Сценарный план НОД по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бацеко Лариса Геннадьевна

Ребята знакомятся с гласным звуком "и", буквой И

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_i.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план НОД в старшей группе по обучению грамоте

Тема: Звук «и», буква И

Цель: Знакомство со звуком и буквой И.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с механизмом образования звука «и»;

Формировать умение выделять звук «и» из ряда гласных; слышать звук «и» в слогах, словах; вырабатывать навык четкого произношения звука «и»; дать понятие «многозначные» слова;

Развивающие: Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышления; развивать мелкую моторику; диалоговую речь.

Воспитывающие: Воспитывать умение слушать друг друга, самостоятельность, инициативу.

Планируемые результаты: Дети познакомятся с механизмом образования звука «и». Формируется умение выделять звук «и» из ряда гласных, умение слышать звук в слогах и словах. Развивается фонематический слух.

Образовательная среда:

- Предметно-практическая: проектор, предметные картинки, иллюстрации города, цветные нитки, счетные палочки, пробки.

- Форма организации: групповая;

- Характер взаимодействия: воспитатель - ребенок.

Ход НОД

  1. Вводно-мотивационный.

Воспитатель: Наш колокольчик звенит, поет, всех ребят к себе зовет.

- Ребята, сегодня ваши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать

Ротик четко говорить

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся.

Чтобы ротик четко говорил, сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика (видео на экране)

  1. Практический.

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришел ослик Иа.  (слайд)

Он говорит, что его пригласили в страну Буквоежек. В этой стране сегодня большой праздник – День рождение звука и буквы, которая его обозначает. Он хочет нас позвать с собой.

- Хотите отправиться в гости на День рождение звука и буквы? (ответы детей)

Только вот беда,  он так спешил, что позабыл, у какого звука  сегодня День рождение. Но он помнит, что с этого звука начинается его имя.

- Ребята, помогите ему вспомнить этот звук и букву?  Как ослика зовут? (ответы детей)

- С какого звука начинается имя ослика? (ответы детей)

Характеристика звука

Когда мы говорим этот звук, рот улыбается, губы раздвигаются. За нижние зубы язычок опускается. (слайд)

Произнесем хором И-и-и

Когда мы его произносим, звук встречает преграду? Какой это звук? (ответы детей)

- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (ответы детей)

Звук «и» очень рад что вы пришли к нему на день рождение. Он просит, чтобы вы спели ему его песенку. Споем громко, тихо, отрывисто, протяжно.

(Дети поют песенку звука «и»)

- Ребята, а что нужно, чтобы пойти на День рождение? (ответы детей)

- А могут игры быть подарками? (ответы детей)

У меня есть интересные игры.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Услышь звук»

Я буду произносить разные гласные звуки, а вы, когда услышите звук «и» хлопните в ладоши. (а-у-о-и-у-а-о-и).

А теперь усложним игру. Услышьте звук «и» в слогах и хлопните в ладоши.

Выделение звука в словах.

Игра «Найди звук И»

На столе лежат картинки, возьмите по одной, рассмотрите ее, если в этом слове есть звук «и», положите в одну корзину, если нет, то в другую.

(после игры дети проверяют друг друга)

Многозначные слова.

У ослика Иа тоже есть игра, посмотрите.

Игра «Путаница»

Послушайте стихотворение

«Есть иголки у ежа,

Есть иголки для шитья

И у елки есть иголки»

- Какое слово я произнесла несколько раз? (ответы детей)

- А иголки здесь одинаковые или разные? Какие мы видим иголки? (ответы детей)

Слово «иголки» -  многозначное.

- А вы любите играть в прятки?

Игра «Прятки»  

Звук решил спрятаться в словах. Когда услышите звук «и» в слове, хлопните в ладоши. (Ира, Мира, Россия, Москва, герб, Родина, дом, Лесосибирск, символ, столица, флаг, гимн, кремль)

- Что такое Родина? Назовите вашу Родину? (ответы детей)

Составление предложений о городе Лесосибирске

- Ребята, составьте предложение о нашем городе. Помогут вам в этом иллюстрации города. (Дети говорят свои предложения про город Лесосибирск).

Физкультминитка "Мой город"

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать. (шевелят пальчиками)

Площадь – раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого)

«Дом Спорта» - два,

Три – фонтан-удалец,

Четыре – набережной не видно конец (смотрят в сторону)

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там со спортом я дружу

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Восемь – детская площадка

Здесь качели и лошадка.

Девять – детский магазин,

Много ярких там витрин

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш город (руки в стороны)

Он, красив, хотя и молод! (хлопки)

 Знакомство с буквой И

Воспитатель: Звук «и» заскучал. Он хочет вам рассказать, где он живет.

Живет он в букве И. (слайд)

-Почему она красным цветом?

- На что похожа буква И?

«На калитку, посмотри,

Чем она ни буква И.

Между двух прямых досок.

Одна легла наискосок» (слайд)

Воспитатель: Напишите букву И в воздухе.

Попробуйте выложить эту букву из разного бросового материала.

Разделитесь на компании.

Дети в компаниях выкладывают букву «И» из счетных палочек, ниточек, пробочек.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Где сегодня мы с вами побывали? С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Какой он? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: На Дне рождении что-нибудь желают. А что бы вы пожелали нашему имениннику? (ответы детей)

Путь героя: пять культовых персонажей студии «Союзмультфильм»Путь героя: пять культовых персонажей студии «Союзмультфильм»Путь героя: пять культовых персонажей студии «Союзмультфильм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению грамоте в старшей группе

В плане кратко представлены занятия на весь учебный год....

Календарно-тематический план по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2016 - 2017 учебный год

Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и ...

Сценарный план занятия по обучению грамоте "Знакомство со словом"

Дети знакомятся с понятием "слово". Учатся различать слово и звук, обозначать моделями, правильно задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам...