 

-развивать мелкую моторику;

-формировать правильное речевое дыхание:

-развивать слуховое и зрительное внимание, память;

-развивать воображение.

 Коррекционно - воспитательные: 

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать  активность и творчество;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту окружающей природы.

- воспитывать умение выполнять игровые правила, желание работать в коллективе.

Оборудование: макет домика Язычка - Речевичка, зеркала, раскраски, листья (из цветной бумаги), цветик – семицветик, проектор, презентация,  развивающая компьютерная игра на развитие фонематического слуха,  дудочки, бумажные трубочки, таз  с водой, конверт с письмом.

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

Дети заходят под музыку в зал, встают вокруг логопеда.

Учитель-логопед:        (Заходить с конвертом и письмом с цветиком)

Чтобы вежливыми быть, 
Нужно “здравствуй” говорить.

-Здравствуйте, ребята.

-Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.

-Ребята, я вчера прочитала стихотворение С. Михалкова о мальчике Саше. Называется оно «Сашина каша» Сейчас я вам его расскажу.

Сашина каша (С. Михалков)

Живёт на свете Саша.        

Во рту у Саши каша -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши -

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,

чисто,

ясно, -

Как люди говорят, -

Наш Саша так корёжит,

Что сам понять не может:

Произнесёт словечко -

И сам тому не рад!

Он скажет:

"До свидания!"

А слышится:

"До здания!"

Он спросит:

"Где галоши?"

А слышно:

"Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налёта

Прочесть,

спросить,

сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать...

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

- А как вы думаете, о какой каше идет речь в этом стихотворении?

(Мальчик так плохо говорит, что кажется, будто у него каша во рту)

-А вы хотите быть похожими на этого мальчика?(Нет)

- Что же нужно сделатьдля того, чтобы не быть похожими на мальчика Сашу? ( Научиться самим правильно говорить)

- Совершенно верно, ведь  если мы будем правильно говорить, значит,  нас все будут понимать.

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы правильно и красиво говорить? (Ответы детей)

Чтоб красиво говорить,

Надо многому учиться.

Быть внимательным всегда

И, конечно, не лениться.

2. Основная часть

Учитель-логопед: На наших занятиях мы будем учиться красиво и  правильно говорить.

А поможет нам в этом Язычок - Речевичок

-Он как раз именно сегодня прислал для вас письмо

-. Я сейчас вам  его прочитаю.

 «Здравствуйте, дети. Я узнал, что вы скоро пойдете в школу. Но, случайно услышав ваш разговор,  понял, что вы еще не со всеми звуками подружились. Я очень хочу вам  помочь. Приходите ко мне в гости, в страну красивой и правильной речи, и я поделюсь секретом, как научиться правильно и красиво говорить. Но попасть ко мне вы сможете, если выполните задания, данные на лепестках цветика – семицветика, который находится в конверте.  Не медлите, отправляйтесь в путь Если вы правильно выполните задания, лепестки укажут дорогу к домику, в котором я живу. До встречи».

-Дети, вы готовы идти в гости к Язычку Речевичку?

-Молодцы!

- Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!

-А вот и цветик – семицветик. Он поможет нам добраться до домика веселого Язычка. 

Отрываем лепесток.        

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,                  

Как коснешься ты земли,

Нам задание принеси.

-Давайте пройдем к месту, куда упал лепесток.

Лепесток № 1.

- Задание №1                            

-Ответьте на вопрос:

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Верно.

-А что происходит осенью с листьями?

-Они опадают.

-Правильно, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.

 Давайте посмотрим, как красиво кружатся осенние листочки.

(Смотрим на экран)

-Понравилось вам видео?

-А на нашем лепесточке дано еще одно задание: покажите, как сдувает осенний ветер листья.    

-Мы с вами сейчас будем сдувать осенние листочки. Сначала я вам покажу, как надо правильно дуть, а затем вы повторите за мной.

-Посмотрите: вдох делаем носиком и через вытянутые губки с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел. Щечки не надуваем.(Показ логопедом)

 И вот мой листик полетел,

 Как будто с дерева слетел.

  -А теперь попробуйте и вы сдуть свои листики. 

 (Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают по очереди,  по 2 листика с ладошки).

- Молодцы, дети. Как красиво полетели ваши листочки.

-Дети, мы справились с заданиями Язычка, данными на 1-м лепестке.

А сейчас давайте оторвем следующий лепесток

Отрываем лепесток.

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Как коснешься ты земли,

Нам задание принеси.

Давайте прочитаем на следующем листике, что же нам надо сделать.

