конспект "Знакомство с предложением"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_predolozheniem.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с предложением»

Задачи.

1. Познакомить детей с понятием «слово», «предложение».

2. Развивать связную речь, добиваясь полных ответов детей.

3. Упражнять в умении составлять предложения из предложенных слов.

4. Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику рук.

5.Воспитывать интерес к занятию.

Материал: предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери), полоски – символы предложения (демонстрационные и индивидуальные).

Ход занятия

1.Оргмомент.

Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.

Дети имитируют пребывание в огороде, саду.

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.

3.Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам.

Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».

Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовёте фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу?

Дети называют животных.

Словесная игра «Подскажите слово». Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.

Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).

Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).

Жан-жан-жан, лежит на грядке… (баклажан).

Бус-бус-бус, мы разрезали… (арбуз).

4.Ознакомление с понятием «предложение».

Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Игра «Что мы делаем не скажем, а как делаем, покажем.»

Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызёт орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом «белка», Таня – словом «грызёт», а Маша – словом «орешки». Оля скажет своё слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесёт слово «грызёт». Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызёт орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением. Составьте из них предложение. (Белка грызёт орешки.)

Вызывается группа детей.

Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)

Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы ещё не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «лиса» уйдёт, остались слова «догоняет», «зайца». Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» - разойдитесь. Слова разбежались, и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Мы составили … (предложение). В предложении все слова …(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

5.Физминутка.

Подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед – сердитую хозяйку.

– Зайки, где вы пропадали?

– Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

– А капусту вы не ели?

– Только носиком задели.

– Вас бы надо наказать.

– Так попробуй нас догнать.

6.Обозначение предложения символами-полосками.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголок обозначает начало предложения (заглавную букву).

Далее слова предложения обозначаются символами слов – короткими полосками. И снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом «малина».

Дети повторяют одно из придуманных предложений, логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Логопед указывает на первую полоску.

Какое это слово?

Указывает на вторую полоску.

Назовите второе слово. Назовите третье слово. Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова. Что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

7.Дифференциация понятий «слово», «предложение».

Презентация к занятию.

Логопед называет вразбивку слова и предложения, дети поднимают соответствующие полоски.

Наша речь состоит из предложений.

8.Коллективный рассказ «В лесу».

Скажите по одному предложению о том, что видели в лесу. Наступила осень. Мы пошли в лес….. Дети продолжают рассказ.

9.Итог занятия.

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Знакомство с предложением»

Составила: учитель-логопед

                                                                                                Осипова Марина Николаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Игра "Закончи предложение" Работа по составлению сложноподчинённого предложения.

В данной игре предлагается часть сложноподчинённого предложения, которое надо закончить, используя союз "потому что" или "чтобы"....

Дидактическая игра «Дополни предложение» Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ» для дошкольной группы (5 л.6 мес.-7 лет)

Аннотация: Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной  к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью ...

«Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...