Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «С» Лексическая тема: «Ягоды»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цель: Постановка звука С

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук С;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинка артикуляционного уклада звука С, схема характеристики звука, мяч, картинка «Старичок-Лесовичок», Картинка «Осенний лес», предметные картинки «Ягоды» (лесные и садовые).

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

на постановку звука «С»

Лексическая тема: «Ягоды»

Цель: Постановка звука С

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук С;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинка артикуляционного уклада звука С, схема характеристики звука, мяч, картинка «Старичок-Лесовичок», Картинка «Осенний лес», предметные картинки «Ягоды» (лесные и садовые).

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Содержание деятельности

Речевое развитие


Слайд 1, 2

  1. Организационный момент

 Логопед: Здравствуй, малыш. Посмотри, кто к нам сегодня в гости пришел. (выставляется картинка). Это СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК. Они приглашает нас к себе в гости. Как ты думаешь, где он живет? (В лесу). 

Логопед: Правильно. У СТАРИЧКА-ЛЕСОВИЧКА в лесу очень много вкусных ягод. Пойдем их собирать? (да) 

Физическое развитие

Речевое развитие

Слайд 3

  1. Пальчиковая гимнастика

Игра «Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

(указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке).

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?

(Приподнимают плечи, удивляются).

Я – молодец!

(большой палец вверх).  

Физическое развитие

Слайд 4

Слайд 5 

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Упражнение «Ищем землянику»

Старичок-лесовичок хочет научить нас собирать землянику. Будем учиться? (ДА)

Игра «Ищем землянику».

Руки на поясе, ноги на ширине плеч.  Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги – быстро собираем ее, придется опять наклониться.

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ищем ягодку опять.  

Логопед: А теперь давайте покажем СТАРИЧКУ-ЛЕСОВИЧКУ,  что ты дружишь с ОСЕННИМ ВЕТЕРКОМ и знаешь его песенку.

Упражнение  для развития напора воздуха:

1. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой.  Повторить упражнение 3-5-7 раз.

2. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки (спички). Повторить 3-5-7 раз.

3. Упражнение «ОСЕННИЙ  ВЕТЕРОК»

Физическое развитие

Слайд 6  

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Мы с тобой собрали всю земляничку. Хочешь ее съесть? Тогда сначала выполни упражнения для губ и язычка, которые нарисованы на обратной стороне ягодок.

Губно-зубной сигматизм:  проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз — вверх; выработке умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умения удерживать широкий кончик у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук [и]; умение с напряжением произносить сочетание гласных [ие] (это способствует торможению движений вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направляет концентрированную воздушную струю).

Упражнение для губ:

Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Слайд 7

  1. Постановка звука С  

Старичок-Лесовичок знает, что ты дружишь с ОСЕННИМ ВЕТЕРКОМ! Давай покажем Старичку-Лесовичку, что ты знаешь песенку ветерка.

Исправление губно-зубного (щёчного) сигматизма включает 2 момента:

  1. Обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы (Инструкция для ребенка: «Сделай улыбку «до ушей»!»
  2. Удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Для того чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуется сначала отработать ротовой выдох.

Речевое развитие

Слайд 8

  1. Артикуляционный уклад звука  С

Расскажите СТАРИЧКУ-ЛЕСОВИЧКУ, как правильно петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА (Произносить звук С)

- Губы улыбаются

- Зубы сближены («заборчиком»)

- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;

- воздушная струя холодная

- горлышко не дрожит

Речевое развитие

Слайд 9

  1. Характеристика звука С

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.

Какой звук С?

Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

 

Физическое развитие

Без презентации,

С мячом 

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Игра «Что где растет?»

Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Какая ягода растет в саду?» или «Какая ягода растет в лесу?», а ребенок, возвращая мяч, называет ягоду.

Либо, логопед называет ягоды, а ребенок говорит, лесная она или садовая.

КЛУБНИКА, ЧЕРНИКА, КРЫЖОВНИК, ЗЕМЛЯНИКА, КЛЮКВА, СМОРОДИНА, БРУСНИКА, КАЛИНА, РЯБИНА, МАЛИНА,  и др.

Познавательное развитие

Слайд 10

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Старичок-Лесовичок предлагает нам сыграть в игру «Правильно-неправильно»

Он говорит:

ЩМОРОДИНА

ЗМОРОДИНА

СМОРОДИНА

ШМОРОДИНА

Если слово произнесено верно – ребенок хлопает в ладоши.

Познавательное развитие

Слайд 11

  1. Игры на развитие ВПФ

 Старичок-Лесовичок приготовил для тебя загадки, если ты их отгадаешь, то он угостит тебя своими ягодками.

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками... (малина)

На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами — не шиповник,

Как зовется он? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина.

Что это? (Смородина)

Речевое развитие

Слайд 12 , 13

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш детский сад.

К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали?

Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?

Давай посмотрим, как у тебя это получается?ТЫ МОЛОДЕЦ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия  на этапе постановки звука.  Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука  [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...

Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]

Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"...