Лепесток № 2.

Поиграйте в игру «Угадай звук».

-А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

-Давайте посмотрим на экран. Мы поиграем в игру «Угадай звук»

- Что вы услышали? (Ответы детей)

Логопед: Вы не видели предметы, которые производили действия. Как же вы догадались, что это звонок звенит, молоток стучит, машина сигналит?(Услышали, определили по звуку.)

Логопед: Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это именно он что – то делает. И в этом нам помогает звук.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если бы она была беззвучной.

-Молодцы, дети. Справились с заданием Язычка – Речевичка.

Давайте оторвем следующий лепесток

Отрываем лепесток.

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Как коснешься ты земли,

Нам задание принеси.

Лепесток №3

-Давайте посмотрим, какое задание для нас приготовил веселый Язычок.

 Подойдите к волшебному озеру. Проведите опыты со звуком. Оборудование для  опытов вы найдете, если внимательно посмотрите вокруг.

-Вот это задание нам дал Веселый Язычок.

-Посмотрите, дети. Мы подошли к какому – то озеру.  

-Дети, а вы хотите узнать, как образуется звук?

Опыт с водой и камешками

Логопед:

-Дети, посмотрите. рядом  с озером лежат камешки. А как вы думаете, что нам надо сделать  с этими камешками? (Бросать камешки в воду)

-Давайте попробуем бросить камешек в воду.

 - Сначала я брошу камешек в воду. Внимательно смотрите, что вы увидите.

- Что увидели? (Круги)

-Сейчас каждый из вас по очереди бросит камешек в воду.

-Видите, по воде расходятся круги, похожие на волны

Логопед: То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она в основном по воздуху.

ВыводЗвуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Опыт с трубочками.

Логопед: Посмотрите, дети. здесь лежит какя – то коробочка. Давайте ее откроем. Здесь лежит  дудочка (свистулька).

 -А для чего она нужна?

-Сейчас я поиграю на ней. (Логопед играет надудочке)

Логопед: Вы слышите звук(Да). Можете его почувствовать, потрогать? (Нет). Хотите почувствовать звук(Да).

-В этой коробочке лежат еще и бумажные трубочки..

-Сейчас я вам их раздам.

Логопед: Подудите каждый в свою трубочку. Что вы чувствуете? (Ответы детей).

-Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна прошла во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Мы смогли потрогать звук. Ощутить его.

Звуки речевые и неречевые

Логопед:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

Логопед:

-Дети, звуки бывают речевые и неречевые.

Логопед:

Неречевые звуки — это звуки природызвуки окружающего мира.

 Их издают животные, птицы, транспорт, вода, ветер, дождь. А мы можем издавать неречевые звуки? (Хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.)

-Давайте изобразим эти звуки.

Физминутка

Мы потопаем немножко: топ, топ, топ.

Мы похлопаем немножко: хлоп, хлоп, хлоп.

А теперь мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

-Мы с вами сейчас что делали?

-Мы сейчас хлопали, топали.

Логопед:

Это неречевые звуки.

-А кто произносит речевые звуки?

-Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает.

Это звуки нашей речи. 

-Итак, мы сказали, что общаемся с помощью речи, а речь состоит из звуков.

Логопед:

-Дети, я думаю, мы замечательно справились с очередным заданием Язычка и провели все опыты со звуком,

-А сейчас можно оторвать следующий лепесток. 

Отрываем лепесток.

 «Лети, лети, лепесток,

Как коснешься ты земли,

Нам задание принеси.    

-Наш лепесток опустился на пол.

-Давайте прочитаем следующее задание, которое приготовил для нас веселый Язычок.

Лепесток № 4.

– Вот еще одно задание:  разучить упражнение для пальчиков рук  «Осенние листья».  А я как раз знаю такое упражнение.Я вам буду показывать, а вы повторяйте движения.  

Раз, 2,3,4,5                                   (загибать пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать              (сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья рябины,  (загибать пальчики, начиная с большого)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.     («шагать» средним и указ. пальцами).

Логопед:

-Молодцы, дети, и с этим заданием справились.

-Можно отрывать следующий лепесток  

Отрываем лепесток.

 «Лети, лети, лепесток,

Как коснешься ты земли,

Нам задание принеси.

Лепесток № 5 

–Вот мы с вами и добрались до домика Веселого Язычка  

В этом домике, дружок,
Живет веселый Язычок - Речевичок.

-Теперь мы можем сказать:  «Здравствуй, язычок!»

