Главные вкладки

    Перспективный план по обучению грамоте в старшей группе
    методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Болтовская Вера Владимировна

    В плане кратко представлены занятия на весь учебный год.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СЕНТЯБРЬ

    Занятие №1

    Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.

    ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

    Задачи:

    •  дать детям знание о словесном составе речи; познакомим.

    с термином «слово»;

    • дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;

    • знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, раз линовка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

    Ход занятия

    1. Игра «Экскурсия в магазин».

    2.  Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате.

    3.  Измерение слов руками.

    4. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

    5. Игра «Подскажи словечко»:

        Физкультминутка «Аист»

    6. Знакомство с тетрадью в клеточку.

    7. Итог занятия в форме свободной беседы.

    Занятие №2

    Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Задачи:

    • подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;

    • воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

    • поощрять речевую активность детей в словесных играх;

    • упражнять в ориентировке на листе бумаги.

    Ход занятия

    1. Игровое упражнение «Кто я?»

    2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

    3.  Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».

    4. Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Составляем предложение».

        Физкультминутка «Аист».

    Продолжение игровой обучающей ситуации. 

    5.  Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях):

    6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    ОКТЯБРЬ

    Занятие № 3

    Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

    Задачи:

    • пробудить интерес к окружающему миру;

    • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;

    • упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;

    • упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);

    • познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;

    развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

    Ход занятия

    1. Беседа на тему «Осенние деньки».

    2. Игра «Осенние слова».

    3. Игра «Наоборот» (с мячом).

    4. Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?».

    5. Игровая обучающая ситуация.

    1) Составление предложений по картине.

    2) Графическое изображение предложений на доске.

     Физкультминутка

    6. Правила штриховки

    7. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов).

    8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие №4

    Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

    Задачи:

    •развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;

    •  упражнять  детей  в  выделении  предложений  из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;

    • воспитывать культуру речевого общения;

    • упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);

    • формировать быструю реакцию на слово.

    Ход занятия

    1. Игровое упражнение «Назови ласково».

    2. Работа   с   текстом   «Осень»   (выделение   предложений из текста).

    Физкультминутка «Руки подняли...»

    3.  Продолжение работы с текстом «Осень»: восстановление по схеме рассказа.

    4. Игровое упражнение «Кто это? Что это?».

    5. Игровое упражнение с флажком «Продолжай и передай».

    6. Массаж для пальчиков.

    7.  Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и прямоугольника.

    8. Итог   работы   подводится   в   индивидуальной   беседе с детьми.

    Занятие №5

    Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

    Задачи:

    •закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;

    • познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;

    • дать знание о многозначности слов;

    • воспитывать речевое внимание;

    • развивать творческое воображение детей.

    Ход занятия

    1. Настольный театр «Курочка Ряба».

    2. Работа с текстом сказки.

    3. Составление предложений по «живой модели».

    Физкультминутка «Буратино»

    4. Беседа о словах и об их значениях.

    5. Массаж для пальчиков (см. занятие № 4).

    6.  Работа в тетрадях: игровое упражнение «Волшебные

    картинки».

    7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие №6

    Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

    ОПОРНЫХ СЛОВ

    Задачи:

    • формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

    • побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;

    • упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;

    • развивать глазомер, мелкую моторику.

    Ход  занятия

    1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».

    2. Рассказ воспитателя

    Физкультминутка «Буратино»

    3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»

    4.  Составление рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.

    5.   Игровое упражнение «Красивые листочки»: обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).

    6. Итог занятия.

    НОЯБРЬ

    Занятие №7

    Тема: ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

    Задачи:

    •  формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;

    •  помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);

    • упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;

    • развивать глазомер и мелкую моторику рук.

    Ход занятия

    1. Игровое упражнение «Послушай и скажи» на проговаривание чистоговорки:

    2.  Игровое упражнение «Подели слова на части» (хлопками, шагами, поднеся руку к подбородку):

    3. Игра с мячом «Доскажи словечко».

    4. Знакомство с термином «слог».

    5. Знакомство с односложными словами и проверка усвоенного материала.

    Физкультминутка «Кузнечики»

    6. Игровое упражнение «Подбор объектов к действию».

    7. Работа в тетрадях:

    8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие №8

    Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ

    Задачи:

    • упражнять детей в делении слова на слоги;

    • закреплять умение составлять слова из слогов;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Игра «За грибами».

