Сценарный план занятия по обучению грамоте "Знакомство со словом"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дети знакомятся с понятием "слово". Учатся различать слово и звук, обозначать моделями, правильно задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_og.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

специально организованной деятельности

по разделу « Речевое развитие»

для детей логопедической группы старшего возраста

                                                                                                        Составила: учитель —  логопед

                                                                                                                Алексеева Т.А.

Тема:   Знакомство со словом

Цель:  Формирование представления детей с понятиями "слово", "живой - неживой"

Задачи:

1. Расширять представления детей о словах, понимание вопросов "Кто это?", "Что это?"

2. Развивать способность детей  

3. Способствовать развитию культуры взаимодействия при работе в микрогруппах.

Интеграция образовательных областей: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи.

Планируемый результат: дети замещают наглядные объекты моделями, ставят вопросы "Кто это?", "Что это?" к заданным словам, взаимодействуют между собой на деловой основе.

Образовательная среда:

Демонстрационный материал:   иллюстрации животных, игрушек, модели слова, звука, кукла, мяч

Раздаточный материал: пеналы с моделями, картинки с изображением живых и неживых предметов

Среда отношений ребенок-взрослый: вне ситуативно – личностное взаимодействие  

Среда отношений ребенок-ребенок: межличностное взаимодействие на предметной основе

Отношение к окружающему миру, к самому себе: организация собственного суждения

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно - побудительный

 Приветствие друг друга

2. (Закройте глаза и послушайте тишину) - Что вы услышали?

- Как можно назвать одним словом всё, что вы перечислили?

- Нас окружают звуки. А если мы увидели предмет, то мы его как-то называем.

1. Мимикой и жестами приветствуют друг друга.

2.  Перечисляют, что услышали.

- Звуки

Организационно - поисковый

3.

- Вы были в зоопарке? Кого вы там видели? (по мере называния  животных, выкладываются карточки с их изображением)

- Каждое животное называется так, а не иначе, определённым словом.

- В детском саду у вас много друзей и игрушек. Назовите игрушки, которыми вы любите играть.

-Что вы сейчас делали?

- Называли игрушки определенным словом

Всему название дано – и зверю, и предмету. 

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. 

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, 

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

 

  • Игра "Найди предмет"

4. - Мы с вами назвали много слов

(выставляются полоски - символы слов)

- Посмотрите на полоски - это домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками (найдите у себя в пеналах)

- Почему звучат слова?

(найдите модель звука)

  • Игра "Самый внимательный"

- Если я скажу слово, вы поднимаете полоску. А услышите звук - поднимите кружок.

5. - В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы 1 звук, мы не узнаем слово.

  • Игра "Не ошибись!"

- Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, дайка, зуйка, ведмедь, медмедь, медведь, туколка, куколка, муколка.

6.  (выставляется кукла)

- Чем отличается кукла Маша от наших девочек?

- Катя, кто ты?

- Коля, кто ты?

- Все вы кто?

- Вы, я, мамы, папы, бабушки, дедушки - все мы живые люди.

- А кто ещё живой нас окружает, кроме людей?

- Если мы не знаем название животного или птицы, как спрашиваем?

( раздаются детям иллюстрации животных)

- Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет и глаз, ни ушей. Как вы думаете, какие они?

- Об этих предметах мы спрашиваем "Что это?"

( раздаются детям иллюстрации  с изображением живых  и неживых предметов)

3. (передают по кругу мяч)

Называют животных, которых видели в зоопарке.

Называют  игрушки, которыми играют в детском саду.

Называли игрушки

Ведущий (ребёнок) называет любые предметы в группе, другие дети показывают, что назвал ведущий.

(Находят модель слова)

- Потому что у них есть звуки.

(показывают модель звука)

(показывают соответствующие символы)

(хлопают в ладоши на правильно сказанное слово)

- Ответы детей (неживая, она кукла).

- Девочка

- Мальчик

- Дети

Ответы детей

- Кто это?

Ребёнок показывает картинку и спрашивает  "Кто это?", остальные дети отвечают на вопрос.

(аналогично задают вопрос все дети)

Ответы детей (неживые)

Дети задают вопросы "Кто это?" "Что это?"

Рефлексивный

Обсуждение результатов деятельности в кругу.

- Расскажите друг другу, как у вас получилось справиться с заданиями?

 

Дети анализируют свою деятельность. Задают друг другу вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы.

Сценарный план по познавательному рвзвитию для детей второй младшей группы...

сценарный план занятия "Путешествие в Мультляндию"

игровое  занятие с использованием ИКТ для детей 6-7лет направлено на социально-познавательное развитие...

МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в младшей группе

Тема: «Краденое солнце»  Целью методической разработки НОД «Краденое солнце» закрепить представление детей  о характерных признаках весны; развивать умение действоват...

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...

Методическая разработка сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в средней группе Тема: «Краденое солнце»

Сценарий план занятия для детей среднего возраста с применением интерактивного оборудования. Тема:"Краденое солнце".Целью методической разработки НОД "Краденое солнце" является зак...

Сценарный план занятия по рисованию на тему "Портрет мамы"

В данном материале можно ознакомиться со сценарным планом по рисованию в подготовительной группе на тему "Портрет мамы".Цель:   закрепление знаний детей о жанре портрета.Задачи:обу...

Сценарный план НОД по обучению грамоте в старшей группе

Ребята знакомятся с гласным звуком "и", буквой И...