Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Герасимова Мария Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Декабрь29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь

В декабре  мы изучаем:                                                                                                           1 «Здравствуй, зимушка-зима!» (Зима. Признаки зимы)                                                                        2. «Зимние забавы»                                                                                                                                                           3. «Зимние истории» (Одежда, обувь, головные уборы).                                                                                      4. «Новогодний праздник» (Новогодние игрушки)                                               

Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима!» (Зима. Признаки зимы)                                             Уважаемые родители вам рекомендуется:

- вспомнить последовательность смены времен года;

- спросить  у  ребенка, какое  сейчас  время  года;

- уточнить характерные признаки зимы, название зимних месяцев;

- уточнить у ребенка значение слов «гололед», «снегопад», «метель», «вьюга».

- выполнить  с  ребенком  следующие  упражнения.

1. «Подбирай, называй, запоминай». Упражнение на подбор определений и глаголов к существительным.

  • Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная...
    Снег (какой?) - ...
    Снежинки (какие?) - ...
    Лед (какой?) - ...
    Погода (какая?) - ...
    День (какой?) - ...
    Мороз (какой?) - ...
  • Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...
    Лед на солнце (что делает?) ...
    Мороз (что делает?) ...
    Дети зимой (что делают?) ...
    Метель (что делает?) ...
    Вьюга (что делает?) ...

 2. «До - между – после».
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?
И т.д.

 3. «Назови ласково». Упражнение на образование существительных с помощью суффиксов.

Например: Снег - снежок. 
Лед - ... Зима - ... Мороз - ... Метель - ... Солнце - ... Санки - … Горка - …

Каток - …  День - …  Ветер - …  Сосулька - …

4. «Скажи наоборот». Упражнение на подбор антонимов.

Например: Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...
Одни сосульки длинные, а другие - ...

5. «Измени  по  образцу».

Например: Ночи  в  январе – январские  ночи.

Ночи  в феврале - …, День  в  январе - … , Погода  в  феврале - …

  1. Послушай рассказ, а потом перескажи его:

Солнце светит, но не греет.

Падает белый пушистый снег. Снег лежит на домах, на дорогах, на земле. Бывают сильные морозы. Деревья стоят в белых пуховых платках. Сосны и ели остались зелеными, но тоже надели снеговые шапки. Реки покрыты толстым льдом. Ночь стала длинной, а день коротким. Люди надели теплую зимнюю одежду и обувь. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки и хоккей. В лесу, в теплой берлоге, спит медведь, в уютной норке сопит барсук, заснул до весны ежик. В домах наряжают елки и встречают Новый год. Все это бывает зимой                                                                                                                                                                       7. Выучи стихотворение:                                                                                                                                                  Белая береза под моим окном

 Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой..                                                                                                             И стоит береза в сонной тишине,

         И горят снежинки в золотом огне.                                                                                                                               А заря, лениво обходя кругом,                                                                                                                                    Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенина)

        Тема недели: «Зимние забавы»                                                                           1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое сейчас время года. Попросить назвать все зимние месяцы.
2. Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему (учим малыша устанавливать причинно-следственные связи).
3. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого.
4. Упражнение "Почему так назван?" на словообразование, в том числе и на образование сложных слов.
Конькобежец - потому что бегает на коньках,
саночник - ...,
лыжник - ...,
сноубордист - ...,
хоккеист - ...,
фигурист - ...
5. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление дательного падежа существительного.
Лыжи нужны ... (лыжнику),
клюшка нужна - ...,
коньки нужны - ...,
санки нужны - ...,
сноуборд нужен - ...,
шайба нужна - ...
6. Упражнение на координацию речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать по одному пальчики)
Мы во двор пошли гулять.
(идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
         
Тема недели: «Зимние истории» (Одежда, обувь, головные уборы)     Объясните  ребенку  понятия «сезонная  одежда» (зимняя, летняя,   демисезонная), «обувь», «головные  уборы». Объясните, почему  в  разные  сезоны  люди  носят  разную  одежду, обувь, головные  уборы, рассказать  об  их  назначении;                                                                                                                                                   - совместно  с  ребенком  внимательно  рассмотрите  одежду, обувь, головные  уборы, которые  носит  каждый  член  семьи, обратить  внимание  ребенка  на  материал, из  которого  они  изготовлены, на  их  качество  и  рисунок, отличительные  признаки;                                                                                                            - закрепите  названия  деталей  одежды, обуви, головных  уборов;                                                            - выполните  следующие  упражнения.                                                                                          1. «Весёлый счёт». Посчитай  от  одного  до  пяти, изменив  следующие  словосочетания.                                                                                                                       Один  вязаный  шарф, два ….                                                                                                                         Одна  теплая  куртка, …                                                                                                                         Одно  нарядное  платье, ….                                                                                                                         Одно  зимнее  пальто, …                                                                                                                     2. «Назови  ласково». Измени  слова  по  образцу.                                                                       Пример: шапка – шапочка.                                                                                                                     Туфли - … , кроссовки - …, валенки - …, халат - ... и др.

