Формирование произносительной стороны речи дошкольников
консультация по логопедии

Антонова Дина Юрьевна

Формирование произносительной стороны речи дошкольников в норме и причины нарушения произносительной стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование произносительной стороны речи у дошкольников.

Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, речевое  дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи).

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

- неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, большой или маленький язык, расщелины неба, губы);

-  неправильная речь окружающих (быстрая или  слишком медленная речь, дефектное звукопроизношение)

- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.  

-  слабый, укороченный  речевой выдох.

-   снижение физического слуха;

-  недоразвитие фонематического слуха, когда ребенок не отличает одни звуки от других

Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения. Правильное положение и движение органов речи, необходимы для произнесения звуков русского языка.  

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи. В результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Правильное
речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

 Речевое дыхание-это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох.

 Фонематический слух полностью завершает свое формирование к четырем годам.

Причины нарушения фонематического слуха:

- внутриутробные инфекции

- родовая гипоксия        

- инфекционные болезни в раннем возрасте (менингит, энцефалит и др.)

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  • Нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков).
  • Нарушения звуко - слоговой  структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск звуков, слогов; вставки звуков; перестановки звуков, слогов).
  • Нарушение различения звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Нарушение  фонематического слуха  наблюдается у детей с гиперактивностью и интеллектуальными нарушениями. У таких детей есть дефицит внимания.

Неисправленные своевременно недостатки произносительной стороны речи у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.

Какие звуки должны быть у ребёнка в норме.

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

А,О,Э,П,Б,М

И, Ы,У, ПЬ, БЬ, МЬ Ф, ФЬ, В, ВЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, К, КЬ,

Х, ХЬ, Й, СЬ, ЗЬ,

С, З, Ц, ЛЬ

Ч, Щ, Ж, Ш

Л, Р, РЬ




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношени...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Работа по дифференциации звуков способствует формированию умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения....

Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у старших дошкольников с ОВЗ

Формирование произносительной стороны речи с  использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ( дети с ДЦП, имеющие речевые  нарушения)...

Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."

Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...