Конспект занятия по теме "Звук и буква Р. Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Погребняк Ирина Владимировна

Данное занятие нацелено автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и пред­ложениях;

формировать и расширять знания о «семантическом поле» слова космос; о валентности слов; 

продолжать знакомить детей с профессией космонавт и вос­питывать у них уважение и гордость за труд и заслуги взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Звук и буква Р. Космос

Цели:

коррекционно-образовательная:

формировать и расширять знания о «семантическом поле» слова космос; о валентности слов;

коррекционно-развивающая:

автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать голос, дыхание и мимические мышцы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— Уточнять и расширять словарь через формирование «семантического поля» слов-признаков по теме «Космос»;

коррекционно-воспитательная:

продолжать знакомить детей с профессией космонавт и воспитывать у них уважение и гордость за труд и заслуги взрослых.

Оборудование: предметные картинки, наборы для составления схем слов и предложений, фишки, мяч, буквы, картинки с цифрами.

Ход занятия        

 Организационный момент.

- Вспомните и назовите профессии с которыми вы уже знакомы со звуком Р.

- Ребята, скоро знаменательная дата, более чем полвека назад человек смог полететь на ракете в космос. Самый первый человек, который на ракете отправился в космос, был Юрий Гагарин.

- Скажите, а вы хотите побывать в космосе? Можно, сегодня я буду вашим командиром корабля, и вы постарайтесь сегодня быть хорошими помощниками,  чтобы в следующий раз смогли заменить меня.

Только дружных пилотов               Могу я взять с собой в полет

Скучных, хмурых и сердитых        Не возьму я на орбиту.

Крепко за руки держитесь              И друг другу улыбнитесь!

Если космонавтом хотите стать    Должны вы много, много знать

Любой космический маршрут       Открыт для тех, кто любит труд.

Нам необходимо потрудиться        И здоровьем зарядиться.

- В этом нам поможет зарядка.

Дружно в ногу мы идём

Прямиком на космодром

Мы походим на носках,

А потом на пятках

Мы проверили осанку

И свели лопатки

А теперь: бегом, бегом

Чтоб набрать большой разгон

И взлететь на небеса

Чтоб увидеть чудеса….

- Тихонько присядем на свои места. Для того чтобы побывать в космосе, человек должен быть максимально подготовлен. Приступим.

Массаж лица. По общим правилам.

Артикуляционная гимнастика

Маляр:                 Красить потолок пора,

Пригласим маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

 Поведем вперед-назад —

Наш маляр работе рад!

Лошадки:     Я весёлая лошадка… 

Молодцы!

- Ну вот, теперь мы можем отправиться в путешествие.

-На чем же мы полетим? Чтобы это узнать наверняка, я предлагаю вам на листочках соединить между собой цифры от 1 до 10.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не удивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд (ракета)

-А отправляться в полет мы будем с космической станции Байконур.

- Какой первый звук в слове ракета (Р, а какой последний звук в слове Байконур (Р)

Объявление темы и целей занятия:

- Сегодня, совершая наш полет, мы будем стараться правильно произносить звук «Р» .

Работа по развитию дыхания и голоса. Закрепление изолированного звука «Р»

- Давайте изобразим, как работает мотор ракеты: тихо, (на выдохе):   рррррр             - громко,                     - еще громче.

Автоматизация звука «Р» в слогах

- Для того чтобы ракета взлетела, нужно закрыть прочитать волшебные слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Развитие мелкой моторики.   - Разомнём пальчики.

В тёмном небе звёзды светят.

Сжимают, разжимают кулачки.

С вами мы летим в ракете.

Ладони соединены под острым углом.

День летим и ночь летим

И на Землю вниз глядим.

Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.

Видим сверху мы поля,

Горы, реки и моря.

 Видим мы наш шар земной,

Загибают по одному пальцу

Шар земной - наш дом родной.

Ладонями изображают шар.

- Давайте посмотрим в иллюминатор и скажем, что мы видим.

Автоматизация звуков в словах

Мы пролетаем над нашим краем

Дорога, парк, озеро, пруд, остров, (Раздаю картинки каждому )

Во всех словах есть звук Р. Где находится звук в этих словах?

(домики) Каждый выберет необходимую фишечку и поместит её в домик, где находится звук Р в слове.

Взлетаем еще выше. (берёзы, рябины) 

Посмотрите, как далеко осталась Земля?

Развитие мимических мышц.  Сколько мы всего увидели!

Мы умеем восхищаться.

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Акустико-артикуляционный образ звука.

А теперь, давайте проверим, а правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р.

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит — это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка — спинка — опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит.

Звук «Р» — согласный, твердый, звонкий.

 Соотношение звука с буквой.

Как запомнить букву «Р»?

 Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу «Р» представить!

Развитие фонематического слуха.

У вас красные, зелёные и синие квадратики. Вы должны поднять синие, когда услышите правильное название того, что изображено на картинке (ракета): монета, татата,  лопата, касета, ракета, газета.

Хорошо!

 - Ребята, а как  называется пространство вокруг земли? – Космос.

- Как называют человека, который летает в космос? – Космонавт.

- Какой корабль летает  в космос? – Космический.

- Похожи ли  слова космос, космонавт, космический?

- Это слова-родственники. Давайте поделим эти слова на слоги (по очереди)

Деление слов на слоги:

    кос-мос, кос-мо-навт, кос-ми-чес-кий, зем-ля, пла-не-та. ра-ке-та

Ребята, космонавт – это тоже профессия.

Образование прилагательных

1. -А каким должен быть космонавт? (храбрым, сильным…)

2. -Кто знает, чем питаются космонавты в космосе?

Игра с мячом

Суп из гороха (какой) - гороховый

Салат из огурцов (какой) - огуречный.

Сок из персиков (какой) - персиковый.

Варенье из абрикос (какое) - абрикосовое.

Каша из гречневой крупы (какая) - гречневая.

Салат из фруктов (какой) - фруктовый.

Сок из моркови (какой) - морковный.

Работа с предложением. Раз уж мы с вами путешествуем на ракете, давайте составим предложения со словом ракета.

Распространение предложений глаголами и прилагательными.

Все выкладывают из схем, 1 реб. пишет на доске

Итог занятия и оценка работы детей.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

- Наше космическое путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся на родную планету Земля. Полет прошел в дружеской атмосфере, за время путешествия команда работала слаженно и организованно.

-О каком звуке мы сегодня говорили?

-О какой профессии?

-Почему она так называется?

Счастливого всем приземления!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...

Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

Конспект занятия "Путешествие в страну Букв город Звукинск"

Ход занятий.I.Орг. момент:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Вы готовы?II. Сообщение темы.Ребята, мы начинаем, увлекательное...

Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....