Логопед:

-Дети, на лепестке написано еще одно задание от Язычка.

-Ребята, Язычок приглашает вас сесть за столы 

(Дети садятся за столы перед зеркалами).

-Ребята, у каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту.

-Дети, поставьте перед собой зеркала. Посмотрите в них,  вы видите свой ротик?

-А в ротике у каждого из вас кто живет ? (Язычок)

-Значит,  у каждого из вас в домике – ротике тоже живет язычок.

-Веселый Язычок хочет показать вам свой домик. Посмотрите на экран.

-Давайте посмотрим, что еще есть в домике у Язычка - Речевичка. Внимание на экран.

-Посмотрите, дети, около домика Языка какой  - то листик  с надписью. Наверное, Язычок для нас что – то написал. Давайте прочитаем.

«Надо крепко заучить, что тебе поможет звуки все произносить.

Зарядку каждый день должен делать непослушный язычок, забыв про лень».

-Дети, веселый Язычок стал сильным и ловким, потому что каждый день  выполнял специальную зарядку. Чтобы вы научились красиво говорить, нужно, чтобы ваш язычок тоже был ловким, выносливым и сильным.  

-А для этого его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), А веселый Язычок – Речевичок поделится с вами своими секретными упражнениями.

-Давайте посмотрим, какие упражнения для нас приготовил веселый Язычок.

 -Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполняется. (Презентация)

Общий комплекс упражнений для языка.

1.«Улыбочка» или «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2.«Хоботок»

Подражаю я слону –

Губки хоботком тяну.

3. «Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота –

Подшутить над ним охота.

4. «Лопаточка».

 Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

1,2,3,4,5

Язык можно убирать.

5. «Часики»

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов

Покачаться он готов.

Логопед:

-Понравилась вам зарядка веселого язычка? Но это еще не все упражнения, котоми поделился с нами Язычок – Речевичок. Остальные упражнения мы с вами разучим на следующих занятиях.

-Если вы каждый день будете выполнять зарядку для язычка, то скоро научитесь (красиво) правильно произносить все звуки.

-Ой, дети, лепесток упал на пол. Значит, на нем появилось задание.

Лепесток 6

Логопед:

-Язычок написал, что дарит вам на память подарки.  Они находятся в волшебном чемоданчике.  

-Давайте поищем чемоданчик.

-Посмотрите, в нем раскраски.

-Давайте скажем Язычку спасибо.

Логопед:

-Я вам подарю раскраски, когда мы вернемся в детский сад.

-А нам пора. Давайте попрощаемся с веселым язычком

Дети говорят: «До свидания, веселый Язычок»

Логопед:

-Как же нам ернуться обратно, в детский сад?

-Посмотрите,у нас остался 1 лепесток. Я думаю, он поможет нам вернуться назад. 

Отрываем лепесток.

Лети, лети, лепесток.

Как коснешься ты земли,

Путь назад нам(обратно) укажи.

Лепесток 7

-Дети, здесь написано, как нам вернуться обратно.

-Встаньте рядом друг с другом, возьмитесь за руки и сделайте 4 шага вперед. На каждый шаг произнесите волшебное слово (Я научусь говорить красиво)

-Возьмитесь за ручки, закройте глазки и на каждый шаг повторяйте за мной по одному слову. (Я научусь говорить красиво)

Дети возвращаются в детский сад

3. Итог занятия. 

-Вот мы и вернулись в детский сад.

Логопед :

- Где мы сегодня побывали?

-В какие игры играли?

-Какие опыты проводили?

- О каких звуках узнали?

-Каким секретом поделился с нами Язычок – Речевичок?

-Какую зарядку делали?

-Понравилось вам наше путешествие?

-На этом наше занятие закончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: « В гостях у Лунтика »

Коррекционно-образовательные:Закрепить правильную артикуляцию и характеристику звука (Л).Упражнять в определении наличия  звука (Л) в словах.Упражнять в умении делить слова на слоги.Закрепи...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и СНР средней степени с применением инновационных технологий (элементы сказкотерапии и куклотерапии) "Кто сказал "Мяу?""

Представляю конспект занятия, главными задачами которого являются: развитие доступной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью,навыков диалогической речи,формирование навыков распознаван...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идёт"

Конспект интегрированного открытого логопедического логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идет"...

Конспект открытого занятия В подготовительной логопедической группе на тему: «В гости к Язычку-Речевичку»

Конспект открытого занятия В подготовительной логопедической группена тему:«В гости к Язычку-Речевичку»...

Конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Облака - белогривые лошадки»

Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих ...