Материал по автоматизации звука Н
материал по логопедии

Кузнецова Татьяна Николаевна

Материал по автоматизации звука Н

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_n.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Звук Н

 

Артикуляция звука

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ: на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1.      Повтори слоги.

На - но - ну - ны

Ан - он - ун

Ны - на - ну - но

Ын - он - ун

Но - ны - ну - на

Ун - ан - он

Ну - на - ны - но

Он - ун - ын

На - на

Ну - но

Но - на

Ну - ны

Но - ну

Ны - ну

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок,знахарь.

3.      Повтори предложения.

Вон Ната и Нонна. У Наты батон. У Нонны банка. В банку налили суп. У Антона унты. У Наты бант. Ната несет банан. Нина и Нонна у окна. У Наты грязные ноги. Ната носит воду. Она моет ноги. Антон поет по нотам. Нина видит канавы. У Нонны апельсины. У Нины мандарины. Лена носит бантик. У Нонны пенал. У Наты длинные ноги. Нонна и Ната подруги. Настя носит платье. Нонна носит юбку. Ната у Насти дома. У Насти новая юбка. У Нонны новый дом. Нонна моет окно. Антон надел новые носки. У Антона белый телефон. Воин несет вахту. Кот надел на ноги сапоги. У Нины ботинки. У канала - Нонна. Нонна моет банку. Нина носит очки. Ната и Нонна едут в новый дом. Нонна носит куклу на руках. Антон и Настя живут в новом доме. У Антона новая игрушка.

4.      Повтори поговорки.

На.- на - на - Ната у окна. .

Ну - ну - ну - идет Ната к окну.

Но - но - но - моет Ната окно.

Ны - ны - ны - Нате снятся сны.

Но - но - но - в нашей комнате темно.

Ан - ан - ан - папа чинит кран

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба.

Гость не много гостит, да много видит.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Наделано наспех - и сделано насмех.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Один в поле не воин.

6.      Повтори скороговорки.

Пан пану дал бананы.

Наш Полкан попал в капкан.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

7.      Повтори загадки.

Одна нога и та без сапога.

(Гвоздь)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Луна)

Но морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.

(Волна)

Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут.

(Ноги)

Меж двух светил посередине один.

(Нос)

На пальце одном ведерко вверх дном.

(Напёрсток)

8.      Выучи стихотоворения.

Старый слон.

Спит спокойно

Старый слон,

Стоя спать

Умеет он.

(С. Маршак)

Сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

В переулке ходит слон

Старый, серый, сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

(И. Токмакова)

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Часовщик, прищурив глаз,

Чистит часики для... (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (Носорог).

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым... (ножиком).

10.  Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука Н.

Налево - (направо)

Высушить - (намочить)

Под - (над)

11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Н, которые в нём встречаются.

Около села лес. Девочки играли в прятки. Наташа искала Алину, Нонну, Алёну. Алина - у ели. Алёна - у сосны. Где Нонна? А она стоит у куста. Наташа нашла её позже всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по автоматизация звука ш

Артикуляционные комплексы, картинки, загадки, чистоговорки, дидактические игры...

Практический материал по автоматизации звуков "От слогов к словам и предложениям".

Нарушенный звук уже поставлен, и вы постепенно начинаете вводить его в слоги. Это только начало работы по автоматизации поставленного звука. Впереди еще предстоит длительная период по вве...

Материал для автоматизации звука /С/.

 Появление данного пособия явилось результатом: с одной стороны – многолетней работы, а с другой стороны желанием обобщить опыт многих логопедов-практиков и создать необходимейшую вещь для...

Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.

Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

Речевой материал по автоматизации звуков

Ваша радость по поводу нового поставленного звука ещё не утихла, а его уже пора быстренько закреплять в речи. Вот слоги и слова позади, где же взять материал посложнее? Нет ничего приятнее для родител...

Занимательный материал для автоматизации звука [Ш].

Загадки для автоматизации звука [ш] могут использоваться  учителем - логопедом в подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности. А также воспитателями на занятиях по звуковой культ...

Лексический материал для автоматизации звуков и введении их в речь.

Содержит речевой материал по автоматизации (чистоговорки, стихи, скороговорки, рассказы) свистящих, шипящих, соноров и других групп звуков....