Родительско - детский клуб "Вместе весело шагать..."
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Красильникова Светлана Георгиевна

Долгосрочный проект по оказанию коррекционно-психологической  помощи родителям детей - инвалидам и детей с ОВЗ, и повышению компетентности родителей в вопросах развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelsko-detskiy_klub_2017_2018.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт родительско - детского проекта «Вместе весело шагать…»

Сроки реализации: долгосрочный (1 год)

Вид: информационно - практико - ориентированный

Участники: учитель – логопед (дефектолог)  Красильникова Светлана Георгиевна,

дошкольники образовательных организаций г. Волчанска (дети - инвалиды и дети с ОВЗ),

родители дошкольников

База внедрения: ОСР (временный приют) г. Волчанска Свердловской области

Основная образовательная область:    психо-речевое развитие детей с ОВЗ

Интеграция образовательных областей:        Физическое развитие

                                                                        Речевое развитие

Социально - коммуникативное

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое

Цель проекта: Оказание коррекционно-психологической  помощи родителям детей - инвалидам и детей с ОВЗ, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ.

Направления проекта:        1. Совместная деятельность с детьми

2. Взаимодействие с родителями

Цели проекта:

  1. Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно - партнёрских отношений между родителем и ребёнком, семьёй и педагогами.
  2. Социализация  ребёнка через поиск и внедрение новых форм работы с родителями.

3.        Раскрытие роли семьи, как социального института становления личности

4.        Создание дружелюбной атмосферы, толерантности.

5.        Развитие творческого потенциала каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя, удовлетворение потребности родителей в психолого - педагогическом образовании в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.        Расширить представления детей и родителей о семье, как о величайшей человеческой ценности.

2.        Реализовать дифференцированный подход к семьям разного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

3.        Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми: научить играть и общаться со своим ребёнком, адекватно оценивать его и определять пути взаимодействия с ним.

4.        Создавать комфортную обстановку для детей: атмосферу доброжелательного сотрудничества и ситуацию успеха.

5.        Просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Основные направления работы клуба:

- информационно - просветительское

- организационно - посредническое

- организационно - педагогическое


Принципы работы клуба:

1.        открытости и доверия

2.        взаимодействия

3.        развития и сотрудничества

4.        комплексности (взаимодействия всех форм работы)

5.        воздействия на семью через ребёнка

Виды работы с родителями:

- совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, педагогические советы, диспуты, тренинги.

- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники,  викторины, совместная практическая деятельность (пластилинотерапия, куклотерапия, аппликация, изотерапия, пескотерапия и т. д.), тренинги, выпуск газет,

выставки совместного творчества, тематические вечера и т.д.

Наглядные формы работы: папки - передвижки, просмотр видео - фильмов, памятки - рекомендации, открытки - приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.  


Актуальность проекта родительско - детского клуба для детей с ОВЗ

« Вместе весело шагать…»

В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Пристальный интерес к институту семьи объясняется ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением образовательных задач и ростом числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении, усложнением психологического, эмоционального и духовного мира современного человека. В результате развития медицинских технологий в последние годы выхаживается всё больше детей, ранее считавшихся нежизнеспособными.

В связи с этим особую значимость приобретает семья ребёнка с ОВЗ. Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребёнка носят не только физический, но и психологический характер, а так же социальный.

Качественные изменения, имеют место в таких семьях:

1.        на психологическом уровне - рождение ребёнка с отклонениями в развитии является причиной длительного стресса, который деформирует психику родителей.

2.        на социальном уровне – семья становится малообщительной. Снижается круг знакомых до родственников. А матери - более чем в 30% случаев оставляют работу по специальности. В 32% случаев такие браки распадаются. В такой семье часто отсутствует прогностичность, а по мере роста ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации.

3.         на соматическом уровне – переживания матери настолько сильны, что проявляется в различных соматических заболеваниях. А у 60% матерей наблюдаются неврозы и депрессии.  


Родительская семья – важнейший институт социализации раннего детства.

Становление семьи – сложный и многогранный процесс. Семья - уникальный общественный институт, который как бы самой природой предназначения решения целей воспитания. Воспитательное значение семьи признавали и древнегреческий философ Демокрит и Аристотель и древнеримский оратор Квинтилиан. Традиции воспитания складывались на протяжении веков и всегда отражали особенности быта и культуры народа. Однако современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в предшествующую эпоху - это связано с изменением самой семьи: малодетность, уменьшение стабильности, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины, обстановка нестабильности, тревоги, безысходности, высокий уровень разводов, увеличение географической мобильности населения, профессиональные перегрузки родителей. Кроме того, меняется и сам субъект социализации – ребёнок. Он становится более информированным и развитым. Именно в семье формируется или подрывается психофизическое здоровье. Изменился и стиль внутрисемейных отношений: крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуальнее и эмоционально важнее для обеих сторон. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется. Радикальные сдвиги произошли в системе мужских и женских социальных ролей. Сегодня распределение обязанностей в семье чаще зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей супругов. Становление родительства – кропотливый и нелёгкий труд. Специалисты в области детско - родительских отношений (А.А. Бодалёв. З. Матейчик). Важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребёнка (А.И. Захаров).

По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских отношений.

Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ представляет собой многоуровневую проблему. По сложившейся традиции, родители равнодушно относились к педагогической пропаганде и в результате формировалась позиция конфронтации кто кому должен, кто обязан, кто прав, а кто виноват. Сегодняшняя действительность заставляет педагога пересмотреть эти позиции.

Современная семья часто самоустраняется от процесса воспитания. Некоторые родители считают, что отдав своего ребёнка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуют в воспитательно - образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не волнует всё происходящее в детском саду, многие из родителей занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребёнком, поэтому их воспитательные меры не приводят к эффективному завершению.

Причинами подобного родительского поведения являются:

 - неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;

 - педагогическая и психологическая безграмотность;

 - нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;

 - нерешённые личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребёнка.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребёнка, а если они не будут интересоваться, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет её, выполняя особые функции. Педагоги ДОУ и родители должны быть партнёрами в рамках процесса социализации ребёнка с ОВЗ. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между воспитателями и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс. Таким образом, семья выступает как важнейший социальный институт, создающий условия для развития и восстановления способностей, исправления и компенсации нарушенных функций организма ребёнка. Подготовки ребёнка к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации, выступая экологической нишей для детей с ОВЗ. Поэтому педагогический коллектив ищет новые формы и методы работы с семьёй.

Многолетняя практика убеждает, что «пассивные методы» малоэффективны, поэтому был выбрана такая форма работы с родителями: детско - родительский клуб. Где родители смогут получить не только теоретические знания по воспитанию детей, но и освоить практические навыки игры и общения с детьми с ОВЗ.

        Перспективно - тематический план занятий родительско-детского клуба « Вместе весело шагать»                          на 2017 - 2018 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Цель

Форма

Участники

Срок

1.

«Общение без проблем».

Нарушения общения у детей.

Помочь родителям понять характер общения с ребёнком.

Обучающий семинар с элементами

тренинга.

Буклеты

Родители

Логопед-дефектолог

16 сентября

2.

«Играя, развиваем»

Пластилинотерапия

Музыкотерапия.

Показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучить практическим приёмам формирования навыков сотрудничества с детьми.

Практическое занятие. Мы лепим деревню.

Буклеты.

Чаепитие.

Дети с ОВЗ

Родители

Логопед-дефектолог

23октября

3.

«Внимание: гиперативный ребёнок!»

Помочь родителям понять характер взаимодействия с гиперактивным ребёнком, обучить эффективным способам взаимодействия.

Обучающий семинар с элементами тренинга.

Буклеты.

Дети с ОВЗ

Родители

Логопед-дефектолог

12ноября

4.

Коллективное творчество.

Музыкотерапия.

Развивать взаимодействие родителей и детей с ОВЗ в предметно-практической деятельности.

Практическое занятие : поделки из ладошек.,  новогодняя газета.

Чаепитие.

Дети с ОВЗ

Родители

Логопед-дефектолог

21 декабря

5.

Нарушения зрения у детей.

Просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения

представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и методами коррекционно-развивающей работы с ними.

Беседы, советы доктора Айболита, буклеты.

Тренировка зрения по Норбекову.

Дети с ОВЗ

Родители

Логопед-дефектолог

25января

6.

Арттерапия (раскрашивание гипсовых фигурок гуашью).

Музыкотерапия.

Бос-весна.

Формирование навыков сотрудничества  детей и родителей, взаимодействие детей в процессе деятельности.

Практическое занятие.

Техника работы с кистью и гуашью.

Воспитатель

Логопед-дефектолог

Родитель-художник

1 марта

7.

Что такое аффирмации (саморазговоры).

Формирование навыков использования позитивных саморазговоров с ребёнком

Беседы:   Как настроить ребёнка на успех.

                 Что говорить, когда тебе плохо.

                 Что говорить, когда тебя дразнят.

Родители

Дети с ОВЗ

Логопед-дефектолог

10февраля

8.

Игры на развитие сенсорной интеграции.

1. Учить перерабатывать информацию зрительную и информацию от мышц и суставов, определять положение тела в пространстве, ощущать границы тела.

2. Уметь перерабатывать одновременно слуховую информацию  и информацию от мышц и суставов

(процеоцептивную).

2. Быстро реагировать на изменение окружающего пространства с помощью движений.

3. Учить ориентироваться в пространстве, управлять одновременно руками и ногами.

4. Уметь концентрироваться на заданиях и распределять внимание.

Подвижные игры с родителями.

  1. Буклет с играми. Попрыгун - подпрыгнуть в тот момент, когда под ноги брошен мяч.
  2. Ловец мяча – по очереди то левой рукой, то правой.
  3. Домик - ребёнок в обруче и выставляет части тела по заданию взрослого.
  4. Слушай – делай - счёт предметов определённого цвета, задевая их разными частями тела (руками, ногами, щекой, пальчиком).
  5. Хлопать руками и одновременно кивать головой. Пальчиками сделать козу и открывать рот и чередовать хлопки руками и открывание рта. Хлопки ногами и открывание рта.
  6. Прыг. Прыгаем только на слово прыг, на остальные команды стоим на месте (дрыг, смыг, крыг, брыг, трыг, врыг).
  7. Ножницы – на детском батуте перекрест рук и ног одновременно или только перекрест рук или ног.
  8. Где звери-на батуте прыгать с поворотом к тому зверю. Кого называют.
  9. Бочка - выставлять из бочки те части тела, которые называют.
  10. Ступеньки - спрыгивание по заданию.
  11. Футбол пакетом.
  12. Падающая стена – держим стену руками, спиной, ногами, локтями, лбом.
  13. Массаж большим мячом по животу и спине, зажать ногами мяч и кинуть.

Мыльные пузыри – то пальчиками ловим по заданию, то хлопками ладошек – находясь на балансировочной доске.

Родители

Дети

Логопед-дефектолог

25марта

9.

Психогимнастика «Понимаю себя и других».

Обогащение эмоционального словаря детей и родителей.

Обучение владению своими чувствами, пониманию языка жестов и мимики.

  • Моё настроение: что меня радует и что огорчает
  • Мои страхи
  • Что меня удивляет, чем я восхищаюсь.

Обучающий семинар с элементами тренинга.

Арттерапия. Подвижные игры на релаксацию. Этюды.

Буклеты.

Родители

Дети с ОВЗ

Логопед-дефектолог

12апреля

10.

Коллективное творчество.

Подведение итогов деятельности клуба за год. Успехи, неудачи.

Обсуждение перспектив.

Просматривание фотоальбома за год. Викторина « Самый догадливый» Подвижные игры.

 Раскрашивание  картинок по теме  « Ура, каникулы!»

Подвижные игры на внимание. Чаепитие.

26 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Вместе весело шагать"

Главная задача- это сплочение родительского коллектива! Ведь только будучи командой можно идти далеко!...

Детско- родительский клуб "Вместе весело шагать"

Роль семейного фактора на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность создания клуба для родителей на базе нашего детского сада.Созданный при ДОУ родительский клуб поможет ро...

Программа детско-родительского клуба « Вместе весело шагать» в средней группе.

К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое п...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» «Дружно играем, себя развиваем» средней группы

Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятельности (совместное рисование своей семьи)Снизить тревожность участников, настроить ...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» «Путешествие в сказку» средней группы

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках; установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, объединение усилий для развития каждого ребенка.Зад...

Детско-родительский проект "Вместе весело шагать"

Актуальность проекта связана с необходимостью расширения участия родительской общественности в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО с одной стороны и повышения уровня профессиональной...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» в средней группе Тема: «Мастерская Деда Мороза»

КОНСПЕКТЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»Средняя группа №9 «Маргаритка» комбинированной направленностиТема: «Мастерская Деда Мороза»...