Конспект интегрированного логопедического занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ремешкова Светлана Николаевна

Занятие с элементами логоритмики для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное логопедическое занятие

с элементами логоритмики

«Зимуюшие птицы»

в группе компенсирующей направленности

Учитель-логопед I КК Ремешкова С.Н.

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет)

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация словаря по теме. Обогащение речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи, навыка образования сложных слов, навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества, активности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

Знакомство с зимующими птицами. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы кормушки смастерили». Чтение сказки «Как сорока клеста судила» с последующей беседой по содержанию. Знакомство с техникой мнемотехники. Изготовление образцов печенья для птиц, подготовка оборудования для работы с детьми.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Стульчики стоят полукругом, дети сидят. Включается фонограмма с голосами зимующих птиц. Детям предлагается послушать, закрыв глаза.

- Вы кого-то узнали?

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

2. Упражнение «Какой?»

У сороки длинный хвост. Она какая? (длиннохвостая)

У снегиря красная грудка. Он какой? (красногрудый)

У синицы желтая грудка. Она какая? (желтогрудая)

У совы большая голова. Она какая? (большеголовая)

У дятла крепкий клюв. Он какой? (крепкоклювый)

У клеста короткий хвост. Он какой? (короткохвостый)

У свиристеля пестрые крылья. Он какой? (пестрокрылый)

Выставляются картинки.

        - Что объединяет всех птиц, которых мы назвали.

        - Почему их называют зимующими?

        - Подумайте и скажите, в каком произведении мы можем встретить всех этих птиц?

        - В сказке «Как сорока клеста судила».

        - Сегодня мы вспомним с вами эту сказку.

3. Беседа, способствующая припоминанию действий сказки. Подготовка к пересказу.

На панно выставляются поочередно мнемокартинки, схематично изображающие действие сказки.

Фонопедическое упражнение «вьюга»

С чего она начинается? (Спит лес…). Прежде чем в лесу стало так тихо, пронеслась метель.

Включается фонограмма метели.

После прослушивания, стоя, дети проговаривают звук У:

- низко – высоко, рукой выполняя движение вверх;

- тихо – громко – тихо, выполняя движение руками в стороны и обратно соединяя их перед грудью.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,        Прыжки с продвижением

Ей на месте не сидится,        на двух ногах

Прыг-скок, прыг-скок,                Прыжки на месте

на правой / на левой ноге

Завертелась, как волчок.        Кружимся на месте

Вот присела на минутку,        Присели

Почесала клювом грудку,        Голову наклонили к подбородку,

повороты головой влево-вправо

И с дорожки — на плетень,        Прыжки на месте на двух ногах

Тири-тири,                                Прыжки на месте

Тень-тень-тень!                        на правой / на левой ноге

«Птички» улетели на места.

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Дети пересказывают сказку по 3-4 человека: один начинает, другие продолжают и заканчивают.

Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки?

Что можете сказать о клестах? Какие они?

Что можно сказать об остальных птицах – героях сказки?

А что мы можем сказать о сове?

Попевка «Совушка-сова»

Педагог включает видео с попевкой.

5. Музыкальная пауза

Звучит двучастная музыкальная фонограмма: на первую часть  дети легко прыгают, на вторую – бегут на носочках, машут крыльями.

Дыхательная гимнастика.

- Дышим морозным свежим воздухом (вдох носом, выдох ртом). Приводим свое дыхание в спокойное состояние, стараемся дышать ровно, плавно.

6. Упражнение «Назови птенцов»

Дети стоят в кругу.

У клеста – клестята

У сороки – сорочата

У снегиря – снегирята

У совы – совята

У свиристели – птенцы свиристели

У дятла – птенцы дятла

У синицы – птенцы синицы

Артикуляционная гимнастика.

- Клест выводит птенцов зимой, а другие птицы весной и летом, когда есть уже и насекомые, и червячки. Давайте покормим птенчиков.

1. Птицы машут крыльями – упр. «качели».

2. Птенцы ждут еду – упр. «птенчик».

3. Червячки – упр. «иголочка».

4. Съели червячков – упр. «покусай язычок».

5. Вкусные червячки – упр. «вкусное варенье».

7. Упражнение «Раздели на слоги»

Педагог приглашает детей к столу, где разложены картинки с изображениями птиц.

- Давайте в названиях птиц, которые присутствовали в сказке, найдем самое короткое слово, самое длинное. Разделите слова на слоги.

8. Упражнение «Составь схему слова»

Дети переходят за столы, садятся.