    2. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?» или «Где какое слово живет?».

    3. Игра «Отгадай, кого я назвала».

    Физкультминутка «Кузнечики»

    4.  Игровое упражнение с использованием серии картин «Животные».

    5. Игровое задание:

    6. Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»

    7. Итог занятия.

    Занятие №9

    Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК»

    Задачи:

    • упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;

    •  закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

    •  обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;

    • закреплять правила штриховки.

    Ход занятия

    1. Игровое упражнение «Послушай и доскажи»:

    2. Словесная игра «Подбор прилагательных».

    3. Игровое упражнение «Назвать только слоги».

    4. Игровая ситуация «Копилка слов».

    5.   Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова».

    6. Игровое упражнение «Измерение слов».

    Физкультминутка «На лугу»

    7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур.

    8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие №10

    Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ

    В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ

    СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ

    ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

    Задачи:

    • упражнять детей в определении количества слогов в словах;

    • закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

    •развивать умение детей находить звук, чаще всего встре-1ающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

    •  воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

    • развивать микромоторику.

    Ход занятия

    1. Дидактическая игра «Пирамида».

    2. Игровое упражнение на определение количества слон и их порядка в предложении.

    3. Игра с мячом «Кто что делает?».

    4. Игровая обучающая ситуация «Ищем звуки».

    1)  Нахождение звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, выделение его голосом.

    2)   На столе игрушки: дети выбирают ту игрушку (кукла, Буратино, Петрушка, заяц, паровоз, утенок), в названии которой есть звук [п].

    Физкультминутка

    5. Упражнение «Новые слова».

    6. Игровое упражнение «Теплая меховая шуба».

    7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    ДЕКАБРЬ

    Занятие № 11

    Тема: НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

    Задачи:

    •  формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;

    • закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

    • упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

    •  находить место звука в слове (первый, в середине, последний);

    • упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

    Ход  занятия

    1. Упражнение «Составление рифмованных строк на тему».

    2. Игра «Живые слова».

    3. Работа в тетрадях: записать схемы предложений короткими черточками.

    Физкультминутка «Хомка»

    4. Игровое упражнение на выделение нужного звука в стихотворении голосом и нахождение места звука в слове (первый, в середине, последний).

    5. Игровая обучающая ситуация «Звучащие слова».

    6.  Работа в тетрадях: составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

    7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие № 12

    Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ Задачи:

    • упражнять детей в делении слов на слоги;

    • закреплять в словаре детей названия цветов;

    •  познакомить детей со способом составления предложений Но словосочетаниям;

    • закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;

    • воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

    • упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

    Ход занятия

    1. Дидактическая игра «Посадим цветы в клумбу».

    2. Дидактическое упражнение «Придумай предложение».

    Физминутка «Хомка»

    4. Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук».

    5. Игровое упражнение «Сборка грузовика».

    Заготовка геометрических фигур из бумаги методом обрывания (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика.

    6. Работа в тетрадях.

    Рисование узоров в прямоугольниках и квадратах, состоявших из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

    7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие № 13

    Тема: ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    Задачи:

    •  помочь детям  правильно употреблять термин «слово» При речевом общении с взрослыми и сверстниками;

    • обогащать словарь;

    •  закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

    •  упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;

    •  формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;

    • развитие мелкой моторики.

    Ход занятия

    1. Игра «Загадки - складки».

    2. Игровое упражнение «Накорми животное».

    3. Игра «Цепочка слов».

    Физкультминутка

    4. Работа с текстом «Зима».

    5. Игровое упражнение «В лесу родилась елочка».

    Обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.

    6. Анализ занятия.

    Занятие № 14

    Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА

    В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА.

    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

    Задачи:

    • обогащать словарный запас детей;

    •  продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части

    слова;

    •  совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;

    •   продолжать учить детей самостоятельно находить слона с заданными звуками, находящимися в любой части слова;

    •  помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

    •  развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

    Ход занятия

    1. Игра «Разные слова».

    2. Игра «Доскажи словечко!».

    3. Игра «Магазин игрушек».

    4. Игровое упражнение «Подумай, не торопись».

    Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»

    5. Работа в тетрадях. Обводка трафаретов животных в тетради с последующей штриховкой.

