конспект интегрированного ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ» Учитель-логопед Абрукова Г.В.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Размещаемый материал представляет подробный конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе , но будет полезен и для массовых детсадов. В конспекте отражена интеграция речевого занятия с занятиями музыкой, математикой, включение работы психолога, которого может заменить ведущий занятия. Роль Сороки с успехов исполняет ребенок. Включены интересные сюрпризные моменты:1.  "пролетающие" за окном 1-го этажа силуэты птиц под  крики журавлей (помощник ведущего по сигналу проносит медленно картонные изображения птиц) -  можно использовать ИКТ,  но 1 вариант намного эффектней, т. к. проверено на разных группах детей); 2. обнаруженное детьми в конце занятия гнездо, из которого появилась птица в начале занятия и улетела в конце, но оставила после себя подарки детям в виде киндер-сюрпризов! Интересное и эффектное занятие для открытого показа!  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: «ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ»

Учитель-логопед Абрукова Г.В.

         Коррекционно-образовательные цели:   Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы», образование существительных с суффиксами – ат, ят, активизация глаголов  словаря с использованием графических схем – предложно-падежные конструкции: пролетел над …, вылетел из…, облетел вокруг…, залетел в…, перелетел через… совершенствование навыка слогового анализа слов, навыка послогового чтения слов (гра-чи, ле-бе-ди, ут-ки, гу-си, жу-рав-ли),  закрепление навыков чтения слов с новой буквой Е, закрепление навыков составления предложений (Енот и белка ели спелый орех),  развитие фонематического восприятия («Назови птицу на звук Р, Л), автоматизация произношения сонорных звуков в словах, предложениях и скороговорках.         Коррекционно-развивающие цели:   Развитие связной речи, общих речевых навыков, мышления, пространственного праксиса, мелкой и общей моторики. Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, бережного отношения к природе.

        Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, самомассаж фаланг рук, логоритмическое упражнение).

        Итегрирование в образовательные области: коммуникация, социализация, познание, музыка, здоровье.

        Оборудование:

Мультимедийный проектор, магнитная доска с буквами, пороговые коврики для пальчиковой гимнастики, пальчиковые куклы-грачата, наглядные пособия («ключи», «следы», таблицы, раздаточные картинки), работы детей по рисованию, аппликации и лепке, мел.

        Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворения, скороговорок и загадок о птицах, песни «Птицы», упражнения для мелкой моторики рук «Полянка».

                   Ход занятия:

1

2

3

4

5

6

7.

8.

9

10

«Пройди по следам»

ГРА-ЧИ

УТ-КИ

ГУ-СИ

ЛАС-ТОЧ-КИ

И-ВОЛ-ГИ

«Вспомни слово со звуком «Р/ Р’/Л/ Л’»

(слайд №1 с фото перелетных птиц)

«Самомассаж фаланг пальцев»

(слайд № 2 ЛЕ-БЕ-ДИ, КУ-КУШ-КИ, ЛАС-ТОЧ-КИ, ЖУ-РАВ-ЛИ, ГРА-ЧИ)

Рисунок пальчиков

«Назови птенцов»

(слайд №3 картинки с изображением птиц и птенцов)

Расскажи о маршруте птиц

(слайды №4,5,6,7,8 с рисунками-маршрутами птиц и пальчик. куклами)

 Физкультминутка «Полянка»

(пальчиковая гимнастика)

Слайд № 9 с текстом

Грамота – буква Е

магнитная доска с буквами, листочки бумаги, мел.

ОР__Х     СП__ЛЫЙ     __ЛИ      Б__ЛКА     __НОТ

 

Упражнение «Размести домики»

Слайд № 10 – таблица с изображением домиков птиц

 

«Скороговорки»

Логоритмическое упражнение «Птицы».

 

Чтение детьми стихотворения о птицах.

Окончание занятия.

Логопед: Начинаем наш путь. Он будет долгим, с сюрпризами, с заданиями. Нам понадобятся смекалка, хорошая память и правильное произношение звуков: Р/ Р’/Л/ Л’

Вот первое задание – у каждого из вас есть свой ключик. Назови геометрическую форму большей части ключа, найди такую же на следе. По очереди пройдите по следам  и расшифруйте их. 

Дети: Называют геометрическую форму части ключа, находят аналогичную дорожку и, прошагивая по следам,  читают слова.

Л: Вы правильно прочитали название. Как мы называем этих птиц?

Д: Перелетные птицы.

Л: Почему они так называются?

Д: Потому что они осенью перелетают на юг и т.д.

Л: А каких еще перелетных птиц вы знаете? Вспомните птицу, в названии которой спрятался звук Р

Д: ГРАЧ, ЖУРАВЛЬ.      Л: звук Р’       Д: СВИРИСТЕЛЬ, СТРИЖ, РЯБЧИК.

Л: звук  Л    Д: СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА,     Л: звук Л’     Д:  ЛЕБЕДЬ, ЖУРАВЛЬ.

