Статья "Логопедическая помощь"
статья по логопедии

Статья "Логопедическая помощь"

Речь, выполняя основное свое назначение – средство общения между людьми, является оной из важных функций психики. Она развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, речь может подвергаться различным нарушениям. Расстройства речи обусловлены влиянием биологических (аномалия развития, перенесенные болезни, физическая ослабленность) и социальных (неблагоприятная среда, неправильные методы воспитания и др.) факторов, иногда их сочетание. Речевые нарушения могут проявляться в разнообразных формах. Дефекты устной речи нередко отражаются и на письме, в результате чего могут возникать различные формы расстройства письма и чтения (дисграфия и дислексия). Дефекты, особенно устной речи, приводят к ее  неполноценности, что снижает основную роль речи, как средства общения.

В детском  возрасте речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на умственное развитие ребенка, нередко обуславливая задержку психического развития, что приводит иногда, к неуспеваемости в школе, особенно на первоначальных этапах обучения.Ввиду всего изложенного особое значение приобретает коррекционно-педагогическая работа по устранению речевых нарушений.

Речь выполняет сложную функцию общения между людьми, и тесно связана с мышлением. Функции речи не являются врожденными  и развиваются по законам условных рефлексов, завися от характера речевых раздражителей, которые поступают в мозг ребенка из окружающей среды. Поэтому очень важен доречевой период (в какой речевой среде воспитывается ребенок, что он слышит, насколько качественная ваша речь и окружающих).

Советские исследователи подчеркивают, что ребенок усваивает речь не как сумму механических навыков, условных звуковых сигналов, а как средство смыслового общения, обмена мыслями и познания окружающего. Поэтому необходимо сформировать у него потребность в словах и пользовании ими, а не предъявлять их в качестве образцов для подражания. В связи с этим, использование детьми современных устройств не приводит к обратной коммуникации. У детей нет необходимости вести ответную речевую активность, что негативно сказывается на формировании  речи в целом. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется одинаковыми чертами у разных детей. К 5 годам ребенком уже полностью усвоен обиходный словарь. Ребенок без труда говорит обо всем, что связано с его потребностями, желаниями. Соответственно, к этому возрасту, обычно, формируется звукопроизношение. Поэтому логопедическая помощь начинается с 5 лет. Ребенку необходимо дать физиологическое время для формирования звукопроизношения. Если этого не произошло, тогда дети зачисляются в группу, где ведется активная работа с логопедом. Зачисление обучающихся на логопедические занятия происходит на основании заключения ТПМПК, с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации ( проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом). Зачисление может производиться в течении всего учебного  года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Существует несколько видов организации коррекционно-педагогической работы: логопедический пункт, куда зачисляются обучающиеся с ФФНР, ФНР; логопедическая группа, где обучаются дети со всеми уровнями ОНР.В нашем саду оказывается такая форма организации коррекционно-педагогической работы, как «логопедическая помощь».Зачисляются обучающиеся со всеми видами речевых нарушений, потому что они имеют основной аллергодиагноз и не могут получать коррекционно-развивающую работу в других садах. Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых  и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК. Стоит отметить важность в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся пр совместной работе всех участников образовательного процесса, а именно, активная вовлеченность родителей (законных представителей). Ведь 90% успеха зависит от добросовестности родителей и постоянного контроля за речью ребенка. Логопед может научить ребенка правильно произносить звуки, но  будет он ими пользоваться в повседневной речи или нет, зависит от Вас!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._2021.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Речь, выполняя основное свое назначение – средство общения между людьми, является оной из важных функций психики. Она развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, речь может подвергаться различным нарушениям. Расстройства речи обусловлены влиянием биологических (аномалия развития, перенесенные болезни, физическая ослабленность) и социальных (неблагоприятная среда, неправильные методы воспитания и др.) факторов, иногда их сочетание. Речевые нарушения могут проявляться в разнообразных формах. Дефекты устной речи нередко отражаются и на письме, в результате чего могут возникать различные формы расстройства письма и чтения (дисграфия и дислексия). Дефекты, особенно устной речи, приводят к ее  неполноценности, что снижает основную роль речи, как средства общения.

В детском  возрасте речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на умственное развитие ребенка, нередко обуславливая задержку психического развития, что приводит иногда, к неуспеваемости в школе, особенно на первоначальных этапах обучения.Ввиду всего изложенного особое значение приобретает коррекционно-педагогическая работа по устранению речевых нарушений.

Речь выполняет сложную функцию общения между людьми, и тесно связана с мышлением. Функции речи не являются врожденными  и развиваются по законам условных рефлексов, завися от характера речевых раздражителей, которые поступают в мозг ребенка из окружающей среды. Поэтому очень важен доречевой период (в какой речевой среде воспитывается ребенок, что он слышит, насколько качественная ваша речь и окружающих).

Советские исследователи подчеркивают, что ребенок усваивает речь не как сумму механических навыков, условных звуковых сигналов, а как средство смыслового общения, обмена мыслями и познания окружающего. Поэтому необходимо сформировать у него потребность в словах и пользовании ими, а не предъявлять их в качестве образцов для подражания. В связи с этим, использование детьми современных устройств не приводит к обратной коммуникации. У детей нет необходимости вести ответную речевую активность, что негативно сказывается на формировании  речи в целом. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется одинаковыми чертами у разных детей. К 5 годам ребенком уже полностью усвоен обиходный словарь. Ребенок без труда говорит обо всем, что связано с его потребностями, желаниями. Соответственно, к этому возрасту, обычно, формируется звукопроизношение. Поэтому логопедическая помощь начинается с 5 лет. Ребенку необходимо дать физиологическое время для формирования звукопроизношения. Если этого не произошло, тогда дети зачисляются в группу, где ведется активная работа с логопедом. Зачисление обучающихся на логопедические занятия происходит на основании заключения ТПМПК, с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации ( проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом). Зачисление может производиться в течении всего учебного  года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Существует несколько видов организации коррекционно-педагогической работы: логопедический пункт, куда зачисляются обучающиеся с ФФНР, ФНР; логопедическая группа, где обучаются дети со всеми уровнями ОНР.В нашем саду оказывается такая форма организации коррекционно-педагогической работы, как «логопедическая помощь».Зачисляются обучающиеся со всеми видами речевых нарушений, потому что они имеют основной аллергодиагноз и не могут получать коррекционно-развивающую работу в других садах. Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых  и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК. Стоит отметить важность в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся пр совместной работе всех участников образовательного процесса, а именно, активная вовлеченность родителей (законных представителей). Ведь 90% успеха зависит от добросовестности родителей и постоянного контроля за речью ребенка. Логопед может научить ребенка правильно произносить звуки, но  будет он ими пользоваться в повседневной речи или нет, зависит от Вас!