Мастер - класс "Игровые приёмы для развития фонематического восприятия"
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Рассматривается одна из причин задержки речевого развития детей. Поэтапно участники проигрывают (разрабатывают) возможные  приёмы формирования и развития фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fv.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 для воспитателей старшего дошкольного возраста

Провела: учитель –  логопед

Алексеева Т.А.

Тема:  Игровые приёмы для развития фонематического восприятия

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по  развитию фонематического восприятия детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Актуализировать знания педагогов о фонематическом восприятии .
  2. Продемонстрировать педагогам этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия
  3. Обсудить совместно с участниками мастер-класса игровые приёмы развития фонематического восприятия.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: презентация; «волшебный» сундучок с предметами: музыкальные инструменты; звучащие баночки с крупой; бумага; стеклянная банка, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка; ширма;  кукла Глаша; песочные часы 5 мин., 2 мин.; карточки с номерами 1-6
  • Раздаточный материал:  фломастеры, ватман

Ход мастер — класса:

Обоснование актуальности темы:

           ХОРОШАЯ РЕЧЬ – важнейшее условие всестороннего  развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

 

- Что же помогает ребёнку понимать речь и говорить?

(слайд 2)         Фонематическое восприятием или фонематическим слухом – принято называть способность воспроизводить и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.

        Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия.

-  Важно  ли развивать фонематический слух у детей? На сколько актуален этот вопрос?

( участники высказывают свою точку зрения по данному вопросу.)

 АКТУАЛЬНО! (слайд 3)

Вывод: Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает      

  • невозможным правильное произношение;
  • не дает возможность детям овладеть в нужной степени словарным запасом, грамматическим строем , тормозит развитие речи.

ПОЭТОМУ возникают затруднения в овладении грамотой, а затем чтением и письмом.

Как следствие – ТРУДНОСТИ  в общении и неуспешность в школе.

(слайд 4) ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ  СЛУХ  формируется постепенно, в процессе естественного развития. И только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух называют СМЫСЛОВЫМ.

ДОФОНЕМНЫЙ  ПЕРИОД  Р.Р. ребенок реагирует на звуки, интонацию.

С ГОДА фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования произношения.

ПРИ благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается к 2,5 годам.

(слайд 5)

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становлении у детей звукопроизношения.

Фонематическое восприятие не требует специального обучения. Оно формируется в период от 1 до 4 лет. Параллельно с овладением произносительной стороны речи. Благодаря слуховому контролю ребёнок соотносит своё произношение с произношением взрослого (образцом).

К окончанию подготовительной группы ребёнок должен обладать развитым фонематическим слухом, т.к. это – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем иностранным языкам.

-По каким признакам можно определить нарушения фонематического слуха? (слайд 6)

(слайд 7) В ВОЗРАСТЕ 4-6 ЛЕТ дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.

Необходимо соблюдать поэтапность формирования и развития фонематического восприятия  (от простого к сложному).

        Поэтому ВАЖНО развить именно в этом возрасте фонематический слух. И конечно, занятия не должны скучными, а интересной игрой. Параллельно развивается слуховое внимание и слухоречевая память.

  1. Организационный момент.

/Все стоят в кругу/

Педагог: - Какое у вас сегодня настроение? Вчера я познакомилась с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Комментарий: игра «Куколка любит танцевать» помогает развивать у детей чувство ритма. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны..Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

  II.       Основная часть.

Педагог: - У меня еще для вас есть кое-что

(волшебный сундучок с предметами: музыкальные инструменты; звучащие баночки с крупой; бумага; стеклянная банка, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка)

Педагог: - Что это?

 ( Участники перечисляют увиденное)

Педагог: - Помогите мне, пожалуйста, разобрать  эти предметы на группы, а то они рассыпались и перемешались пока я их несла. Время работы 2 минуты.

(Участники выполняют задание)

Педагог: -   Объясните, почему вы их так разложили?  

Участники: объясняют выполнение задания 

Комментарий: Данное задание направлено на развитие логического мышления, коммуникативных способностей (взаимодействовать в группах). Участники классифицируют предметы.

              

Педагог:  - Вы любите играть в прятки? Я предлагаю поиграть в сыщиков. Любой предмет может издавать звук. Определите на каком инструменте я играла. (задание можно усложнить, используя разные предметы из волшебной  шкатулки)

                (игра «Угадай, на чем играю»)

Комментарий: На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти( без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать  фонемы). Можно играть в такие игры, как:

  • Кто услышит больше звуков
  • «Угадай, на чем играю»
  • Назови звуки улицы, леса,…
  • Жмурки с колокольчиком

Педагог: -  Наша Глашенька живёт в деревне и когда они с подружками ходят в лес за грибами да ягодами, всегда перекликаются между собой. Давайте мы с вами поиграем в игру "Кто позвал" 

/Участники встают в круг, водящий в центре круга. "Мы будем петь песенку, а ты слушай внимательно и делай то, что мы будем просить"

Песенка: "Глаша, ты сейчас в лесу.