Л: А вы можете разделить слово на слоги? Будем произносить слоги, одновременно делая массаж пальчиков.

Д: Выполняют самомассаж пальчиков, одновременно произнося слоги.

Л: Вспомните, что делали перелетные птицы весной.

Д: Весной они возвращались с юга, строили гнезда, чинили старые (гнезда), выводили птенцов

Л: А как называются их птенцы?

Д: У грача – грачата, у… - гусята, у… - скворчата, у… - утята, у … - лебедята

Л: За лето птенцы подросли, научились хорошо летать и готовы к дальней дороге. Но перед отлетом птицам нужно хорошо изучить маршрут, чтобы уберечься от опасностей.

Выберите себе маршрут для своей птицы и расскажите, как они доберутся до юга. На пути у них много препятствий, им нужно вылететь, перелететь, облететь, подлететь. При рассказе используйте маршрутные листы-схемы.

Д: Ласточка вылетела из гнезда, облетела вокруг дерева, перелетела через речку, пролетела над горой и т.д.

Л: Птицы скоро улетят, но на дальнем юге они будут вспоминать своих друзей – соседей по лесу

Д: (выполняя упражнения): На полянке, на лужайке целый день скакали зайки

                                                И катались по траве от хвоста и к голове.

                                                 Долго зайцы так скакали, но напрыгались, устали.

                                                 Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» им сказали.

                                                 Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха-мать.

  • Л: Птенцы также вспомнят, как в лесной школе учили букву … Угадайте, какая эта буква, она спряталась в этих словах (лес, лебеди, реки, еда)

Д: Называют букву Е и читают слова.

Л: Чтобы лучше подружиться с буквой Е, запомнить ее, надо научиться правильно ее конструировать. Вы знаете много способов, как это сделать.

Д: Можно сделать из палочек, из горошин, начертить

  • Л: Сегодня мы будем конструировать букву Е из бумаги методом обрывания

Д: Обрывают листочки и получают букву Е

Л: Посмотрите внимательно на доску. Догадайтесь, какие слова получатся, если вставить букву Е.  ОР__Х     СП__ЛЫЙ     __ЛИ      Б__ЛКА     __НОТ

  • Л: Эти слова рассыпались, соберите из них предложение.

Д: Читают предложение -  Енот и белка ели спелый орех

Л: А у нас сегодня гости. (появляется психолог и приглашает детей к столам). Игровое упражнение «Размести домики».

П: Давайте разместим птиц по своим домикам. Какая птица живет  в этом домике – скворечнике, гнезде под крышей, на воде. Запомните, в каких клеточках нарисованы различные домики. Я уберу карточку, а вы разложите картинки в соответствующие клеточки своих квадратов.

     Психолог оценивает работу детей.

Под музыку появляется сорока.               Жалко мне цветных полянок

Журавли летят, курлычат,                        И журавликов моих!

Шлют последнее «прощай».                     Только я тужить не стану,

За собою лето кличут,                                А весною встречу их.

Забирают в теплый край.

С: Дети, вы узнали меня? Да, я – Сорока, Сорока – белобока, Сорока - тараторка. Хоть я и не перелетная, но очень-очень модная. Я дружу с грачами, скворцами, лебедями. И не зря меня зовут

Тараторка, я люблю тараторить про все подряд. Сорока рассказывает  скороговорки «Галдят галчата на грачат»,  «Летели лебеди с лебедятами»

С:  А вы так можете?

Д: произносят скороговорки.

С: А в ритме марша?

Д: произносят

С: А шепотом?

Д: произносят.

С: Ну, молодцы! Даже мои птенцы так не научились. Да что я все тараторю, да тараторю. Я, как и все птицы, больше люблю петь. Давайте споем вместе.

Д: Выполняют логоритмическое упражнение «Птицы» под музыку.

С: Все, мне пора в лес. Как бы без меня не улетели журавли. До свиданья! Не забудьте про мои сюрпризы.

Л предлагает детям рассказать стихотворение об улетающих птицах.

Играет тихая музыка, слышен крик журавлей, за окном пролетают силуэты птиц (кабинет находится на 1-м этаже).  Дети обнаруживают сюрприз – птичье гнездо, покинутое птицами, но полное «киндер-сюрпризов».  

Логопед предлагает детям высказать впечатления  от занятия.

               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Конспект интегрированного логопедического занятияв  подготовительной группе «Путешествие в сказку»...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе “Приготовим винегрет”.

1.     Цель: Продолжать формировать звуко-буквенный анализ и синтез.2.     Упражнять в составлении слов из слогов.3.     Упражнять в ра...

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «В стране красивой речи»

Задачи:Закреплять умение распознавать гласные и согласные звукиЗакрепление понятия «звук-буква»Закреплять умение делить слова на слоги, определять  звук  в словеУпражнять детей в...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной подгруппе по программе «Пиктомир»

  Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В ходе занятия детям  предлагаются задания, направленные на развитие и активизацию речевых умений и навыков, выраб...