Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнение в правильности произнесения звука Ш;
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции).
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи;.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: разрезные картинки «Гусь», «Осеннее дерево», игрушка
кукла Даша, картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Сегодня к тебе в гости пришла Даша. Она узнала, что ты будешь учиться правильно произносить звук Ш, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.
2. Артикуляционная гимнастика
Покажем Даше какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить звук Ш. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую, а сказочную.
Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская лошадка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, («Лошадка») что Даша и не заметила, как оказалась дома.
И так. какие упражнения попадались нам в сказке :«Улыбочка» (растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы,) «Колечко» (повторить 3—4 раза) (зубки сомкнуты, а губки округлены), «Блинчик» (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), «Вкусное варенье» (оближем губу сверху вниз широким язычком), «Чашечка» Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в том положении под счёт до 5 (повторить 3—4 раза), «Лошадка» (поцокать языком), и «Грибочек»(улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу).
3. Постановка звука.
Постановка звука Ш с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука Ш
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук Ш. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
1-й способ
Постановка звука Ш от звука С.
Просим ребенка посвистеть с-с-с. Ставим ватную палочку под корень языка и поднимаем кончик языка к верхнему небу. При этом просим ребенка сделать губы трубочкой.
2-й способ.
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш. Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического «Постановка звука Ш»
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнение в правильности произнесения звука Ш;
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции).
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи;.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: разрезные картинки «Гусь», «Осеннее дерево», игрушка
кукла Даша, картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Сегодня к тебе в гости пришла Даша. Она узнала, что ты будешь учиться правильно произносить звук Ш, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.
2. Артикуляционная гимнастика
Покажем Даше какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить звук Ш. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую, а сказочную.
Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская лошадка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, («Лошадка») что Даша и не заметила, как оказалась дома.
И так. какие упражнения попадались нам в сказке :«Улыбочка» (растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы,) «Колечко» (повторить 3—4 раза) (зубки сомкнуты, а губки округлены), «Блинчик» (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), «Вкусное варенье» (оближем губу сверху вниз широким язычком), «Чашечка» Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в том положении под счёт до 5 (повторить 3—4 раза), «Лошадка» (поцокать языком), и «Грибочек»(улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу).
3. Постановка звука.
Постановка звука Ш с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука Ш
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук Ш. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
1-й способ
Постановка звука Ш от звука С.
Просим ребенка посвистеть с-с-с. Ставим ватную палочку под корень языка и поднимаем кончик языка к верхнему небу. При этом просим ребенка сделать губы трубочкой.
2-й способ.
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш. Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-359330-1665629918.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звука. Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/02/picture-624031-1530538753.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"
Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-999085-1517252518.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]
Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/19/picture-703874-1532004180.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Л" для старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-665140-1443992537.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1186024-1573308557.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"...