                 Мы зовем тебя: "Ау!"

                Ну-ка глазки закрывай, не робей.

               Кто зовёт тебя - узнай поскорей.

Водящий закрывает глаза, а тот, до кого я дотронусь, позовёт "Глаша! Ау!" (можно называть имя водящего) /

Комментарий: На протяжении 2 этапа дети учатся  различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Дети играют в игры:

  • Кто позвал (сначала по имени, затем АУ)
  • «3 медведя» (разным тембрам говорить 1 фразу)
  • Далеко - близко звучащий объект (громко-тихо), например: поезд, пароход, кошка мяукает, корова мычит и т.п.

Педагог:  вы отличные сыщики и хорошие друзья и поэтому опять требуется ваша помощь. Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём. Послушайте стишок и замените неправильное слово похожим по звуковому составу и смыслу словом.

Закричал охотник:"Ой!

Двери гонятся за мной!"

Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

Мама с бочками пошла

По дороге, вдоль села...

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам скок да скок!

Комментарий: На 3 этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова(рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению, согласно контекста.

Можно предложить такие игры:

  • Кто самый внимательный  (Я буду называть эту картинку, предмет и т. д то правильно, то неправильно, а вы слушайте внимательно. Как только я ошибусь, вы хлопайте в ладоши)

ВАГОН – ВАКОН – ФАГОН – ВАГОН – ВАГОМ – ФАКОН

БУМАГА – ПУМАГА – ТУМАГА – БУМАГА – БУМАКА - ПУМАКА

 М. усложнить предложить детям сигналы (красный, зеленый)

  • Повторить 4 слова, назвать слово, которое отличается по звуковому составу, показать картинку
  • Назвать картинки и соединить те, названия которых звучат похоже

 

Педагог: когда Глаша бывает в лесу, она часто слышит эхо. Давайте и мы с ней поиграем в эту игру. Ведущий говорит тихо слог, участники повторяют громко (на, но, мя, ме, пу, ты и т.д.)

  

Комментарий: На 4 этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет. Можно предложить игры:

  • Повторить, что  лишнее (слоги: НА – НА –НА- ПА; НА – НО – НА;

 КА – АК –ГА -КА)

  • Воспроизвести слоги с 1 согласным и меняющимися гласными.
  • Общий гласный и разные согласные.
  • Повторить по 2-3 слога, различающимися согласными по глухости - звонкости,

по твердости - мягкости

 Педагог:  наши звуки опять расшалились и все перемешались. Я называю звуки, вы хлопаете только тогда, когда услышите звук А (М, К, У, А, Ж, Ч, А, Б,А)

 Комментарий: На 5 этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы  в  звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У, И. Согласные звуки должны произноситься кратко ( нельзя БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р)  Можно использовать игры:

  • Выделить из звукового ряда нужный гласный звук (хлопком)
  • Повторить сочетание гласных звуков (по 2, 3, 4)
  • Выделить из звукового ряда нужный согласный звук (хлопком)

Педагог: кукла Глаша снова нас приглашает в круг похлопать, да потопать. Давайте узнаем у кого самое длинное имя (ведущий проговаривает своё имя по слогам и хлопает на каждый слог, участники вместе повторяют имя ведущего.Затем по кругу каждый называет своё имя, а участники повторяют и считают количество слогов)

Комментарий: На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов, а слоги из букв; буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки- слышим и произносим.

  • Определить количество слогов в слове
  •  Звук в начале слова / в конце слова
  • Подбирать слова на заданный звук
  • Города
  • Определить место звука в слове (начало, середина, конец)

Практическая часть.

        Участникам предлагается объединиться в группы (всего 6 групп). Каждая группа вытягивает номер от 1 до 6. Командам необходимо предложить несколько вариантов игр для развития фонематического восприятия (в зависимости от номера выбирается этап работы над ФВ)

 

III.   Итог. Рефлексия участников

    Обсуждение с участниками мастер-класса варианты использования проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Развитие фонематического восприятия с помощью игр и игровых приёмов.

Игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет длительный и однообразный коррекционный процесс сделать занимательным, интересным, более эффективным. Поэтому необходимость в использова...

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.Шумящие коробочкиНужно взять два комплек­та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, к...

Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».

    Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.  Полноценная речь ребенка являетс...

Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Игровые приёмы по формированию фонематического восприятия у дошкольников»

Система дидактических игр направленных на развитие фонематического восприятия....