    6. Итог занятия.

    ЯНВАРЬ

    Занятие № 15

    Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ»

    Задачи:

    •  познакомить детей со схемой звукового состава слова;

    •  научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

    • упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме;

    •  закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

    •  развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

    Ход занятия

    1. Дидактическая игра «Звуки улицы».

    2. Игровое упражнение «Измерение слов».

    3. Беседа с детьми по вопросам:

    4. Игра «Эхо».

    5. Анализ слова «ау»:

    Физкультминутка

    6. Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?».

    7. Игровое упражнение «Строим высотный дом». Обводка домов-трафаретов  в тетради  и  штриховка  «под кирпич».

    8. Анализ занятия.

    Занятие № 16 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК»

    Задачи:

    •  совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;

    • развивать творческое воображение, фантазию;

    • познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;

    •  побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

    •  упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;

    • продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги;

    • развивать микромоторику.

    Ход занятия

    1. Игра «Веселые картинки».

    по картинкам.

    2. Звуковой анализ слова «мак».

    Физкультминутка

    3. Работа с раздаточным материалом.

    4. Игра «Кто  больше придумает слов  с определенным звуком?».

    5. Работа в тетрадях.

    6. Игровое упражнение «Строители».

    Выкладывание дома из счетных палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).

    7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    ФЕВРАЛЬ

    Занятие № 17

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

    Задачи:

    •  закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

    •  познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;

    •  упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

    • закреплять представление о предложении;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Дидактическая игра «Как их зовут?».

    2. Звуковой анализ слова «дом».

    3. Задание детям:

    - в словах мак и дом найти одинаковые звуки ([м]) и определить, где находится этот звук в слове мак, а где в слове дом;

    -  найти в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся: [а] и [о].

    Физкультминутка «Хомка»

    4. Задание детям:

    - придумать со словом мак предложение из двух слов;

    - придумать со словом дом предложение из трех слов;

    -  «записать» графически (короткими черточками) эти предложения в тетрадях.

    5. Игровое упражнение «Маленький архитектор». Выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

    6. Итог занятия.

    Занятие № 18

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И»

    Задачи:

    •  закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

    • познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;

    • продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;

    • упражнять  в  нахождении  слов  с  определенным  звуком в заданном месте;

    • развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи;

    • дать  детям   представление   о   составлении   предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

    Ход занятия

    1. Дидактическая игра «Как их зовут?» (по сюжетной картине).

    2. Упражнение за закрепление: звуковой анализ слов «мак» и «дом».

    3. Звуковой анализ слова «дым» (по схеме занятия № 17).

    4. Игра со словом «дым»:

    5. Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым».

    Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»

    6. Работа над предложением.

    7. Работа в тетрадях.

    8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие № 19

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК»

    Задачи:

    • познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»;

    •  упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;

    • познакомить детей с понятием «гласный звук»;

    • совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

    Ход занятия

    1. Игра «Построим дом».

    2.  Игровое упражнение на закрепление звукового анализа слова «дым».

    3. Звуковой анализ слова «сыр» по схеме.

    4.  Игра со словом «сыр».

    5.  Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «сыр» и «дым».

    Физкультминутка «Если нравится тебе»

    6. Дидактическая игра «Кто внимательный?».

    7. Работа над предложением.

    8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие № 20

    Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

    Задачи:

    • совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога;

    • развивать представление детей о зиме.

    • развивать фонематический слух детей;

    • закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;

    • помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;

    • развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте;

    • упражнять детей в составлении предложений из 2, 3, 4 слов.

    Ход занятия

    1. Беседа о зиме.

    2. Игра «Кто внимательный?».

    3. Звуковой анализ слова «шар».

    Физкультминутка «Если нравится тебе»

    4.  Составление предложений из 2, 3, 4 слов по сюжетной картине.

    5. Работа в тетрадях.

    Задание детям: дорисовать узор. (Узор размером в две клеточки и узор размером в одну клеточку.)

    6. Итог занятия.

    МАРТ

    Занятие №21

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

    Задачи:

    • закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

    •  расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;

    •  продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;

    •  совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;

    • продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;

    •  упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).

    Ход  занятия

    1. Игра «Скажи как я».

    2. Игровое упражнение на словоизменение.

