Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мизгулина Ольга Викторовна

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

 Задачи:

  Коррекционно-образовательные:

- упражнение в правильности произнесения звука Ш;

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции).

 Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: разрезные картинки «Гусь», «Осеннее дерево», игрушка

кукла Даша, картинки для артикуляционной гимнастики.

 

Ход занятия

1.Организационный момент

- Сегодня к тебе в гости пришла Даша. Она узнала, что ты будешь учиться правильно произносить звук Ш, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.

 2. Артикуляционная гимнастика

Покажем Даше какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить звук Ш. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую, а сказочную. 

             Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек»). А соседская лошадка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, («Лошадка») что Даша и не заметила, как оказалась дома.

И так. какие упражнения попадались нам в сказке :«Улыбочка» (растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы,) «Колечко» (повторить 3—4 раза)  (зубки  сомкнуты, а губки округлены), «Блинчик» (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), «Вкусное варенье» (оближем губу сверху вниз широким язычком), «Чашечка» Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в том положении  под счёт до 5 (повторить 3—4 раза), «Лошадка» (поцокать языком), и «Грибочек»(улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу).

3. Постановка звука.

Постановка звука Ш с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука Ш

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук Ш. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

1-й способ 

Постановка звука Ш от звука С.

Просим ребенка посвистеть с-с-с. Ставим ватную палочку под корень языка и поднимаем кончик языка к верхнему небу. При этом просим ребенка сделать губы трубочкой.

 2-й способ.

 При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.  Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку. 

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического  «Постановка звука Ш»

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

 Задачи:

  Коррекционно-образовательные:

- упражнение в правильности произнесения звука Ш;

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции).

 Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: разрезные картинки «Гусь», «Осеннее дерево», игрушка

кукла Даша, картинки для артикуляционной гимнастики.

 

Ход занятия

1.Организационный момент

- Сегодня к тебе в гости пришла Даша. Она узнала, что ты будешь учиться правильно произносить звук Ш, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.

 2. Артикуляционная гимнастика

Покажем Даше какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить звук Ш. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую, а сказочную.  

             Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек»). А соседская лошадка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, («Лошадка») что Даша и не заметила, как оказалась дома.

И так. какие упражнения попадались нам в сказке :«Улыбочка» (растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы,) «Колечко» (повторить 3—4 раза)  (зубки  сомкнуты, а губки округлены), «Блинчик» (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), «Вкусное варенье» (оближем губу сверху вниз широким язычком), «Чашечка» Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в том положении  под счёт до 5 (повторить 3—4 раза), «Лошадка» (поцокать языком), и «Грибочек»(улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу).

3. Постановка звука.

Постановка звука Ш с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука Ш

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук Ш. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

1-й способ  

Постановка звука Ш от звука С.

Просим ребенка посвистеть с-с-с. Ставим ватную палочку под корень языка и поднимаем кончик языка к верхнему небу. При этом просим ребенка сделать губы трубочкой.

 2-й способ.

 При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.  Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.  

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия  на этапе постановки звука.  Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука  [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...

Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]

Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"...