Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя старшей группы для детей с ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Архипова Елена Анатольевна
 

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_i_muz.ruk_.docx825.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://www.v3wall.com/wallpaper/medium/0911/medium_20091127012251336963.jpg

ТЕТРАДЬ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И  МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Старшей группы для детей с ОВЗ

МКДОУ «Д/с  № …»

Музыкальный руководитель:   ФИО

Учитель-логопед: ФИО

20… – 20… уч. г.

Список детей старшей группы с ОВЗ МКДОУ «Д/с № …»

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

№ протокола

Речевое заключение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

                                                                       Учитель-логопед ФИО

Календарный план работы на 20… – 20… год

Старшая логопедическая группа.

дата

тема

Лексическая тема

дата

тема

Лексическая тема

диагностика

До свиданья лето.

День знаний.

Х – ХЬ

Транспорт

диагностика

Детский сад.

(Игрушки).

Ш

Азбука безопасности.

Правила дорожного движения.

Вводное

А

Урожай. (Овощи.

Описание по схеме).

Ж

Ш  - Ж

Моя страна. Моя планета.

 (в соответствии с возрастом)

У

А – У

Урожай.(Фрукты. Описание по схеме.Сравнение овощей и фруктов).

Й

Мой дом. Мой город.

(в соответствии с возрастом)

О

Краски осени. (Осень.

Признаки осени).

С - Ш

З - Ж

Наш быт. Мебель.

Бытовые приборы

И

Моя семья.

(Семья.Дом).

Ч

Наши защитники.

Ы

И – Ы

Животный мир.

 Рыбы.

Г-Гь

Миром правит доброта.

Э

Животный мир.

 Домашние животные.

Ц

Ц – С

Женский день.

Дружба.

День народного единства.

Народная культура и традиции.

Щ

Ш – Щ

Город мастеров.

Профессии. Инструменты.

Гласные.

Животный мир.

Кто как готовится к зиме.

Дикие животные.

Б - БЬ

П – Б

Весна шагает по планете.

М – МЬ

Я человек.

Встречаем птиц. (Ранняя весна.Перелётные птицы).

П - ПЬ

Наш быт. Посуда.

Д – ДЬ

Т – Д

Азбука безопасности. (безопасность дома и на улице)

С-Сь

Наш быт. Одежда. Обувь. Головные уборы.

В – ВЬ

Космос.

Приведем планету в порядок

Н - НЬ

Быть здоровыми хотим.

Ф – Фь

В – Ф

В гостях у сказки.

(Библиотека.Книги).

З – ЗЬ

Здравствуй, зимушка-зима!

Л – ЛЬ

Праздник весны и труда.

К – КЬ

Этикет.

Р – РЬ

День победы..

Новогодний калейдоскоп.

Л – Р

итоговое

До свиданья детский сад.

 Здравствуй школа.

Вот  какие мы стали большие

Каникулы

диагностика

Мир природы. Скоро лето.

Т – ТЬ

П-Т-К

Новогодний калейдоскоп. Зимние забавы.

диагностика

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель

должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

Принципы построения совместных занятий:

  • Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы

с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

  • Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у

дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

  • Принцип всестороннего воздействия
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-

мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

 

Логопед и музыкальный руководитель в коррекционно-развивающей работе

осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижне-диафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата ( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Направления в работе музыкального руководителя

по преодолению речевого недоразвития детей старшей группы для детей с ОВЗ  МКДОУ «Д/с № …».

Учитель – логопед ФИО  Музыкальный руководитель ФИО

 20…-20… уч. г.

Слуховое внимание

Чувство ритма

Восприятие цвета

Восприятие формы

Пространственные ориентировки

Двигательная память

Статическая и динамическая координация движений

Слоговая структура слов

Фонематический слух

Перспективный план работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

месяц

неделя

             

Лексическая

тема

Дыхательные

упражнения

             

Игры и упражнения

с пальчиками.

Звук и

буква

Стихи и распевки

на автоматизацию звуков

Сентябрь

1

До свиданья лето. День знаний.

диагностика

2

Детский сад.

 (Игрушки).

3

Урожай.

(Овощи.

Описание

по схеме).

«Собираем урожай»

И. п. -  стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – вдох. Опустить руки на колени, приседая и расслабляясь – выдох.

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски,

У Алёшки – две картошки,

У Серёжки- сорванца –

два зелёных огурца!

А у Вовки – две морковки,

Да ещё у Петьки –

две хвостатых редьки!

Одновременно разгибать одноимённые пальчики из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук.

А

Пение вокализов “А”,

 д/и “На приеме у доктора Айболита”; “Плачет малыш”;

«Мама укачивает малыша».

А-А-А-высокая гора,

А-А-А-на горе идет игра.  

А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.

4

Урожай.

(Фрукты.

Описание

по схеме.

Сравнение

овощей и

 фруктов).

        

«Собираем урожай»

И. п. -  стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – вдох. Опустить руки на колени, приседая и расслабляясь – выдох.

«Апельсин»

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну а волку – кожура.

Волк сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

У

Пение вокализов “У”,

д/и “Воет волк”;

«Ветер воет».

«У» - мы в дудочку дудим,

«У» - как поезд мы гудим.

«У» - вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем дудку.         

Октябрь

Октябрь

1

 Краски осени.

 (Осень.

Признаки осени).

«Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло,         (съежиться, обнимая

Стало зябко и темно.                    себя за плечи, выдох)

Солнце вышло из-за

 тучки,         

  (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки.          (задержать дыхание.                                                 Выдох.  Расслабиться)

«Осенние листья»:

Раз, два, три, четыре, пять,         (Загибают пальчики,

начиная с большого.)

Будем листья собирать.               (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,                          (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу

средним и указательным пальцами).                                            

А – У

О

Пение вокализов “А-У”, д/и “В лесу”; «Плачет малыш»; «Болит зуб». Наматываем клубок. Длительно, коротко. Произнести три раза на одном выдохе.

О-о-о-о-о-о-о ах как солнце высоко,

О-о-о-о-о-о-о а идти так далеко,

О-о-о-о-о-о-о и устали мы давно,

О-о-о-о-о-о-о идти в гору нелегко.

2

Моя семья.

(Семья. Дом).

«Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло,         (съежиться, обнимая

Стало зябко и темно.                    себя за плечи, выдох)

Солнце вышло из-за

 тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки.          (задержать дыхание.                                                 Выдох.  Расслабиться)

«Семья»

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять-

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка,

Два котёнка,

Мой щенок,

Щегол,

И я - Вот и вся моя семья!

И

Ослик кричит “иа”, д/и “Ишак”. Песенки птиц (и-и-и). Произнести громко-тихо (и-и-и).

И-и-и – ротик к ушкам растяни,

И-и-и – хорошо сиди,

И-и-и – песенку тяни.

3

Животный мир. Рыбы.

«Вырасти большой»

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Жил да был один налим»

  Жил да был один налим,

  Два ерша дружили с ним.

  Прилетали к ним три утки

  По четыре раза в сутки

  И учили их считать:

  Раз, два, три, четыре, пять.

Движения имитирующие

  движения плавников.

  Взмахи ладонями.

  Сжимать и разжимать кулачки.

  Загибать пальчики.

Ы

И – Ы

д/и “Песенка Рёвы”

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар,
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты — это я.

4

Животный мир.

Домашние

животные.

«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Буренушка».

Дай молока, Буренушка,   

 (Показывают, как доят корову)

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки. (Делают «коготочки» из пальчиков)

Малые ребятки. Дай им сливок ложечку,  (Загибают   по  

одному  пальчику

Творогу немножечко,      на  руках, начиная с мизинцев, на

Масла, простоквашки,   название молочного продукта).