 3. «Подбери  словечко». Замени, одним  словом  словосочетание.

Пример: юбка  из  шерсти – шерстяная.

Халат  из  ситца - …, рубашка  из  фланели - ..., шуба  из  меха - …, сарафан  из  шелка - …, сапоги  из  резины - …,

4. «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Пример: Кроссовки  папы  чьи? – папины.

Платье  мамы  чье? - …, шляпа  дедушки  чья? - …, Шарф  бабушки  чей? - ..,туфли  мамы  чьи? - …, валенки  дедушки  чьи? - …

 5.  «Четвертый лишний». Зачеркни  лишнее слово.

-  Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.

-  Кроссовки, панама, ботинки, туфли.

-  Сапоги, шорты, босоножки, тапки.

-  Сандалии, шуба, кеды, валенки.

6.«Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Пример: Кроссовки  папы  чьи? – папины.

Платье  мамы  чье? - …, шляпа  дедушки  чья? - …, Шарф  бабушки  чей? - ..,туфли  мамы  чьи? - …, валенки  дедушки  чьи? - …

7. «Четвертый лишний». Зачеркни  лишнее слово.

-  Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.

-  Кроссовки, панама, ботинки, туфли.

-  Сапоги, шорты, босоножки, тапки.

-  Сандалии, шуба, кеды, валенки.        
               Тема недели: «Новогодний праздник» (Новогодние игрушки)
Уважаемые родители вам рекомендуется: 

- рассказать  ребенку  о  том, какой  праздник  скоро;

- рассмотреть  дома  новогоднюю  елку, совместно  с  ребенком  ее  украсить, рассказать  о  елочных  игрушках, обратить  внимание  на  их  внешний  вид  и  материал, из  которого  они  сделаны, сравнить  игрушки  по  величине;

- посетить  ёлки,  установленные  на  улицах  города;

- выполнить  следующие  упражнения.

1. «Веселый  счет». Посчитай  от  одного  до  пяти, изменив  следующие  словосочетания.

Одна  новогодняя  елка, две …, три … и т.д.

Один  чудесный  подарок, два ..., три … и т.д.

Одна  горящая  свеча, две …, три … и т.д.

Одно  новогоднее  чудо, два…, три … и т.д.

Одна  новогодняя  игрушка, две …, три … и т.д.

Один  разноцветный  флажок, два …, три … и т.д.

Одна  мигающая  гирлянда, две …, три … и т.д.

2. «Подбери  признак». Подбери  слова – признаки, ответив  на  вопросы:

Какой? Какая?

Праздник (какой?) – …

Подарок (какой?) - …

Снегурочка (какая?) - …

3. «Скажи  наоборот». Подбери  противоположное  по  значению  слово.

Холодный  ветер - …            Длинная  гирлянда - …

Тяжелый  мешок - …            Веселое  настроение - …

 4. «Ответь  на  вопросы».

Например: игрушки  для  ёлки – какие? – ёлочные.    

Шары  из  стекла – какие? - …          Флажки  из  бумаги – какие?

 –Зайцы  из  пластмассы – какие? - … Флажки  разных  цветов – какие? - …

 5. «Узнай словечко» на активизацию словаря.

Например: Белый, пушистый, искрящийся – что? – снег.

Колючая, мохнатая, зеленая – что?          

Сладкое, холодное, сливочное – что?  

Ледяная, тающая, остроконечная – что?  

Уходящий, старый, новый – что?

6. Попроси  маму  прочитать  задание, внимательно  послушай, выполни  задание.   

  • Нарисуй  в  тетради  две  елки: большую  елочку – с  большими  игрушками – шишками, желтыми  и  красными  шарами; маленькую  елочку – с  маленькими  игрушечками – шишечками, синими  шариками.
  • Ответь  на  вопросы, используя  следующие  словосочетания  и  слова: «большая  елка», «маленькая  елочка», «шишки», «шишечки», «желтые  и  красные  шары», « синие  шарики».

-Какие  елки  ты  нарисовал (а)?

-Какие  шишки  на  большой  елке, какие  на  маленькой  елочке?

-Какими  шарами  украшена  большая  елка, а  какими – маленькая  елочка?

-Каких  шаров  нет  на  большой  елке, а  каких – на  маленькой  елочке?

-О каких  елках  ты  рассказал (а)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...