ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии

Пелевина Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию особенностей речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.  Представлены результаты и качественный анализ проведенного экспериментального исследования по двум направлениям: сформированность диалогической речи и навыки коммуникации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.pelevina_statya.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37                                                                  Пелевина Татьяна Владимировна

магистрант 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ  РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена исследованию особенностей речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.  Представлены результаты и качественный анализ проведенного экспериментального исследования по двум направлениям: сформированность диалогической речи и навыки коммуникации.

Ключевые слова: речевая коммуникация, диалогическая речь, конструирование диалога, общее недоразвитие речи.

FEATURES OF SPEECH COMMUNICATION IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Annotation: the article is devoted to the study of the features of speech communication in older preschoolers with general speech underdevelopment.  The results and qualitative analysis of the conducted experimental research are presented in two directions: the formation of dialogic speech and communication skills.

Keywords: speech communication, dialogic speech, dialogue construction, general underdevelopment of speech.

Введение. Общение и речь являются основным видом человеческой деятельности, необходимым компонентом формирования когнитивных функций и речевой деятельности ребенка. Умение эффективно общаться помогает детям  выстраивать отношения с социумом,  формирует новые способы  социального контакта.  В процессе коммуникативного развития ребенок, используя вербальные средства общения формирует и поддерживает  необходимые контакты со сверстниками и взрослыми [2].

Ребенку дошкольного возраста общение необходимо, поскольку в процессе общения происходит становление и развитие его личности. Однако у детей с общим недоразвитием речи часто возникают коммуникативные проблемы, обусловленные не только речевыми, но и когнитивными  нарушениями. При этом недостатки лексико-грамматического строя, диалогической речи, нарушения звукопроизношения создают препятствия к полноценному общению детей, могут вызвать речевой негативизм. При этом, вторичные отклонения в развитии высших психических функций, которые достаточно часто возникают у детей с общим недоразвитием речи, создают дополнительные сложности коммуникации, препятствуя полноценной социализации ребенка [3].

Речевая коммуникация у дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отстает от нормально развивающихся сверстников и имеет свои отличительные особенности. Это проявляется и в общем снижении коммуникативной активности, и в качественных параметрах. Детям с речевыми нарушениями свойственны сложности планирования и реализации высказывания, неумение начать беседу, развить ее, активно продолжать диалог, поэтому зачастую они находятся в изоляции от коллектива нормально говорящих сверстников, что только усугубляет речевой негативизм и нежелание идти на контакт.  В результате серьезно нарушается процесс личностного взаимодействия, что негативно сказывается на воспитании и обучении дошкольников с общим недоразвитием речи [1].

Формулировка цели статьи. Целью статьи является исследование особенностей речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также качественный анализ результатов исследования.

Изложение основного материала статьи. В соответствие с заявленной темой статьи была проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию речевой коммуникации у дошкольников. Базой проведения исследования послужили МБДОУ г. Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовали 64 старших дошкольников, посещающие подготовительные и коррекционные группы данных учреждений. В экспериментальную группу вошли дети с общим недоразвитием речи, в контрольную – с нормативным речевым развитием.

Экспериментальное исследование было разделено на два блока – в первом блоке обследовалась диалогическая речь, во втором – навыки коммуникации. Для реализации поставленной цели использовались следующие диагностические методики:

1. Методика исследования диалогической речи А.В. Чулковой [4].

2. Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцова (исследование коммуникативных навыков) [5].

В первом блоке эксперимента использовалась методика  А.В. Чулковой для исследования речевой коммуникации в диалоге. Основным инструментом диагностики сформированности уровня диалогического общения выступает беседа. При этом критериями оценки являлось не только умение начать и продолжить диалог, но и его содержание, смысловая наполненность, умение использовать вежливые слова в процессе беседы, находить и  оперировать информацией, владение реплицированием [4]. Были определены основные показатели оценки сформированности диалогической речи:

- Владение речевым этикетом.  Оценивается умение приветствовать другого человека (взрослого и сверстника), обращаться с просьбой, правильно извиниться перед взрослым или сверстником. В результате, 53% испытуемых с ОНР показали результаты ниже  достаточных, для сравнения, в контрольной группе только 19%. Дети смогли с помощью экспериментатора вспомнить и воспроизвести только один вариант приветствия к сверстнику (привет), слово здравствуйте по отношению к взрослому не использовали. Только в некоторых случаях  повторяли слова приветствия или прощание за экспериментатором, но самостоятельно не применяли в общении. Критический уровень показали  19% детей с ОНР.  Дети абсолютно не владеют речевым этикетом в активной речи, сами по себе замкнуты, избегают контактов и вербального взаимодействия.

- Запрос информации. Оценивалась способность правильно составить и задать вопрос, содержание, логика постановки и уместность вопроса в  диалоге, влияние его на результат беседы. Высокий уровень владения информацией в экспериментальной группе  показали 9%, в контрольной – 44% испытуемых. Дошкольники весьма активно задавали вопросы, проявили инициативу и интерес к заданию, использовали самые различные виды вопросов. Достаточный уровень показали  28% испытуемых с ОНР, критический -  22% данного контингента.  Дети с критическим уровнем вопросы не задавали, не были заинтересованы в выполнении задания, показали неспособность работать с информацией.

- Реплицирование. Данный параметр оценки подразумевает наиболее частое использование в диалоге определенных видов реплик – реплик-реакций или реплик стимулов, их очередность. Отдельное внимание уделялось речевой  реакции  испытуемых в ходе общения и количеству  произнесенных реплик. В задании предлагались три вида побудительных реплик: реплика-сообщение, предложение и побуждение к совместному действию. Полученные результаты показали в экспериментальной группе в основном уровень  ниже достаточного  (44%), в контрольной группе почти половина от общего числа участников имеют высокий уровень реплицирования. В отличие от них, испытуемые с ОНР в беседе почти не участвовали, в основном были в роли наблюдателей, только изредка односложно отвечали на вопросы.

- Конструирование диалога. Оценивается умение самостоятельно составить диалог и развить его  с опорой на имеющийся речевой опыт и в соответствие с заданной ситуацией, т.е. исследовались имеющиеся у детей навыки  диалогической речи при самостоятельном составлении диалога. Предъявлялись картинки с изображением разных животных, которые о чем-то разговаривали. В задачу испытуемых входило придумать и озвучить диалог между животными. Полученные результаты существенно отличались в контрольной и экспериментальной группах: в экспериментальной группе высокий уровень не обнаружен, в контрольной напротив, почти половина от общего числа испытуемых группы с заданием справились быстро и без ошибок (41%). Дошкольники смогли составить достаточно сложные по структуре и развернутые диалоги, с использованием, в том числе, речевого этикета. Содержание картинок было отражено верно, помощь экспериментатора не потребовалась. В отдельных ситуациях встречались грамматические или лексические ошибки, однако дети исправляли их сами. Диалоги  дошкольников с высоким уровнем отличались связностью и развернутостью.

Достаточный уровень в экспериментальной  группе присвоен 25%, в контрольной - 38%.  Дошкольники смогли придумать несколько реплик в контексте общей темы диалога, но не всегда они были логичны и связаны с заданной темой. В некоторых случаях требовалась дополнительная помощь экспериментатора. Уровень ниже достаточного в группе с нормальной речью показали  29%, в группе с ОНР 41% дошкольников. С помощью экспериментатора дети  смогли составить отдельные фразы приветствия, но без продолжения диалога. Низкий уровень присвоен 34% дошкольников экспериментальной группы. Дети изначально не были настроены на совместную работу, отказывались не только составлять диалог, но и общаться, интереса к заданию не проявили.

Рис. 1. Сводные результаты методики А.В. Чулковой в экспериментальной и контрольной группах

Таким образом, по методике А.В. Чулковой старшие дошкольники с общим недоразвитием речи показали средний (ниже достаточного) и низкий (критический уровень) сформированности общения, в контрольной группе (с нормальной речью) результаты существенно выше.

Второй блок эксперимента был посвящен изучению навыков коммуникации по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт». Испытуемые работали в парах. Каждый из них должен был поставить свою машинку в гараж, соответствующий цвету машинке. Обращалось внимание на умение детей договариваться, сотрудничать для совместного достижения поставленных целей [5]. Оценивание осуществлялось по специальной шкале, имеющей шесть уровней коммуникации и соответствующие определенному типу сотрудничества и взаимодействия детей со сверстниками:

- для первого типа характерно полное отсутствие сотрудничества, дети не вступают в контакт со сверстниками, остаются в стороне. Внимание их сконцентрировано исключительно на предмете, который их интересует, но не на человеке. Инструкцию к заданиям такие дошкольники игнорируют, не выполняют, нарушают правила. Первый тип считается самым деструктивным. К нему  были отнесены в результате исследования 25% испытуемых с общим недоразвитием. Дети не шли на контакт, не умели договариваться. Они просто играли с машинкой, не обращая внимание на то, что делает партнер по игре, нарушали правила игры, двигали и сталкивали машинку товарища, провоцировали конфликты, не обращали внимание на замечания экспериментатора.  

- второй тип взаимодействия также характеризуется отсутствием сотрудничества, за исключением некоторых отличий: дети видят своего партнера по игре, даже следят за его действиями, иногда обращаются с вопросами, но при этом только автоматически повторяют все действия партнера. К данному типу по итогам исследования было отнесено 44% испытуемых с общим недоразвитием речи.  Дети пробовали сотрудничать, обращались с вопросами к  партнеру в паре, но тем не менее, нарушали правила, ставили машинку там, где им было удобнее. На этой почве часто возникали конфликты, что препятствовало выполнению условий задания, т.е. конструктивного взаимодействия не было.

- третий тип характеризуется начальными признаками сотрудничества, однако оно находится в зачаточном состоянии и имеет узко ситуативный характер: иногда дети начинают договариваться, но могут резко оборвать общение и поступать по своему. В результате поставленные задачи не решаются, поскольку действия испытуемых остаются несогласованными. К данному типу сотрудничества по результатам эксперимента был отнесен 31% испытуемых с ОНР. Данной группе детей характерны начальные навыки построения взаимодействия, однако еще достаточно слабые. Общение носит импульсивный характер, зависит от настроения ребенка в данный момент. Поставленная задача игры – установить машинки каждую в свой гараж, если и выполняется, то не на основе общего решения, а случайным образом. Данной группе также, как и двум предыдущим, характерны конфликты, которые дети не могли разрешить самостоятельно.

Следующие три типа – это конструктивное взаимодействие, к ним были отнесены только испытуемые контрольной группы (с нормальным речевым развитием). Испытуемые активно общались в парах, обсуждали варианты решения поставленной задачи, спорили, но споры разрешали сами, без их перерастания в конфликты. Так, четвертый тип коммуникации - это кооперативно-соревновательный тип. На данном уровне дети начинают общаться более конструктивно, совместно с партнером обсуждают правила игры, договариваются, планируют совместные действия и конечный результат, к которому данные действия могут привести. При этом, испытуемые не всегда соглашаются друг с другом, спорят, что приводит в некоторых случаях к конфликтам. К данному уровню коммуникации по результатам исследования были отнесены 22% испытуемых с нормальной речью, детям с ОНР данный уровень коммуникации нехарактерен.

Пятый уровень коммуникации характеризуется полноценным типом сотрудничества, дети стремятся взаимодействовать друг с другом для решения поставленной задачи, помогают и переживают друг за друга, стремятся к достижению общей цели.   Кроме того, детям данного типа свойственно умение совместно планировать действия, прогнозировать результаты как свои, так и товарища. Помощь экспериментатора испытуемые воспринимают адекватно, однако используют ее не во всех ситуациях, когда это необходимо. К пятому уровню коммуникации были отнесены 44% испытуемых контрольной группы.

Самый эффективный – это шестой тип взаимодействия. Испытуемые данного уровня общения воспринимали  игру как совместную задачу, которую решали  посредством полноценного партнерства. К данному типу были отнесены только дошкольники с нормальной речью (34%). 

Рис.2. Типы взаимодействия дошкольников по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт»

Выводы. Полученные результаты исследования диалогического общения выявили несформированность данного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи: уровень ниже достаточного показали 41% испытуемых, низкий уровень - 34%. Диалог дошкольников с ОНР существенно упрощен, активность в процессе диалога дети не проявляют. Отмечена быстрая потеря интереса к занятиям вследствие слабости внимания и когнитивных функций.  Дети часто отвлекались, быстро уставали, поэтому им тяжело было поддерживать общение.  Определенный интерес вызывали у данной группы испытуемых только темы, касающиеся их лично,  поставленные экспериментатором задачи дошкольникам с общим недоразвитием речи были неинтересны, поэтому  разговор они не поддерживали, в диалоге занимали пассивную позицию. Следует отметить, что результаты в группе детей с нормальной речью значительно выше -  41% высокий уровень, 38% достаточный уровень, 29% средний уровень.

Результаты методики «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой показали, что детям с общим недоразвитием речи недоступны высокие уровни сотрудничества, 25% из них показали полное нежелание общаться и были отнесены к первому, самому деструктивному типу, которому характерно полное отсутствие взаимодействия, 44% детей отнесены ко второму типу, который отличается от предыдущего только тем, что дети пробуют что-то спрашивать, однако такое взаимодействие достаточно слабое, быстро иссякает, и в конечном итоге сводится только к автоматическому повторению всех действий за партнером; 31% дошкольников с ОНР были отнесены к третьему типу  взаимодействия, которое характеризуется началом  конструктивного взаимодействия. Однако данное взаимодействие нестабильно, носит импульсивный  характер, зависит от конкретной ситуации и настроения испытуемых.

Таким образом, проведенное исследование выявило общую несформированность речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что подтвердило теоретические выводы по проблеме о речевого взаимодействия данной группы детей. Полученные результаты будут использованы при составлении коррекционной работы, направленной на формирование исследуемых навыков в целях дальнейшей успешной социализации таких детей в обществе и усвоения школьной программы.

Литература.

  1. Аскарова А.Р., Бородина В.А. Особенности взаимоотношений со сверстниками детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного обучения// А.Р. Аскарова, В.А. Бородина / Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С. 31-36.
  2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
  3. Воронич, Е.А. Становление межличностных отношений детей в группе сверстников как условие социализации дошкольников// Е.А. Воронич / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. – № 5 (25). – С. 275-277.
  4. Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие / А. В. Чулкова ; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Михайл. фил. ВГПУ. Михайл. пед. колледж. - Волгоград : Перемена, 2002 (Тип. изд-ва). - 168 с.
  5. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. - 2005. - №2. -С.87-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...