Отчет по самообразованию за 2020-2022 учебный год
учебно-методический материал по логопедии

Динара Хабирьяновна Муксинова

Отчет по самообразованию по теме "Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2020-2022_muksinova.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

учителя-логопеда

Муксиновой Динары Хабирьяновны

за 2020 - 2022 учебный год

Тема: Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой                            и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста                         с речевыми нарушениями.

Цель:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Знакомство с инновационными технологиями.

2.Сбор материалов по работе в логопедической деятельности                                        с использованием технологии ТРИЗ.

3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в речевом развитии.

В настоящее время мы наблюдаем значительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.  Все чаще речевая патология носит системный характер.

    Для детей с патологией речи  является сложным   решении наглядно-образных задач,  они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок.  Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети                     с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.

    Работа учителя-логопеда с ребенком дошкольного возраста направлено на всестороннее развитие личности. Для специалиста, важным в педагогической деятельности является развитие речи и речевого общения, наращивания активного словаря, а также развития внимания, памяти и мышления.  

  Как показывает практика  при систематической работе с ребенком имеющим нарушение речи  это можно исправить. Поэтому поиски  наиболее эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

   С помощью традиционных форм работы в полной мере сложно решить эту проблему.

Сегодня это делает возможным ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Альтшулером.

   Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно, мыслить.  Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах (Азии, Европы и Америки).  ТРИЗ дает возможность  проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения,  желание помочь. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.  

  Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление , тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.

   Применяя данную технологию, необходимо  опираюсь на следующие правила:

  • В любом обучающем  действии предоставлять ребенку право выбора.
  • Предоставлять  ребенку возможность работать с задачами  не имеющими единственно правильного решения.
  • В условие творческого задания закладывать различные варианты решения.
  • В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
  • Контролировать  процесс освоения детьми мыслительных операций, так как             в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

    Данные  приемы работы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяет автоматизировать звуки в речи, пополнить активный словарь и повысить логичность, точность, содержательность                                       и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

   Использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к занятию                у детей, дает возможность к развития творчества каждого ребенка.

    Автоматизация поставленного звука в речи  у детей «логопатов», иногда занимает длительное время. А  сочетание коррекции произношения                            с помощью творческих игр решает сразу несколько задач, как и закрепление звука, так и развития мышления, фантазии.

План работы

  1. Изучение научно – профессиональной и  учебно – методической литературы.

Что изучить

Литература (Интернет- ресурсы)

Сроки

Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ

Рабочая программа по реализации адаптированной программы

коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н.В.Нищева, журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду»

Октябрь

Разработка конспектов занятий по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц

«Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей в нарушениями речи» Н.В.Нищева

В течение года

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для детей с применением мнемотаблиц

Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

В течение года

Подбор диагностических методик        с целью выявления уровня сформированности речевых        навыков и умений

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. «Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов». «Развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Май

 2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

№ п.п

                            Мероприятия

Сроки

1.

Участие в семинарах, конференциях, мастер классах

В течение года

2.

Публикация статей в методических и районных изданиях

В течение года

3.

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

В течение года

3.Участие в системе методической работы.        

№ п.п.

                               Мероприятия

Сроки

 1.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения по логопедии на специальных порталах Интернета

В течение года

 2.

Ведение мониторинга уровня сформированности  речи у дошкольников с ОНР

Сентябрь-май

Представление материала: публикация материала на личном мини-сайте и на сайте учреждения.

Результат работы: создание картотеки игр с использованием технологии ТРИЗ, оформление папки с мнемотаблицами по лексическим темам. Включение заданий с использованием мнемотаблиц во взаимодействии с воспитателями. Публикация на сайте учреждения.

Список литературы

  1. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.
  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

Отчет по самообразование учителя-логопеда за 2020-2022 учебный год

МАДОУ №1 «Сказка»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"Подготовила воспитатель Абдуллина Наталья АнатольевнаАКТУАЛЬНОСТЬ.   Что главное в воспитании ...

План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».

Актуальность выбранной темы:    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольн...

План самообразования на 2020-2022 учебные года

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Работа по теме самообразования на 2020-2022 учебный год "Развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Монтессори»

План работы по самообразованию  на 2020-2022 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....

Аналитический отчет за межаттестационный период 2020– 2022 гг

ОглавлениеВведениеАнализ деятельности по направлениям:1.Диагностическое2. Коррекционно-развивающее3. Консультативное4. МетодическоеВыводЗадачи на следующий межаттестационный период....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование...