Непосредственная образовательная деятельность ( коммуникация) «Зимние новости на Первом канале»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хомяк Татьяна Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопнедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_novosti_na_pervom_kanale.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

  ( коммуникация)

«Зимние новости на Первом канале»

Автор: Хомяк Татьяна Владимировна,

учитель-логопед

Цель: закрепление представлений о зиме и ее приметах.

Речевое развитие

Развитие словаря: уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов; формировать обобщающие видовые понятия; расширение глагольного словарь на основе работы по усвоению понимания действий.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи: совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов и слов-действий).

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи: формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха;  воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением; развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи: закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.                                                                                                                                                                                                                                Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов: обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.                                                                                                                                                        Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза: совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков.                                                                                                                         Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков: воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание; совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца; совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук, предметные картинки по теме «Зима», музыкальный центр, запись концерта фа минор   Антонио Вивальди «Зима», бутылочки с тертым пенопластом и соломинками по числу детей, карточки для игры «Третий лишний», подносы с манной крупой, клей-карандаш, карточки с силуэтами Снеговика.

Предварительная работа: прогулка в парк, наблюдение за изменениями в природе, пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро»; чтение стихотворений Некрасова «Мороз-воевода», А.С. Пушкина; чтение русских народных сказок «Два мороза» и «Морозко», рассказа К. Ушинского «Проказы старухи Зимы».

Используемая литература:

  1. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И.Селиверстова. М., 1981.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной  работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.,  2003.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб.,  2008.

Ход занятии:

Логопед.  Ребята, жизнь современного человека невозможно представить себе без новостей. Поэтому я предлагаю начать наш день с просмотра утренних новостей. И новости наши необычные, и  смотреть их мы будем в прямом эфире.

(Видеоролик)

Диктор. Доброе утро, дорогие телезрители! Посмотрите в окно. Природа спит, даже звуков никаких не слышно. Но русский народ всегда любил это время, когда  много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. И еще есть такой смешной праздник, которому никто из иностранных гостей не может дать объяснение. Это Старый Новый год.  Эти  праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

                                           Тройка, тройка прилетела.

                                           Скакуны в той тройке белы.

                                           А в санях сидит царица –

                                           Белокожа, белолица.

                                           Как махнула рукавом –

                                           Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что же это за время?

Дети.  (Зимние месяцы, зима).

Логопед. Молодцы, ребята! Это, действительно, зима. Но для того, чтобы весело отпраздновать праздники нам  с вами не хватает снега. И сейчас, на протяжении всего нашего занятия, мы будем пытаться добыть снег. Согласны?

Ребята, подойдите к своим рабочим местам. У каждого из вас есть зашифрованное письмо. По первым звукам нарисованных картинок надо составить слово и записать на своих волшебных подносах с манной крупой.

(У каждого ребенка карточка с нарисованными на ней картинками: зонт, индюк, мальчик, апельсин).

Дети пишут слово ЗИМА на подносах с манкой.

Логопед. Правильно!  А давайте выложим из «волшебных» фишек слово «ЗИМА».

(Детьми самостоятельно проводится звуковой анализ слова)

(Видеоролик)

Диктор.  Умницы ребята, вы замечательно справились с заданием,  и я приглашаю вас в Телецентр на программу 1 канала «Доброе утро». А проводит вас сюда наш друг и помощник. Ответить на вопрос, кто будет вашим проводником, поможет загадка:

«Что за нелепый человек

 Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла»                 (Снеговик).   

Логопед.  Слышите? Кто-то стучит, смотрите, кто к нам в гости пожаловал? Здравствуй, Снеговик!

(Входит воспитатель в костюме  Снеговика).

Снеговик. Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы готовы отправиться со мной в путь. Он предстоит нам нелегкий.

Перед нами снежные сугробы. Как нам пройти? (Их надо перепрыгнуть).

Снеговик. Это очень опасно перепрыгивать через сугробы, через них надо перешагивать.

«Перешагиваем  сугробы». (Перешагивание  через 4 бума - поочерёдно через каждый).

Логопед: Так много снега вокруг. Давайте слепим большие снежные комья (имитируют лепку комков). Какие большие комья. Давайте их покатаем. (Дети делают вид, что катят снежный ком).

Упражнение «Бурелом» (Подлезание).

Упражнение «Обойдем гололед» (Хождение по дорожке).

Логопед вместе с детьми объясняют слова  БУРЕЛОМ        и  ГОЛОЛЕД.        

Логопед. Вот мы и пришли в Телецентр. И встречает нас сама Зимушка-Зима.

Посмотрите, пожалуйста. Вот зима встречает нас в лесу, в парке, на льду. А вот как зима встречает нас  в детском саду (на слайдах поочередно появляются зимние пейзажи).

Я знаю, что вы очень любите подарки. И зима тоже приготовила вам подарок. Давайте же посмотрим, что это?

Логопед. Упражнение «Назови действие»  (со «снежком»)

   Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мною словечко.

Зимой  метель… (метёт).

Ветер в трубах… (завывает).

Снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой  вода в реке.… (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой  снег всё вокруг… (накрывает).

Под снегом травка зимой… (греется).

