Развитие мелкой моторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами с помощью Су-Джок
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Яишенкина Ольга Михайловна

Творческий подход с использовании Су-Джок терапии способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате  Су-джок терапии: осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; 
стимулируются речевые зоны коры головного мозга; 
развивается координация движений и мелкая моторика; 
развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx893.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами

В настоящее время актуальной остается проблема развития мелкой моторики у детей, так как уже давно доказано наукой существование связи между развитием мелкой моторики и интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью. Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Те дети, у кого лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речевые функции. Развитие навыков мелкой моторики становится важным еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, таких как одеваться, рисовать, писать.

В результате изучения развития мелкой моторики в соответствии с возрастом можно сделать следующие выводы:

  1. Основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения.
  2. После четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины.
  3. Усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте.
  1.  В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат.

Из всего вышесказанного видно, насколько важна работа, направленная на развитие руки ребенка, в дошкольный период. Это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития.

У детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдаются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, чем у детей с дизартрией, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая.

Массаж  для развития мелкой моторики нетрадиционными средствами

Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы. Которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. В своей работе мы использовали элементы самомассажа. Начинался самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания: самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж ладоней; самомассаж пальцев рук. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами; удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

  • Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями; один орех прокатывать между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук. В пальчиковых играх также развивается глазомер, внимание, происходят укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
  • Су - Джок терапия  считается одной из лучших систем. 

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате использования Су-джок терапии: осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; 
стимулируются речевые зоны коры головного мозга; 
развивается координация движений и мелкая моторика; 
развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Применяются разные варианты использования Су-Джокмассажёров. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-Джокмассажером.

Детям были представлены необходимые атрибуты для массажа пальцев и ладошки. Во время работы с атрибутами Су-Джок терапии, дети повторяли слова и выполняли действия в соответствии с текстом.

Действия с шариками «ёжиками» были направлены на стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же оказывали благотворное влияние на весь организм.

Таким образом, Су-Джоктерапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод развития мелкой моторики.

Использование Су-Джок технологии в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствовало повышению физической и умственной работоспособности детей, была создана функциональная база быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Массаж Су-Джок для развития мелкой моторики в логопедической группе

hello_html_m6258cc50.jpg

«С мячиком дружу»

  • Я мячом круги катаю,
  • Взад - вперед его гоняю.hello_html_m35ca7918.jpg
  • Им поглажу я ладошку.
  • Будто я сметаю крошку,
  • И сожму его немножко,
  • Как сжимает лапу кошка,
  • Каждым пальцем мяч прижму,

                                                                             И другой рукой начну.


«Волшебный шарик»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик вертикально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

Катаем, катаем, катаем

Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик вертикально)

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик в центре ладошки)

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.


               «Веселая игра»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.




Массаж пальцев эластичным кольцом

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.hello_html_2f0c961f.jpg

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Ёжик»

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?hello_html_m10482ea1.jpg

Приключения Ёжика
Звук К

Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
hello_html_4bd80ea9.jpg

По ямкам и кочкам.

По тропкам и мосточкам.

Мимо ёлок и клёнов,

Мимо кедров зелёных.

По мягкой травке.

По жёсткому песку.

Глубокого оврага

Крутому бережку.

Вокруг горок и бугорков.

Вдоль речек и ручейков.

Мимо белки с шишкой.

Мимо косолапого мишки.

Мимо кукушки.

                                                                  И остановился на опушке.

Звук С

Ёжик утром проснулся,

Солнышку улыбнулся.

Чистой росой умылся,

Вкусной сушкой подкрепился.

Ес-ес-ес, ес-ес-ес,hello_html_5c87aac3.png

Отправился гулять в лес.

В лесу с лисой повстречался.

Лису сильно испугался.

Са-са-са, са-са-са.

Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком,

Покатился с бугра кувырком.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Покатился скорей от лисы.

Катился, катился

И под кустом притаился.

Посидел, посидел под кустом.

В свою норку пустился бегом.

Звук З

Ёжик в деревню забрёл,

Увидел зелёный забор.

