Методическая разработка.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Бойко Лилия Анатольевна

Конспект занятия учителя - логопеда по формированию глагольной лексики. Лексическая тема "Посуда". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_teme_posuda.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию глагольной лексики у детей подготовительного дошкольного возраста с ЗПР

Лексическая тема: «Посуда».

Цель: формирование глагольного словаря.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: 

- расширение и активизация глагольного, предметного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

- формирование умения различать глагол среди других частей речи;

- формирование умения правильно использовать в речи глаголы;

- формирование умения образовывать приставочные глаголы по образцу;

- формирование умения согласовывать глагол с существительным в роде и числе;

- закрепление умения отвечать на поставленный вопрос;

- закрепление умения составлять простое предложение по образцу.

Коррекционно-развивающие:

- развитие умения слушать и понимать речь других;

- развитие слухового восприятия (умения различать и узнавать неречевые звуки);

- развитие зрительного восприятия;

- развитие слухоречевой, зрительной памяти;

- развитие концентрации, переключения внимания;

- развитие аналитической деятельности при дифференциации глаголов;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие:

- формирование навыка сотрудничества и доброжелательности;

- формирование умения слушать и не перебивать других.

Педагогические технологии:

- игровая технология;

- технология обучения на основе опорных сигналов;

- здоровьесберегающая технология; 

- ИКТ технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

- словесные, наглядные, практические, игровые методы;

- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, вопросы, художественное слово;

Предварительная работа: Чтение произведения «Федорино горе», просмотр мультфильма, беседа по сказке.

Оборудование: 

- презентация; интерактивная доска;

- индивидуальные фланелеграфы;

- карточки-символы с изображением действий;  

- аудио запись неречевых звуков по теме «Посуда»;

- дидактическая игра «Соты»;

- дидактическая игра «Фонарики»;

- индивидуальные карты для дифференциации глаголов (д/ игра «Собери бусы на ниточку»);

- маркеры;

- разрезные картинки.

План – конспект НОД:

1.Организационный момент.

  • Приветствие гостей.

Цель: Развитие коммуникативной деятельности, формирование положительного настроя на игровую деятельность.

  • Д/игра «Разрезные картинки»

Цель: Развитие целостности зрительного восприятия. Рассадка детей.

Логопед предлагает детям из коробки достать половинку картинки и попробовать угадать, что на ней изображено, затем найти такую же половинку и собрать целую картинку и сесть за стол.

2. Основная часть.

  • Задание 1. Вводная беседа по произведению «Федорино горе».

Цель: Подведение детей к теме занятия, включение в игровую деятельность.

Логопед задает детям вопросы по сказке, уточняет содержание сказки, основные действия в нем. Подводит к обобщающему понятию «посуда». Предлагает детям вспомнить, героев сказки и их действия.

  • Задание 2. Игра с фонариком «Найди посуду».

Цель: Закрепление предметных представлений, активизация предметного словаря по лексической теме, умения узнавать зашумлённое изображение предмета.

Логопед предлагает детям на время стать сыщиками с помощью фонариков найти посуду, которая у Федоры хранилась в разных местах. Дети просвечивают картинку, называют посуду, основные слова –действия при манипуляции с предметами.

  • Задание 3. Игра «Узнай эмоцию».

Цель: Расширение глагольной лексики, узнавание и называние основных эмоциональных состояний.

Логопед предлагает назвать эмоциональное состояние «посуды» и изобразить его.

  • Задание 4. Игра «Угадай животное»

Цель: Развитие мышления (аналитической функции), слухового восприятия. Уточнение глаголов, относящихся к повадкам животных.

Логопед загадывает детям загадки (называя глаголы), предлагает угадать животное, о котором идет речь, озвучить как подает голос животное, птица. Предлагает детям вспомнить, какие именно питомцы жили у Федоры, с которыми она отправилась на поиски посуды.

  • Задание 5. Динамическая пауза.

Цель: Снятие напряжение, переключение внимания. Формирование умения образовывать приставочные глаголы по образцу.

Логопед предлагает детям встать из-за стола после рассмотрения сюжетной картины «Лес» и показать какие действия совершала Федора, и проговорить приставочный глагол, отвечая на конкретный вопрос логопеда.

  • Задание 6. Игра «Угадай какой звук слышишь».

Цель: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. Закрепление умения называть основное действие предмета, активизация глагольного словаря.

Дети после подвижной игры садятся за стол на свои места. Логопед демонстрирует детям аудиозапись неречевых звуков по теме «посуда» и назвать основное действие с предметом.

  • Задание 7. Игра «Соты».

Цель: Закрепление умения подбирать к глаголу существительное, составлять по образцу фразу из трёх слов (существительное + глагол + дополнение).

  • Задание 8. Игра «Собери бусы на ниточку».

Цель: Закрепление умения дифференцировать на слух глаголы, соотносить их со зрительным символом. Развивать зрительно-моторную функцию, внимание, слуховое восприятие.

Логопед называет последовательно действия, дети соединяют картинки символы, обозначающие действие, последовательно. Затем логопед просит назвать слова-действия, изображенные на бусинах, тем самым закрепляя понятия в активном словаре.

  • Задание 9. Игра «Собери сервиз».

Цель: Развитие зрительного восприятия, концентрации, распределения внимания.

3. Итог занятия.

  • Задание 10. Рефлексия.

Цель: Подвести итоги занятия. Выяснить трудности и успехи детей.

Л.А. Бойко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...