    3. Звуковой анализ слова «жук» (проводят три ребенка, каждый выделяет один звук).

    4. Игра со словом «жук».

    5. Звуковой анализ слова «лук».

    6. Задание детям:

    а)  Найти одинаковые звуки в словах «жук» и «лук». Назвать звуки, которыми эти слова отличаются друг от друга.

    б)  Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисованы мак, лук, жук, дом, дым, шар. Найти слова, в которых есть звуки [к], [м], [а], [у].

    7. Работа в тетрадях.

    Штриховка елочек в разных направлениях.

    8. Итог занятия.

    Занятие №22

    Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    С ПРЕДЛОГАМИ

    Задачи:

    • упражнять детей в подборе определений к существительным;

    •  развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;

    • упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;

    •  воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.

    Ход занятия

    1. Дидактическая игра «Кто больше?» (с мячом).

    2. Работа с текстом.

    Физкультминутка «Мороз»

    3. Работа в тетрадях по заданию.

    Дети под руководством педагога графически «записывают» предложения с предлогами, последовательно определяя очередность слов в предложении:

    4. Игровое упражнение «Деление слов на части (слоги)»:

    5. Игра «Хитрая книга загадок».

    6. Итог занятия.

    Занятие № 23

    Тема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

    Задачи:

    •   упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих мним явлениям;

    •  совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически;

    • упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;

    •  создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.

    Ход занятия

    1. Вариант игры «Кто больше».

    2. Работа в тетрадях по заданию.

    Один ребенок «записывает» на доске, а другие - в тетрадях следующие предложения:

    Мороз морозит. Ветер несет снег. Снег падает на землю.

    3. Игра «Зеркало».

    4. Звуковой анализ слова «сом».

    5. Введение понятия «согласный звук».

    Физкультминутка

    6. Игра «Сказку вспомнить нужно».

    7. Анализ занятия.

    3 а н я т и е № 24

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

    Задачи:

    • упражнять в подборе однокоренных слов;

    • развивать умение производить звуковой анализ слов;

    • закреплять понятие «согласный звук»;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Игра «Слова-родственники».

    2. Игра «Перекличка».

    3. Звуковой анализ слова «нос» с определением гласных и согласных звуков (с обоснованием).

    Физкультминутка «Выпал беленький снежок»

    4. Звуковой анализ слова «рот» с определением гласных и согласных звуков (с обоснованием).

    5. Игра-упражнение «Автомобиль».

    6.Анализ занятия.

    АПРЕЛЬ

    Занятие № 25

    Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ»

    Задачи:

    • совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;

    • формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу;

    • формировать правильный захват пальцами орудия письма.

    Ход занятия

    1. Игра «Подбор прилагательных».

    2. Звуковой анализ слова «кот» (проводят три ребенка).

    3. Звуковой анализ слова «кит».

    4. Сравнение звукового состава слов «кот» и «кит».

    5. Игра «Магазин».

    6. Игровое упражнение для развития руки «Катаем шарик».

    7. Итог занятия.

    Занятие № 26

    Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ

    Задачи:

    • упражнять в подборе существительного к исходному слову — прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;

    •  развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;

    •  совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

    •  продолжать формировать правильный захват пальцами орудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

    1. Игра «Что бывает?».

    2.  Речевое упражнение на дифференциацию мягких и твердых звуков в словах.

    3. Рассказ воспитателя про Сашу и Снеговика, по ходу которого дети должны отвечать на поставленные вопросы.

    Упражнение для большого пальца «Скакалочка»

    4. Игровое упражнение «Зарисовка слов». Работа в тетрадях.

    5. Итог занятия.

    Занятие № 27 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ»

    Задачи:

    •  активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов;

    • познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;

    •  отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;

    • упражнять детей в делении слов на слоги;

    • развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть.

    Ход занятия

    1. Лексическое упражнение «Веселая рифма».

    2. Звуковой анализ слова «осы».

    3. Дидактическая игра «Цветочный магазин».

    4. Работа в тетрадях: игровое упражнение «Звезды».

    5. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    Занятие № 28

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Задачи:

    • активизировать речевую деятельность детей;

    •  помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

    • познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

    • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

    Ход занятия

    1. Игровое упражнение «Загадки-складки».

    2. Звуковой анализ слова «роза».

