Речевая готовность к школе
консультация (подготовительная группа)

Иванова Елена Петровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roliteley.docx639.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  •       Правильное произношение всех звуков
  •       Умение различать звуки речи на слух
  •       Владение навыками звукового анализа и синтеза
  •       Словарный запас
  •       Сформированность грамматического строя речи
  •       Связную речь
  •       Речевую коммуникацию
  •     Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и   фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

1.png - 313.39 KBВладение навыками звукового анализа и синтеза:

  •       умение выделять звук на фоне слова;
  •       слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  •       определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  •       определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  •       называть слова с заданным звуком;
  •       уметь составлять слова из звуков;
  •       дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

2.png - 236.14 KB 3.png - 149.57 KB

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

  4.png - 88.90 KB      5.png - 225.06 KB    6.png - 41.62 KB 

   

Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

Связная речь

9.png - 60.65 KB

К 7 годам ребёнок должен уметь

  •     пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  •       составлять рассказ по картинке
  •     составлять рассказ по серии картин
  •     отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  •       на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  •       на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  •       на лексику (полнота и точность использования слов),
  •       на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

91.png - 216.31 KB

Речевая коммуникация

  •       Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  •       уметь слушать и понимать речь,
  •       строить общение с учетом ситуации,
  •       легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  •       ясно и последовательно выражать свои мысли,
  •       пользоваться формами речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Речевая готовность к школе.Пора в школу.

Презентация для родителей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...