Составление рассказа-описания детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Бекова Татьяна Леонидовна

Развитие связной речи обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

К одному из типов связной речи относится описание. Рассказ-описание является для ребенка наиболее простой и доступной формой связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz-opisanie.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа-описания детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь играет огромную роль в развитии мышления и психических процессов ребенка дошкольного возраста. От чистой, внятной, логичной и выразительной речи, его умения воспринимать и воспроизводить информацию, задавать вопросы и отвечать на них, зависит в будущем успешность его обучения в школе.

Развитие связной речи обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.C. Выготский).

К одному из типов связной речи относится описание. Рассказ-описание является для ребенка наиболее простой и доступной формой связной речи, развитие которой начинается на 5 –м году жизни. Под рассказом-описанием в науке принято понимать особый вид монологической речи, направленный на создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

В описательном рассказе отображены  основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами) и используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.). В отличие от повествования, в описательном рассказе отсутствует динамика, эмоциональноэкспрессивная оценка, для него характерна перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений.

Занятия по обучению составлению рассказов-описаний оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей, способствуют активизации высших психических функций. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Обучение составлению рассказов-описаний оказывает влияние и на эстетическое воспитание: развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, - общее недоразвитее речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой у детей с нормальным слухом  и сохранным интеллектом отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в проявлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности этих отклонений весьма различна.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

-развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов;

- формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

-обучение использованию языковых средств, необходимых для составления описательного рассказа.

Методика работы по обучению составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР должна реализовываться с учетом  уровня речевого развития детей, структуры дефекта, накопленных ранее умений и навыков. Выбор методов и приемов коррекционного обучения важно осуществляться учетом того, что ведущим видом деятельности в дошкольный период является игровая.

Одним из условий овладения дошкольниками составлением описательных рассказов, является разнообразие видов деятельности, организационных форм работы с детьми.

Обучение составлению описательных рассказов – это комплексная задача, которая решается во взаимосвязи логопеда, воспитателя, родителей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекция  речевых нарушений  у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый  и сложный процесс....

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....