- Назовите птиц из сказки, название которых начинается со звука С.

- Почему слово «синица» нам не подходит?

- Найдите схемы слов «сова» и «сорока». Мы их составляли ранее.

- Составьте схему слова «синица».

- Проверьте, правильно ли у вас получилось?

Во время выбора схем и составления схемы педагог комментирует, задает вопросы по ходу выполнения работы. Рядом со схемой выставляется картинка птицы.

9. Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют ее стоя у столов.

Смастерили мы кормушки,                Постукивают кулачком

                                                о кулачок

В них насыпали зерно.                        Пальчиками «сыплют» зерна

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.                        Гладят живот

Прилетайте к нам синицы,                Соединяют большой палец с

Голубь, клест и воробей.                остальными

И, конечно, ждем мы в гости                Хлопают в ладоши

Красногрудых снегирей.                «Птица»

10. Окончание занятия. Печенье для птиц

- Посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это?

- Зимой птицам очень трудно найти себе корм. Люди помогают им, строят кормушки, готовят корм.

- Предлагаю вам самим приготовить угощение для птиц: птичье печенье. Это печенье мы отдадим птицам. Согласны?

- Сейчас вы немного отдохнете, у нас будет переменка. А потом дружно сделаем печенье.

Все молодцы! Спасибо за занятие!

Приложения

Сказка «Как сорока клеста судила»

Зима в лесу. Спит лес под теплым, снежным одеялом. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня.

Это сорока с разлету шлепнулась на ветку елки и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

– Слушай, не шуми, не трещи, не пугай моих птенцов!

– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков!

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на ветку рябины.

– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

– Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

– И холода не боишься?

– Нет, мы гнездо делаем теплое, очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем его среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

– А вдруг яйца даже в таком теплом гнезде замерзнут? – поинтересовался он.

– Нет! Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

– А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке и слушала разговор.

– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березки – сказал клест.

– Молодцы клесты! Не страшатся морозов – включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное - так же любят еловые семена как и я!

Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:

– Я хоть и плохо вижу днем, зато хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

– Не права ты, сорока! – сказал снегирь.

– Трещишь без толку! – поддержала его синица.

– Не за что клеста судить, - поставил очку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула крылом и улетела.

Беседа по содержанию:

Как называется сказка?

Почему это сказка?

За что сорока собиралась судить клеста? Что значит – судить?

Какие птицы принимали участие в споре?

Поддержали ли птицы сороку?

Что вы узнали о жизни клестов из сказки?

Почему клесты не боятся выводить птенцов зимой?

Что они для этого делают?

Что значит – встанут на крыло?

Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки?

Что можете сказать о клестах? Какие они?

А другие птицы – герои этой сказки. Какие они?

Материалы и инструменты для изготовления печенья.

1) желатин (маргарин)

2) коктейльная соломка

3) веревка

4) вода – 1 стакан

5) подсолнечное масло

6) корм для попугаев

7) фольга

8) кисточка

Ход работы:

Для «зимнего печенья» в первую очередь делаем «съедобный клей». Для этого разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь.

Затем добавляем в неё корм для птиц и хорошенько перемешиваем.

Формочки смазываем подсолнечным маслом, для того чтобы наше «печенье» лучше доставалось из формочек.

Полученную массу можно разложить по формочкам, вставляя трубочки с целью образования отверстия для веревки и поместить на 2 часа в холодильник.

После того как масса застыла и приобрела необходимую крепость нужно аккуратно достать их из формочек и просунуть в отверстия веревочки.

Теперь приступим к приготовлению «ягодного леденца» для птиц. Для этого в стаканчик насыпаем ягоды рябины и калины, не забывая при этом вставлять веревочки для подвешивания «леденца» на ветке дерева.

Заливаем водой и помещаем в холодильник для заморозки.

Получились съедобные фигуры для птиц. Можно смело их развешивать на ветвях деревьев и наблюдать за тем как наши пернатые друзья угощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе

Конспект этого занятия показывает  как на одном логопедическом  занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка....

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы "Путешестие в зимний лес"

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-7 лет. Интеграция с образовательной областью "Коммуникация" , "Познание" и  "Художественное творчество"....

конспект интегрированного ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ» Учитель-логопед Абрукова Г.В.

Размещаемый материал представляет подробный конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе , но будет полезен и для массовых детсадов. В конспекте отражена интеграция речев...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста на тему: КВН «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-ти летнего возраста...

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)...