    Физкультминутка «Мельница»

    3. Деление слов на слоги. Игра «Найди, назови и подели...». 

    4. Игра с мячом «Кто чем занимается?».

    5. Игровое упражнение «Весеннее солнышко».

    6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

    МАЙ

    Занятие №29

    Тема: «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА»

    Задачи:

    •  активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок;

    • упражнять в подборе определений к существительным;

    •  продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков;

    •  упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;

    • совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Игровое упражнение «Загадки о весне».

    2. Игра «Весенние слова».

    3. Звуковой анализ слова «луна» (аналогично слову «роза» -занятие № 28).

    Физкультминутка «Цыпленок»

    4. Игра «Кто в избушку проник?».

    5. Работа в тетрадях.

    6. Игровое упражнение «Мебель для куклы».

    Выкладывание из палочек на плоскости стола предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф).

    7. Итог занятия.

    Занятие №30

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА». СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ «ЛУНА» И «ЛИСА»

    Задачи:

    • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

    • помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;

    • упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);

    • совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Игра «Доскажи словечко».

    2. Игра «Угадай птицу».

    1-й  вариант.- Узнать птицу по описанию.

    2-й  вариант. - Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их.

    3-й  вариант. - Образовать родственные слова.

    3. Звуковой анализ слова «лиса».

    Физкультминутка

    4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».

    5. Игра «Назови пару». Проводится в кругу с мячом.

    6. Лексическое упражнение «Лисонька - лиса».

    7. Игровое упражнение «Мой медведь».

    Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.

    8. Итог занятия.

    Занятие № 31

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    Задачи:

    • упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;

    • совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    • упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

    • активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Игра «Кто больше назовет действий».

    2. Лексическое упражнение «Составление  предложении с данными словами».

    Задание   1 . Составить предложения с данными словами.

    Задание   2. Зарисовать схемы предложений (короткими черточками) в тетрадях.

    Физкультминутка «Кузнечики»

    3.  Звуковой анализ слова «муха».

    4. Лексическое упражнение «Отгадай кличку».

    5. Игровое упражнение «Чей колодец глубже?». Выкладывание «колодца» из палочек.

    6.  Итог занятия в форме беседы с детьми по содержанию занятия.

    Занятие №32

    Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ

    Задачи:

    • упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;

    • продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

    • упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

    • активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье;

    • развивать мелкую моторику.

    Ход занятия

    1. Игра «Как можно назвать весну?».

     1-й  вариант.  - Как можно назвать весну? Какая она?

    2-й  вариант. - Что делает весна?

    2. Лексическое упражнение «Составление из слов предложений».

    Задание   1 . Дети составляют предложения  из опорных слов:

    Задание   2. Зарисовать схемы предложений (короткими черточками) в тетрадях.

    3. Звуковой анализ слова «сани»

    Физкультминутка

    4. Лексическое упражнение «Подумай и скажи».

    Задание   1 . Кто больше заметит небылиц.

    Задание 2 . Подбор синонимов. Педагог начинает, а дети заканчивают предложения:

    5. Игровое упражнение «Ела, ела дуб, поломала зуб!».

    Работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики - изготовление трафарета полотна пилы.

    6. Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе

    Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...

    Перспективный план по обучению рассказыванию детей старшей группы.

    В данной работе отображены: программные задачи,основной вид деятельности, связь с другими видами деятельности, предметная среда....

    Перспективный план по обучению грамоте в подготовительной группе

    Перспективный план по обучению грамоте в подготовительной группе...

    Перспективный план по обучению грамоте старшая группа

    Цели перспективного плана: познакомить детей со звуками и буквами, дать представления о терминах ;"слово", "слог", "предложение".Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в ...

    Перспективный план по обучению ПДД в старшей группе

    Данный материал представляет собой план работы на год по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения....

    Перспективный план по обучению грамоте (группа общеразвивающей направленности 6 - 7 лет)

    Примерное перспективное планирование по обучению грамоте для группы 6 - 7 лет на 2018-2019 учебный год....

    Методическая разработка. Перспективный план дистанционного обучения детей в старшей группе ( 5 – 6 лет) по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы на 2020/21 учебный год.

    Перспективный план дистанционного обучения детей в старшей группе  ( 5 – 6 лет)  по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы на 2020/21 учебный год....