Молока для кашки. (Снова «доят»). Всем дает здоровье молоко коровье.

Э

Пение вокализов. Распевка «Эхо». Рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Эч, эч, эч — истопили печь.

Эч, эч, эч — подарили меч.

Эч, эч, эч — грамотная речь.

Эч, эч, эч — на траве прилечь.

Эч, эч, эч — пирожков напечь

Ноябрь

1

Народная

Культура

 и традиции.

Дружба.

День народного единства.

«Надуй шар»

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать(руки вниз, встряхнуть кистями)

                                     

Развитие силы голоса, на пройденных звуках.

Пропевание гласных звуков длительно, коротко; тихо, громко

2

Животный мир.

 Кто как

готовится к зиме.

Дикие животные.

«Надуй шар»

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Белка»:

Сидит белка на тележке,                (хлопки ладонями и удары

кулачками попеременно)

Продает она орешки.                     

Лисичке-сестричке,                        (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Воробью, синичке,                       

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                 (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Кому в зобок,                                   

Кому в лапочку.

Гласные.

Развитие силы голоса, на пройденных звуках.

Пропевание гласных звуков длительно, коротко; тихо, громко

3

Я человек.

Упражнение

«обнимашки»

Исходное положение: стоя, руки перед собой. На счет 1 – руки — в стороны, вдох;

2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох.

«Пальчики».

Раз, два, три, четыре, пять –

  Пошли пальчики гулять,

  Этот пальчик рыл песок,

  Этот делал пирожок,

  Этот с горки катался,

  Этот в траве валялся,

  Этот умницей был –

  Хорошо говорил.

М - Мь

Д/и “Корова мычит”

Пропевание слоговых цепочек:

Ма-мо-му, мо-мы-ми, ми-ме-мю, ма-ми-мо.

чистоговорки :

Ма-ма-ма-на улице зима,

Му-му-му-я люблю зиму,

Ме-ме-ме-рады мы зиме.

Мы-мы-мы - дождались мы зимы.

4

Наш быт.

Посуда.

Упражнение

«обнимашки»

Исходное положение: стоя, руки перед собой. На счет 1 – руки — в стороны, вдох;

2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох

«Помощники».

Раз, два, три, четыре,                             (удар кулачками, хлопки в ладоши). Мы посуду перемыли:                             (одна ладошка скользит по другой).Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).Мы посуду перемыли,  (одна ладошка скользит по другой).Только чашку мы разбили, И кастрюлю уронили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали,   (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).

П - Пь

“Паровоз и паровозик пыхтит” (п-п-п, пь-пь-пь).

пропевание слоговых цепочек

Па-па-па, по-по-по, пу-пу-пу, па-пы-по, по- пи- пу

чистоговорки :

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Пи-пи-пи – пирожок купи.

5

Наш быт.

Одежда. Обувь.

Головные уборы.

Упражнение «Лесенка»

Цель. Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных звуков.

Дышать по схеме: вдох- задержка дыхания – выдох (говорить на выдохе)

Пропевание гласных А, У с постепенным повышением и понижением тона. Педагог показывает детям, как голос «поднимается и опускается по лесенке».

"Новые кроссовки"

Как у нашей кошки на ногах сапожки,

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

(загибать пальчики, начиная с большого)

Вот так. Вот так. Новые кроссовки.

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

С - Сь

Д/и “Насос и насосик”.

пропевание слоговых цепочек

Са-са-са, со-со-со, су-су-су, са-сы-со, со- сы- су

чистоговорки :

Са-са-са – в окно летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.

Декабрь

1

Здравствуй,

 зимушка-зима!

«Лыжник».

И. п. – ноги полусогнуты, расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука С. Аналогично – со звуком  З.

"«Мы во двор пошли гулять» "

Мы во двор пошли гулять 1,2,3,4,5.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку)

Птичек крошками кормили

(Крошить хлеб)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по  ладони левой).

А еще в снегу валялись

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной).