Логопед. Молодцы, как много вы знаете о зиме.  А знаете, без чего Зима к вам в гости не приходит? Что бы вам было легче отвечать, у меня есть для вас картинки – подсказки.

(на проекторе)

 Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную.

Логопед. Как можно еще назвать снежную бабу?

Дети. Снеговик.

Логопед. Каким  станет парк , если его занесет снегом?

Дети. Заснеженным.

Логопед. Как называется цветок, который первым появится весной?

Дети. Подснежник.

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы его называем?

Дети. Снегопад.

Логопед. Кто приходит к нам в гости с Дедом Морозом.

Дети. Снегурочка.

Логопед.  Послушайте это слова еще раз, и подумайте, от какого слова образовались слова: снежинка, Снеговик, Снегурочка, снегопад, подснежник.

Логопед. Как много вы знаете, ребята. А вот Снеговик наш что-то совсем заскучал.

Снеговик. Я тоже  хочу поиграть с вами. Зима, сейчас мы с ребятами расскажем о тебе. Друзья мои, давайте подберем слова о Зимушке-Зиме и ее приметах.

Зима (какая?)-…

Лед (какой?)… -

Снежинки (какие?)….-

Снег (какой?)….-

(Дети подирают слова-признаки).

Логопед. Спасибо, ребята! Сколько вы хороших слов о зиме и ее друзьях  сказали.  

Логопед. Ну что же, поиграли, пора и  поработать.

Игра «Найди лишний».

Логопед раздает детям карточки. На каждой из них нарисованы 3 предмета, один из которых лишний (его необходимо закрыть снежинкой).

Логопед. Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками те картинки, которые не имеют отношения к Зиме.

Дети выполняют задание и по просьбе Логопеда дают комментарии.

Логопед. Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Снеговик.  Знаю, что вы любите отгадывать загадки.

                   Кто в трубе печной завыл?

                   Кто ворота отворил?

                   Кто там воет, завывает?

                   Все дорожки заметает?

                   Кто бросает снег в лицо,

                   Наметает на крыльцо?  (вьюга)

Логопед. Правильно, это моя помощница, вьюга. А хотите, мы вместе с вами и с зимой тоже устроим небольшую вьюгу?

Логопед. Встаньте  прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, и плавно  выдыхайте в бутылочку, не надувая щек.

Логопед. Посмотрите, сколько снега намело. И из него мы можем слепить друзей для нашего Снеговика. Но сначала мы подготовим наши пальчики.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.          Поочередно соединяем пальчики.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.    

Но где же снежинки? В ладошке вода.         Сжимаем и разжимаем кулаки.

Куда же исчезли снежинки? Куда?        

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…                   Потряхиваем  расслабленными

                                                                                                                              ладонями.

Как видно, ладошки  мои горячи.                 Растираем ладони

(Звучит запись концерта фа минор   Антонио Вивальди «Зима». Дети выполняют аппликацию «Снеговик»)

Звонит мобильный телефон. Снеговик поднимает трубку.

Снеговик. - Здравствуй, Дедушка Мороз! Уже бегу! Только с ребятами попрощаюсь.

Снеговик. - Ребята, мне пора помогать Деду Морозу деревья в лесу снегом одевать. До свиданья, друзья! (уходит)

Логопед. Ну что же, ребята время новостей закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

Логопед. Снеговик очень спешил и позабыла свою корзинку. Давайте посмотрим, что в ней? Да здесь  снежинки. Но все они разные: веселые и грустные. Я предлагаю вам выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, поднимите снежинки, которые улыбаются.

Как хорошо, что у нас всех хорошее настроение.

Логопед. Ну вот мы и пришли в детский сад. Я думаю, что наше путешествие в Телецентр запомниться вам, а как думаете вы?

Спасибо! Мне очень понравилось с вами путешествовать.

Анкета авторов

Ф. И. О. (полностью)

Косарева Татьяна Владимировна

Дата рождения

03.07.1991

     Должность

Учитель-логопед

Место работы

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”

Адрес организации

г. Губкин, ул. Фрунзе, д. 16б

Ученая степень

-

Звание

     -

Е-mail

tk.matanja@yandex.ru

Домашний адрес,

Губкин, ул. 2 – ая Академическая, дом 32 квартира 79

Мобильный телефон

89045384178, 89805213592


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Коммуникация по теме: "Лесное царство" в средней группе.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы. Ребенок  хочет многое узнать, ему все интересно, он чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенс...

Непосредственно-образовательная деятельность "Коммуникация". Тема: "Зимний сон медведя"

Образовательная деятельность "Коммуникация". Создание энциклопедии о жизни медведя....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Коммуникация" на тему "В зимнем лесу".

В процессе образовательной деятельности решаются задачи по расширению словаря, граматического строя речи, по формированию общих речевых навыков....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Музыка».Тема: «Зимние забавы».

Занятие проводится в музыкальном зале. Введение в игровую ситуацию. Предложенная загадка о зиме подготовила детей к теме занятия. Появившаяся галка с электронным письмом дала возможноссть заинтересова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»с интеграцией образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка» - «Путешествие в театр»

Цель:  закрепление знаний детей о театре.Программное содержание:  Образовательные задачи:1.1.Продолжать знакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных ...