План - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для дошкольников с ТНР "Звук Ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Козлова Ирина Александровна

Практикующим логопедам хорошо известно, что формирование фонетико-фонематических процессов является основной, первостепенной задачей при коррекции таких нарушений речи, как ОНР. Очень важно вовлечь дошкольников в процесс наблюдения за звуками, научить  слушать, слышать и различать звуки родного языка. Звук "Ы" является одним из непростых гласных звуков и в плане произношения, и в плане различения среди других звуков. Предлагаю вашему вниманию интересный конспект НОД для детей старшей группы с ОНР, который поможет вам увлекательно познакомить дошкольников с этим звуком, а так же расширит их словарный запас, поможет отработать грамматические категории и развить связную речь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

Тема «Звук Ы»

Цель: Формирование фонетико – фонематического восприятия

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- Создать условия для закрепления навыков различения на слух и произношения звука [Ы] в слогах и словах.

- Создать условия для закрепления умения различать окончания существительных в единственном и множественном числе

- Создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слов

Коррекционно - развивающие: 

- Способствовать развитию фонематического слуха;

- Способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

Коррекционно-воспитательные: обеспечить условия для воспитания навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Речевое развитие: уточнение, активизация и актуализация словаря, развитие фонематического восприятия, грамматических категорий числа существительного

Познавательное развитие: формировать представление детей

Социально-коммуникативное развитие: воспитание  навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

«Художественно-эстетическое развитие»:  продолжать знакомить детей с устным народным творчеством: загадками

Методы и приемы: практические, наглядные,  словесные.

Приемы пространственной организации:

- стоя в кругу:

- сидя за столом:

- стоя в шахматном порядке

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности (сказка о звуке);

- введение сказочного персонажа;

- использование познавательных игр;

        - поощрение, похвала.

 Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- сказка;

- показ картинок, презентаций

Материалы и оборудование: презентация мультимедийное оборудование; зеркала, звуковые линейки, символы гласных звуков, картинки со звуком Ы;

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Коммуникативная

Восприятие сказки, ответы на вопросы, выполнение заданий

  1. Игровая

Игровая: сказка о звуке Ы

  1. Познавательно-исследовательская

Беседы, словесные игры, отгадывание загадок, просмотр презентации.

  1. Музыкальная

Музыкальный фон

  1. Восприятие художественной

литературы и фольклора

Прослушивание стихотворения

1.Организационный момент.

Логопед зовет детей в круг.

- Ребята, какой сейчас месяц? Какое число? Какой день недели? Кто помнит название дня недели?

- Как называется день, который был вчера?

- А как называется день недели, который будет завтра?

- Верно. Сегодня четверг. У нас на столах сегодня зеркала и звуковые линейки, значит, что мы сегодня будем делать?

- Правильно, мы будем учиться слушать, слышать  различать звуки речи и правильно их произносить! Где вам пригодится умение слушать, слышать и различать звуки речи? Правильно, в школе, когда вы будете учиться грамоте

- С какими звуками мы уже познакомились? Давайте вспомним гласные звуки, а подскажут вам портреты. Да, мы познакомились со звуками А, О, У, И, Э, (картинки из слоговых упражнений Травкиной распечатать!)и сейчас сядет тот, кто назовет  слово на гласный звук. (Деи называют слова)

II Основная часть

1. Сообщение  темы

- Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним очень интересным гласным звуком. А какой это звук, вы узнаете, прослушав стихотворение. Попробуйте догадаться

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

- Догадались? Правильно, это звук Ы

Ребята, послушайте сказку про звук [Ы] (символ звука выставляется на доску)

Жил был звук [Ы]. Известен звук Ы был своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом с оттянутым назад языком: «Ы-Ы-Ы»

Звук Ы умел петь протяжно –ЫЫЫЫЫЫ

И отрывисто Ы-Ы-Ы-Ы

Иногда звук Ы играл на барабане ЫЫЫ Ы, ЫЫЫ, иногда пел тихие колыбельные песни ыыыыы ыыыыы

- Звук Ы жил тихой, спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

- О каком звуке эта сказка?

-Чем был известен звук Ы? (низким голосом)

- Почему у звука Ы был низкий голос? (Он пел с приоткрытым ртом с оттянутым назад языком)

- Как умел петь звук Ы? (Протяжно) Спойте протяжную песенку звука Ы

- А еще как умел петь звук Ы? Отрывисто. Спойте отрывисто песенку звука Ы

- На чем иногда играл звук Ы? (На барабане) Прохлопайте и спойте песню, которую звук Ы играл на барабане ЫЫЫ-ЫЫ, ЫЫ-ЫЫЫ

- Какие песни иногда пел звук Ы? (Протяжные, тихие). Спойте тихонечко ыыыы

Вот портрет звука Ы, обратите внимание, что губы при произнесении этого звука улыбаются, а язык оттянут назад, на это указывает этот кружок.

- Ребята, а когда мы произносим звук Ы, голос и воздух встречают преграду? Нет. Значит этот звук – гласный.

2. Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук»

- А теперь ребята мы поучимся слышать и различать звук Ы среди других звуков. Мы поиграем в игру «Поймай звук»

- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим Ы

Логопед называет гласные звуки, затем согласные, дети хлопают только на звук Ы.

Динамическая пауза

- Ребята, я предлагаю вам подвигаться и вспомнить все гласные звуки с движениями

Фонетическая ритмика

3. Работа с звуковыми линейками

Ребята, гласные звуки носят красные рубашечки, звук нельзя увидеть и потрогать, его можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные звуки? Правильно, красными кружочками. Откройте звуковые линейки. Давайте поиграем в игру «Посчитай звуки». Я буду произносить звуки, а вы положите столько красных кружков, сколько гласных звуков вы услышали.

- Ы, УА, АИ, ЭУ, ЫА,  АЫУ, УЫА.

4. Выделение звука Ы из слов

- А кто знает слова на звук Ы?

(Дети думают, после чего логопед делает вывод)

Знаю я и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы

- Но, в словах этот звук встречается очень часто, его можно услышать в середине или в конце слова.

Отгадывание загадок, отгадки – слова со звуком Ы

Бык, дым, сыр, мыло, пылесос, рыба, тыква;

Он сын мамочки рогатой

Он коровке будет братом

Сдвинет с места грузовик

Если вдруг захочет… (бык)

Для нас оно старается

И пенится в руках

С любым микробом справится

И тает на глазах

Ходит – бродит по коврам

Водит носом по углам

Где прошел, там пыли нет

Пыль и сор – его обед

Очень вкусная она,

Много в ней секретов

Для нас – сладкая еда

Для Золушки – карета

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез…

Удивляется мышонок

Глазки лапкой трет спросонок

Вкус хорош, но столько дыр!

Очень странный этот… (сыр)

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А сейчас давайте выберем картинки, в названии которых есть звук Ы

Шары, столы, куклы, цветы, слоны.

- Ребята, обратите внимание, в названии картинок, где один предмет нет звука Ы, но стоит к слову в конце добавить звук Ы, как сразу появляется несколько предметов.

3 Образование существительных множественного числа

- Звук Ы – очень зажиточный звук. Что значит слово зажиточный?

- Где мы можем узнать значение этого слова?

- Можем посмотреть в словаре, а можем спросить взрослых, или прочитать в интернете или спросить голосового помощника, Алису. Давайте попробуем. Алиса, что означает слово зажиточный?

Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

- У соседей звука сад, а у звука ы  - сады.

- У соседей выросла ягода, а у звука Ы – ягоды

- У соседей перед домом клумба, а у звука ы - … (клумбы)

- На скотном дворе у звука ы не корова, а - … (коровы), не овца, а … (овцы)

- И дома у звука ы не комната, а … (комнаты)

Работа с презентацией

- На кухне у звука Ы не один стол, а  - … (столы)

- Интересно, ребята, правда? Если в некоторых словах в конце добавить звук Ы, становиться не один предмет, а несколько! Вот такой волшебный звук!

III Подведение итога занятия

- Итак, ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Правильно, мы познакомились со звуком Ы.

- Каким голосом поет всегда этот звук? Правильно, он поет низким голосом, потому, что, когда он поет свою песенку, губы его улыбаются и язык  оттянут назад.

- Какие слова вы запомнили со звуком Ы?

- Почему мы говорим, что звук этот волшебный? Правильно, он может из одного предмета сделать несколько!

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- В какие игры мы играли? Что понравилось делать Артему, Егору, Тоне… и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.          неделя,...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План конспект непосредственного образовательного занятия в 1 младшей группе "Мой друг - светофор"

Знакомить детей с правилами безопасности на дорогах, с правилами дорожного движения познакомить....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...