Все в снегу домой пришли (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения ложкой, положить руки под щеку).

Н - НЬ

 Д/и “Девочка плачет”

пропевание слоговых цепочек

На-но-ну, но-ны-ни,ни-не-ню, на-ни-но.

чистоговорки :

На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Он-он-он – мне купили телефон.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.

2

Быть здоровыми

хотим.

«Лыжник».

И. п. – ноги полусогнуты, расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука С. Аналогично – со звуком  З.

«ЧТОБ ЗДОРОВЫМИ МЫ БЫЛИ…»

Чтоб здоровыми мы были.

Звуки все произносили,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Кто заботится о нас?

Логопеды — это раз,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

(Загибают по одному пальчику на обеих  руках)

З – ЗЬ

Д/и “Комар и комарики звенят”

пропевание слоговых цепочек

за-зо-зу, зо-зы-зи, зи-зе-зю, за-зи-зо.

Чистоговорки:

За-за-за – в огороде коза.
Зе-зе-зе – Зина едет на Козе.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

3

Этикет.

«Лыжник»

имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

«Доброе утро, здравствуй, Иван!»

Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены.

Доброе утро, здравствуй, Иван (перекрещивают справа налево большие пальцы).

Доброе утро, здравствуй, Степан (перекрещивают указательные пальцы).

Доброе  утро, здравствуй, Сергей (перекрещивают   средние   пальцы)   и т. д. (все пальцы).

К – КЬ

Д/и “Каблучки стучат”.

пропевание слоговых цепочек

ка-ко-ку, ко-кы-ки, ки-ке-кю, ка-ки-ко.

чистоговорки:

Ка-ка-ка-у меня мука,

Ки-ки-ки-больше нет муки,

Ку-ку-ку-мешаем мы муку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.

4

Новогодний

калейдоскоп.

«Лыжник»

имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

«Перед нами елочка…»

Перед нами елочка                                 (пальцы рук переплетены

из больших пальцев – верхушка елки)  Шишечки, иголочки,                     (кулачки, указательные пальцы                                                                                  выставлены)        Шарики, фонарики,    («шарики» из пальцев  вверх, вниз)

Зайчики и свечки,                                         («ушки», обе ладони                                                                        сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки.  (ладони сложены, пальцы расставлены; средний и указательный  пальцы стоят на столе)

 

Отработка материалов к

новогоднему утреннику.

Подготовка к утреннику (работа над интонационной выразительностью речи)

Январь

2

Новогодний

калейдоскоп.

Зимние забавы.

«Лыжник»

 имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

« СНЕГ»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили.

( "Лепят снежок")

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)И совсем-совсем не сладкий.

( Грозят пальником)

Раз — подбросим. ("Подбрасывают")

Два — поймаем. (Приседают, "ловят") Три — уроним. (Встают, "роняют") И... сломаем. (Топают)

Т – ТЬ

П – Т – К

Разговор зверят (па-та-ка, по-то-ко...). Д/и “Молоточек стучит”. (т-т-т).

пропевание слоговых цепочек

Та-та-та, то –то –то .та-то-ты, ту-то- ти

чистоговорки:

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.

3

Транспорт

«Шины шуршат». 

И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1- вдох носом, стать на носки, руки вверх – в стороны.

2- вернуться в и.п., произнося на выдохе 4-6 раз: ш-ш-ш-ш.

Повторять 3-4 раза.

«МАШИНА»

У машины есть мотор, есть колеса. (движение «мотор»: вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди)

В ней шофер.(«крутят руль)

Только я в машину сяду –

(приседают, руки вперед)

Вмиг домчит,  куда мне надо.

(хлопают в ладоши)

Х – ХЬ

Д/и “Греем замёрзшие ручки”;

Ритмическое упражнение «Смешинка»

Ха-ха-ха-ха-ха – хак!

Ху-ху-ху-ху-ху – хук!

Хо-хо-хо-хо-хо- хок!

Хе-хе-хе-хе-хе- хек!

Чистоговорки:

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

4

Азбука

безопасности.

Правила дорожного движения.

Упражнение «Насос»

 («Накачивание шины»)

Из шины выходит воздух. Вдох – задержать дыхание – на выдохе (протяжно): «Ш-ш-ш».

Накачаем шину (насос).  Вдох – задержать дыхание – на выдохе (отрывисто): «С, с, с».

«МАШИНА»

У машины есть мотор,

есть колеса.

(движение «мотор»: вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди)

В ней шофер.

(«крутят руль)

Только я в машину сяду –

(приседают, руки вперед)

Вмиг домчит,  куда мне надо.

(хлопают в ладоши)

Ш

Д/и “Воздух выходит из лопнувшего шарика”- ш-ш-ш.

Чистоговорки:

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.

5

Моя страна.

Моя планета.

(в соответствии с возрастом)

упр. «Большой и

маленький

дома»

Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»).

«Небо синее в России…»

Небо синее в России,                        Загибают по одному пальцу на каждое название.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Белоствольные березы,

Да пушистые мимозы.

Есть и клены, и дубы,

А какие здесь грибы!

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!

Ж

Ш  - Ж

Д/и “Жук жужжит” Распевка «Разговор шмеля с жуком».

чистоговорки

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа,

Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жадина Жадину я ни о чём не прошу. В гости я жадину не приглашу. Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его.

Февраль

1

Мой дом.

Мой город.

(в соответствии

с возрастом

упр. «Большой и

маленький

дома»

Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»).

«Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять,                   (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Люблю считать                                            (имитация)

Коркино — это раз,

Площадь Ленина —  это два,                                            (загибают по одному

пальчики)

Дворец Культуры – это три.

А четыре — я живу в

 квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

 Й

Чистоговорки:

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой - скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.

2

Наш быт.

Мебель.

Бытовые

приборы

Игра «Паровозик

 свистит»

 (выработка плавной непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четре,  (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) Много мебели в квартире.  (Сжимают и разжимают кулачки.) В шкаф повесим мы рубашку,      (Загибают пальчики, начиная с большого). А в буфет поставим чашку.  Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, 

На кровати мы лежали. 

А потом мы с котом 

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.  (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). 

Много мебели в квартире.

С - Ш

З - Ж

Д/и “ Разговор шмеля с жуком.”; “Пилим дерево” (за-жа; за-жа).

“Комар и жук”

Чистоговорки:

  • Звенит звонок, жужжит жучок.
  • Жужжат – звенят, звенят – жужжат.
  • Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

3

Наши

защитники.

Дыхательное упражнение

«Партизаны».

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш- е». Повторять 1,5 мин.

«Бойцы- молодцы»

Пальцы эти — все бойцы,            Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Удалые молодцы.                               Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.Два — больших и крепких малых         Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.                   

И солдат в боях бывалых,

Два — гвардейца-храбреца,                               Показывают указательные пальцы.

Два — сметливых молодца,                                    Показывают средние пальцы.

Два — героя безымянных,                                     показывают безымянные пальцы.

Но в работе очень рьяных,

Два мизинца-коротышки                                       Показывают мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная    с мизинца, затем на правой.

Будем молодцев считать. (2 раза)   Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.Пальцы встали дружно в ряд Показывают ладони с прямыми пальцами, Десять крепеньких солдат.                                                   хлопают в ладоши.

Ч

Д/и “Паровозик пыхтит”;

Чистоговорки:

Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-очка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

4

Миром правит доброта.

Упражнение «Фокус»

(направление воздушной струи по середине языка).

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Если пальчики грустят – доброты они хотят.        пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит.        трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки,

дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке 

Г – Гь

Д/и Гуси разговаривают. Позовем голубей (гули – гули). Потешка “Гусь”, “Га-га-га”
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу - хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги - за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Март

1

Женский день.

Упражнение «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Мамин праздник»

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Ц

Ц – С

Д/и «Тише, спит малыш».

Ца-ца-ца – вот идет овца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.

2

Город мастеров. Профессии.

Инструменты

Игра «Чья фигурка дальше улетит». 

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
   Фигурку, сделанную из тонкой цветной бумаги, кладут на край стола. Ребенок становятся напротив. По сигналу: «Птичка полетела!» ребенок дует на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе.  Птичка  должна улететь, как можно дальше.

«ПОВАР»

Повар готовил обед, А тут отключили свет.  (Ребром ладони дети стучат по столу.) 

Повар леща берет И опускает в компот.          (Загибают большой палец на левой руке.) 

Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье.  (Загибают указательный палец.)  

Мешает суп кочерыжкой,(Загибают средний палец.)

Угли бьет поварешкой.(Загибают безымянный палец.)

Сахар сыплет в бульон.        (Загибают мизинец.)

И очень доволен он!        

(Разводят руками.)

Щ

Ш – Щ

Д/и «Разговор щеток» (ща-ща-ща, щи-щи-щи, щу-щу-щу и т.д.)

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

3

Весна шагает

по планете.

Игра «Кораблик»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

«ДРОЗД-ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,              (Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.)  

Носик — остренький, Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются,  (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.)  

Зимой забываются.  (Снова машут сложенными накрест ладонями.) 

Б - БЬ

П – Б

Д/и “Играем на барабане”; “Колокол звенит”

Чистоговорки:

Ба-бо-бы –на дворе стоят столбы,

Бу-бы-ба- из окна торчит труба

Бы-бу-бы – нет трубы.

4

Встречаем птиц.

(Ранняя весна.

Перелётные

птицы).

Упражнение «Эхо»

Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат «Ау!». дети делятся на 2 команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау!».

Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «Ау».

Повторять 3-5 раз.

Педагог читает стих:

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы : «Ау!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается:

«Ау».

 «Птичка».

Птичка летела,               (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.               (вращение замком)

Птичка клювом повела                (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,         (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Развитие силы голоса и речевого дыхания упражнение «Эхо».

Работа над общими речевыми навыками. Распевки с гласными.

1

Азбука

безопасности.

 (безопасность дома и на улице)

Игра «Надуй игрушку».

Небольшие надувные

игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

«Наша квартира»

В нашей комнате стол –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья-спинки все резные, ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет. В комнате для взрослых-в спальне –

Есть для платьев  шкаф зеркальный,

две широкие кровати с одеялами на вате и березовый комод, мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, в стенке-центр музыкальный. (на каждое название предмета мебели загнуть по одному пальчику)

Д – ДЬ

Т – Д

Д/и “Барабан звучит” (д-д-д) Дятел долбит клювом. Звукосочетание “т-д; т-д”.

Чистоговорки:

Да-да-да - у меня вода.

Ды-ды-ды - нет воды..

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до- там на дереве гнездо.

та, та, да — в баке вода

да, да, та — горячая плита

ту, ду, ту — улицу мету

ду, ту, ду — я домой иду

Апрель

2

Космос.

Приведем

планету в порядок

Игра «Хомячки»

Ход игры. Педагог рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести зерно через болото. Необходимо от стула до стула шагая по листам бумаги, преодолеть болото. Ребенок надувает щеки и переносит зерно по кочкам.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЗВЕЗДОЧЕТ…

На Луне жил звездочет,

(показывают руками круглую луну)

он планетам вел подсчет:

(считают указательным пальцем)

Меркурий - раз, Венера - два,

три - Земля, четыре - Марс,

пять - Юпитер, шесть - Сатурн,семь - Уран,  восьмой - Нептун,девять - дальше всех - Плутон...(Загибают поочередно все пальчики.)

Кто не видит - выйдет вон

(хлопают в ладоши)                                                    

В – ВЬ

Д/и “Ветер воет”(в-в-в)

Чистоговорки:

Ва-ва-ва — выросла трава.

Ву-ву-ву — соберу траву.

Вы-вы-вы — нет травы.

ва-ва-ва, ва-ва-ва -  Вот высокая трава.

вы-вы-вы, вы-вы-вы  -  Даже выше головы

ве-ве-ве, ве-ве-ве -  Васильки видны в траве

ву-ву-ву, ву-ву-ву - Васильков букет нарву,

ви-ви-ви, ви-ви-ви  -  Только много их не рви.

3

В гостях у сказки.

(Библиотека.

Книги).

Игра «шарик»

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

 Вернись скорее, шарик! Вернись!..

Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».

«Зайка книгу нашел…»

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове«закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Ф – Фь

В – Ф

Д/и “Фонтан шумит”

Чистоговорки:

Фа-фа-фа – очень мягкая софа

Фе-фе-фе – мы пойдем с тобой в кафе

Фи-фи-фи – день рожденье у Софи

Фу-фу-фу – сидит кошка на шкафу

В огороде Фекла Ахала и охала:

«Уродилась свекла

Не на грядке, около!»

Жалко Фекле свеклу,

Жалко свекле Феклу.

Жаловалась Фекла: «Заблудилась свекла».

4

Праздник весны

и труда.

Игра «Надуй игрушку».

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

«Посадили зернышко…»

Посадили зернышко,                (кладем пальчиками в ладошку зернышко)
Выглянуло солнышко.            
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,            
(пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух  руках одновременно)
Распускаются цветочки.         (сжимаем и разжимаем кулачки)

Л – ЛЬ

Д/и “Корабль и кораблик гудит”;

Чистоговорки:

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.

Май

1

День

победы

Игра «шарик»

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик! Вернись!..Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох «Ш-ш-ш...»

ВЫШЛИ ТАНКИ

 НА ПАРАД

Вышли танки на парад.

Встали строем ровно в ряд.

1,2,3,4,5, - очень просто их считать.

(Загибают поочередно все пальчики.)

         

Р – РЬ

Д/и “Мотор и моторчик самолёта”;

Чистоговорки:

Ра-ра-ра- интересная игра,

Ру-ру-ру- играем мы в игру,

Рой- рой-рой-увлечены игрой.

Ар-ар-ар – летит комар.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Ри-ри-ри – горят фонари.

2

До свиданья

детский сад.

Здравствуй

школа.

 Вот мы какие стали большими

Игра «Чей листик дальше улетит?»   Листик, сделанный из тонкой цветной бумаги, кладут на край стола. Ребенок становятся напротив листика. По сигналу: «Листик полетел!» ребенок дует на фигурку. Продвигать листик можно только на одном выдохе.  Листик  должен улететь, как можно дальше.

«Были маленькие мы…»

Были маленькие мы(пальцы согнуты, прижаты к ладони)

Стали вдруг большие ( расправить пальцы, растопырить)

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»)

А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты)

Л – Р

Д/и “Играем на барабане”;

Чистоговорки:

ла, ла, ла — у меня пила

pa, pa, pa — высокая гора

ло, ло, ло — в комнате тепло

ро, ро, ро — у меня перо

ол, ол, ол — мы вымыли пол

op, op, op — у Ромы топор

алка, алка — у Коли палка

арка, арка — у Юры марка

- Белые бараны били в барабаны.
Без разбора били, лбы себе разбили.

3

Мир природы. Скоро лето.

диагностика

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие учителя – логопеда и педагога - психолога в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Весна в лесу».

Интегрированное занятие учителя – логопеда и педагога – психолога Тема: «Весна в лесу»Цель:1.     Пополнение и уточнение словаря по лексической теме «Весна»;2....

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние и дикие животные»

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивных, игровых технологий помогает не только обобщить знания детей по теме неделе, но и решать коррекц...

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба. Сельскохозяйственный труд.

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба.  Сельскохозяйственный труд....

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Транспорт

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Транспорт...