За забором пёс Трезорка

Заливался лаем звонко.

А коза и козлятки

Занимались зарядкой.hello_html_m3b9e92cb.jpg

А Зоя садила розы

Возле кудрявой берёзы.

А Лиза незабудки

Возле Трезоркиной будки.

А бабушка Зина

Корзину взяла,

По землянику пошла.

И ёжик за ней засеменил -

                                                                                               Он тоже землянику                                                                   любил.

Звук Ж

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жаhello_html_m567ac0e7.jpg

День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Пирожок несёт ужу.

Пирожок с черникой

И свежей ежевикой.

Звук Ш

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шёл ёжик неспеша.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше.hello_html_m3c28057b.jpg

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Вышли пышки хороши.

Шёл ёжик, шёл,

Носиком повёл -

Унюхал Мышкины пышки,

Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош

Очень запах был хорош.

Звук Ч

Ёж к черепахе на чай собрался.

Четыре часа до неё добирался.

В гостях ел калачи, чай пил.

Так и вечер наступил.

Еж с черепахой простился,

К ручейку спустился.hello_html_573943a1.jpg

Увидел лодочку у ручья

И спросил её: ты чья?

Ответила лодочка хохоча:

Я ничья! Совсем ничья!

Плыву худа хочу.

Хочешь тебя прокачу?

Прокачу по ручью.

Быстро домой домчу.

Ёж на лодочку вскочил

И домой поплыл.

Добрался за полчаса.

Что за чудеса?!

Звук Л

Ёжик шёл, шёл, шёл,

Ёжик шёл, шёл, шёл

И до ёлочки дошёл.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол,

И до ёлочки дошёл.

Что за чудо ёлка-hello_html_7ee655ce.jpg

Колкая иголка.

Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,

Как ты ёлочка мила.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Ёжик ёлку обошёл.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Снова ёлку обошёл.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил,

Долго ёжик так ходил.

Ул-ул-ул, ул-ул-ул,

И под ёлочкой заснул.

Звук Л

Лодка по волнам плывёт,

Лодка ёжика везёт.hello_html_m1c12c45e.jpg

Ёжик в лодке сладко спал.

Ёжик с лавочки упал.

Покатался, покатался,

Покатался, покатался,

Вновь на лавочку поднялся.

Волна лодку подхватила,

С боку на бок наклонила.

Ёжик тоже наклонился,

Вновь упал и покатился.

Долго лодочка плутала.

Долго ёжика катала.

Наконец-то доплыла.

Ёжик выскочил из лодки

И запел: ла-ла-ла-ла!


Звук Рhello_html_m7f3b0b99.jpg


Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Проснулся ёжик поутру.

Выбрался из норки,

Пробежался вокруг горки.

Попрыгал, покружился,

В ручейке умылся.

Позавтракал черникой

И красной брусникой.

Побежал к другу бобру

Играть в новую игру.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

На пути стоит гора.

Ёжик на гору забрался.

С горы скатиться собрался.

Свернулся в клубок.

По кочкам прыг да скок.

Прикатился к запруде бобра.

Ура! Ура! Ура!


«ЧЕРЕПАХА» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАРИКА СУ -ДЖОК)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь
(дети катают Су Джок между ладоней).

 hello_html_4ec27aa5.png

 «ЁЖИК» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШАРИКА СУ -ДЖОК)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

hello_html_m4eeabc83.png

 «МЯЧИК» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАРИКА СУ -ДЖОК)

Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

 hello_html_46ce94d7.png


 «МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЕЧКА СУ-ДЖОК)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).

 hello_html_3df194a4.png

  «ПАЛЬЧИКИ - МАЛЬЧИКИ» 

Описание: Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 hello_html_m3f637296.png

 

«ЁЖИК»

Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежикв не разбудите.

 hello_html_62dfa580.png

ЗВУК «К»

Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.

 

ЗВУК «С»

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

ЗВУК «З»

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
 
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
 
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла

И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.

hello_html_m5e03e705.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рекомендуется использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, ...

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра.

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра....