Адаптированная образовательная программа ребенка с ОНР III уровня в подготовительной группе комбинированной направленности
материал по логопедии (подготовительная группа)

Пожалостина Анастасия Валерьевна

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОНР в подготовительной группе компенсирующей направленности. Раздел учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_onr_iii.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа ребенка с ОНР III уровня в подготовительной  группе комбинированной направленности

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

     Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка  дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

1.1.1. Цели и задачи программы

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья,  предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и родителей дошкольника.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

– реализация адаптированной  образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития ребенка с ОНР;

– охрана и укрепление физического и психического ребенка с ОНР, в том числе его эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала  ребенка с ОНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности ребенка с ОНР, развитие его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ОНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

– поддержка разнообразия детства;

– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

– позитивная социализация ребенка;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– сотрудничество Организации с семьей;

– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Специфические принципы и подходы к формированию программ:

сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей ребенка с ОНР, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.);

индивидуализация дошкольного образования детей с ОНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;

развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом  зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ОНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития ребенка с ОНР дошкольного возраста;

инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

   

Характеристики особенностей развития ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня

     Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой, смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития.

У ребенка с 3 уровнем речевого развития есть развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика включает все части речи. При этом наблюдается неточное употребление лексических значений слов.

Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образуюет существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок неправильно употребляют предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.

Характерно недифференцированное произношение звуков, замены нестойкие. Недостатки звукопроизношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым является произношение слов сложной слоговой структуры.

Ребенок может повторить за взрослым 3-4-х –сложных слова, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

1.2. Планируемые результаты

     Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

     В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ОНР, планируемые результаты освоения «Программы» предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи-восьми годам ребенок:

– обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

– усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

– употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

– умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

– умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

– правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

– составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

– осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

– осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

– владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

– выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

– участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

– передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

– регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

– отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

– использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

– использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры и тела;

– владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

– определяет времена года, части суток;

– самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

– пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

– выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

– отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

– владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;

– стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

– имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

– проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

– сопереживает персонажам художественных произведений;

– выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

– осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

– знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

– владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Планируемые результаты        ребенка  6-7 лет

● Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.

● Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.

● С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

● Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

● Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

● Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

● Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.

● Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.

● Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.

● Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.

● Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

● Ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками.

● Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

● Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

● В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

● Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством.

● Допускает отдельные грамматические ошибки.

● Имеются существенные недостатки звукопроизношения.

● Речь невыразительна.

● Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

● Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

● Ребенок не может назвать любимых литературных произведений.

● Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях

Содержание образовательной области «Речевое развитие»

6-7 лет

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, синонимами.

Употреблять в речи сложные предлоги.

Учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные.

Учить употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже.

Учить образовывать существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных, так и в конструкциях с предлогами.

Учить использовать и образовывать существительные с увеличительными суффиксами.

Закреплять умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

Продолжать автоматизацию правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

Совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх, слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Закреплять представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных.

Формировать умения производить звуковой анализ и синтез слов.

Учить «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

Учить выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка, узнавать буквы с недостающими элементами, «зашумлённые буквы»

Закреплять умения составлять описательные рассказы и загадки описания.

Совершенствовать навык пересказа сказок.

Учить составлять рассказы по серии картин и по картине.

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми

Характер взаимодействия со взрослыми.

     Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым предполагает индивидуальный подход к  ребенку «группы риска» по нарушению речевого развития: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, стремления, мотивы. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в Организации или в семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда  ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие взрослых с ребенком является важнейшим фактором развития эмоциональной, мотивационной, познавательной сфер ребенка, личности ребенка в целом.

      Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности ребенка.

Взаимодействие взрослых с ребенком с ОНР является важнейшим фактором развития ребенка с нарушением речи и пронизывает все направления образовательной деятельности.

     С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок с ОНР учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

     Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне детьми, как более опытный и компетентный партнер.

     Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

     В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми и с другими детьми.

    В сфере развития неречевого и речевого общения ребенка со взрослым особое внимание обращается на удовлетворение его потребности в общении и социальном взаимодействии. С этой целью много внимания уделяется стимулированию ребенка к общению на основе понимания речи и собственно речевому общению ребенка. Взрослые играют с ребенком с ОНР, используя различные предметы, речевые и жестовые игры при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

     Взрослый стимулирует развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит или подводит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах детской деятельности, самообслуживании.

     Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение приобретает вербализация различных чувств ребенка, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

     В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям взрослые способствуют развитию у ребенка положительного самоощущения, чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод. У детей формируются представления о взрослых и детях, об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и поступках людей, о семье и родственных отношениях.

     Особое внимание обращается на развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

     В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности педагоги расширяют представления ребенка с ОНР о микросоциальном окружение, опираясь на имеющийся у них первый положительный социальный опыт в общении и социальных контактах, приобретенный в семье, в повседневной жизни.

     Педагоги предоставляют ребенку с ОНР возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта, в том числе средств речевой коммуникации. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.

     Взрослые во всех формах взаимодействия с ребенком формируют у него представления о себе и окружающем мире, активизируя речевую деятельность ребенка с ОНР, накопление им словарного запаса, связанного с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом.

     Взрослые способствуют развитию у ребенка социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя ребенку решить конфликт самостоятельно и помогая ему только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях ребенок учится договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

     В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием ребенка между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание ребенка на чувства, которые появляются у него в процессе социального взаимодействия; утешает ребенка в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.

     В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание ребенка на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому ребенок учится понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

     В сфере развития игровой деятельности педагоги создают условия для свободной игры ребенка, организуют и поощряют участие ребенка с ОНР в дидактических и творческих играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. У ребенка развивают стремление играть вместе со взрослыми и с другими детьми на основе личных симпатий. Ребенка знакомят с адекватным использованием игрушек, в соответствии с их функциональным назначением, воспитывая у них умение соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия на основе игрового сюжета. Взрослые обучают ребенка с ОНР использовать речевые и неречевые средства общения в процессе игрового взаимодействия. Активно поощряется желание ребенка самостоятельно играть в знакомые игры. Взрослые стимулируют желание ребенка отражать в играх свой жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно, расширяя их возможности использовать приобретенные игровые умения в новой игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

     В сфере развития игры особое внимание взрослые обращают на организацию отобразительных игр с детьми. Взрослый организует соответствующую игровую среду, знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия, использовать предметы-заместители, поддерживает стремление ребенка играть в элементарные ролевые игры и брать на себя роли близких и знакомых взрослых, организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

     В сфере социального и эмоционального развития взрослый корректно и грамотно проводит адаптацию ребенка к Организации, учитывая привязанность ребенка к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребенку излишних требований.

Ребенок знакомится с другими детьми, а взрослый при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.

     Овладение речью (диалогической и монологической) ребенком с ОНР не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.

     Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами. Формирование навыков элементарного самообслуживания становится значимой задачей этого периода развития ребенка. Взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности в самообслуживании, поощряет участие ребенка в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

     Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

     Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

     Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

     Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

     Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

     Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Взаимодействие между ДО и родителями осуществляется на основе Договора. Предметом Договора является определение и регулирование взаимоотношений между ДО и Родителями (законными представителями), возникающих в процессе воспитания, обучения, развития, коррекции нарушений, присмотра, ухода, оздоровления ребенка.

     В Договоре прописываются Правила и условия зачисления и отчисления, режим посещения детьми ДО, а так же права, обязанности и ответственность сторон.     

     Одним из направлений ДО является совместная с родителями (законными представителями) коррекционно-воспитательная работа, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам логопед определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс коррекционного сопровождения, совместного воспитания дошкольников.

     В старшей и подготовительной к школе группах главным направлением сотрудничества логопеда и воспитателя с семьей – развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы коррекционной работы, развития детей группы. Этот период    дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме эффективной коррекции нарушений развития, подготовки детей к обучению в школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка. Логопед и воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия логопед и воспитатель способствуют развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми, помогают определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.

Взаимодействие родителей и педагогов строится по 4 направлениям:

1. Педагогический мониторинг

Цель: Выявление особенностей взаимодействия взрослого и ребенка в общении, стиля семейного воспитания, проблем детско-родительских отношений.

2. Педагогическая поддержка

Цель:Обеспечение поддержки родителям (законным представителям) в выполнении присущих им функций, практическая помощь семье в преодолении трудностей и решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности, помощь в использовании потенциальных возможностей сопротивления семьи воздействию негативных факторов, поддержка устремленности к преодолению жизненных и педагогических трудностей. 

3. Педагогическое просвещение

Цель: Ознакомление родителей (законных представителей) с основами теоретических знаний и практической работой с детьми, с новаторскими идеями в области педагогики  логопедии и  психологии.

4. Совместная деятельность педагогов и родителей (законных представителей)

Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.; совместное решение организационных вопросов. 

     Взаимоотношения ДО и родителей (законных представителей) строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

2.5. Программа коррекционной работы с детьми ТНР  (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа)

   

Календарно – тематическое планирование подгрупповых занятий

Сентябрь

Темя месяца: «Наука, техника и человек»

 1 – 2 недели: ОБСЛЕДОВАНИЕ

Сентябрь 4-я неделя «Осень. Деревья»    

ОКТЯБРЬ

Тема месяца  «Живое вокруг нас»

Октябрь 1 неделя «Овощи. Огород»  

Октябрь 2 неделя «Фрукты. Сад»

Октябрь  3  неделя «Домашние животные»

Октябрь 4 неделя «Дикие животные»

Ноябрь

Темя месяца: « С чего начинается Родина»

Ноябрь 1 неделя «Ягоды»                                                  

Ноябрь 2 неделя  «Грибы»

Ноябрь 3 неделя «Перелётные птицы»

Ноябрь 4 неделя «Мы читаем К. И. Чуковский»

Декабрь

 Тема месяца «Волшебница зима»

Декабрь 1 неделя «Зима»                                                                                                                                                  

Декабрь 2 неделя «Зимующие птицы»                                                                                                                                                            

Декабрь 3 неделя «Посуда»

Декабрь 4 неделя «Новый год»        

Январь

 Темя месяца «Зимние забавы»

Январь 2-я неделя: обследование речевого развития детей

Январь 3 неделя «Одежда»

Январь 4 неделя «Обувь»

Февраль

Тема месяца:  «Мир,  в котором я живу!»

Февраль 1 неделя «Мебель»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Февраль 2 неделя «Профессии»

Февраль 3 неделя «Наша Армия»                                                                                                                                                      

Февраль 4 неделя: «Инструменты»

Март

Тема месяца «В гости к нам пришла весна!»

Март 1 неделя «Ранняя Весна. Мамин праздник»

Март 2 неделя «Аквариумные и пресноводные рыбы»

Март   3 неделя «Москва – столица России»

Март 4 неделя «Животные жарких стран»

Апрель

Тема месяца: «Мир вокруг нас»

Апрель 1 неделя «Мы читаем С. Я. Маршак»

Апрель 2  неделя « Мы читаем. С. В. Михалков»                                                                                                                                                    

Апрель 3 неделя ««Мы читаем. А. Л. Барто»

Апрель 4 неделя «Мы читаем А.С.Пушкина»

Май

Тема месяца «Мы жители планеты»

Май 1 неделя «Поздняя весна»

Май  неделя «Насекомые»

Май 3 неделя «Лето»

Индивидуальный работа

Коррекционная работа осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 3-4 раза в неделю. Подгрупповое 30 минут 2 раза в неделю.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    В группе комбинированной направленности существуют две программы. Для ребенка с ТНР на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений речеязыкового развития и сопутствующих нарушений, и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

     При составлении адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться:

– на формирование личности ребенка с ТНР с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

– на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ТНР и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

– на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов деятельности.

  1. 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

     Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ОНР в соответствии с его этиопатогенетическими особенностями развития, возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ОНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности ( в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ОНР, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ОНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ОНР в разных видах игры.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ОНР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ОНР.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ОНР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа предусматривает проектирование предметно-пространственной развивающей образовательной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании ППРОС учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей с ОНР и их семей, педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия и пр.).

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ОНР.

     В соответствии со Стандартом ППРОС Организации обеспечивает и гарантирует:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ОНР, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их речевого развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

ППРОС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков речевого развития детей с ТНР.

Принципы формирования среды

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).

Для выполнения этой задачи ППРОС должна быть:

содержательно-насыщенной и динамичной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей с ТНР, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными свойствами — подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения детей;

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений ППРОС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом особенностей ребенка с ТНР, с учетом уровня развития его познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую деятельность ребенка с ТНР, создавать необходимые условия для его самостоятельной, в том числе, речевой активности;

безопасной – все элементы ППРОС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом. При проектировании ППРОС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической;

эстетичной – все элементы ППРОС должны быть привлекательны, так, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка; приобщать его к миру искусства;

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

     Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

     Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - игре. Именно в этой деятельности формируются такие важнейшие новообразования дошкольного возраста как воображение, произвольность, самосознание. Дошкольники активно приобщаются к жизни общества и формирование таких социально значимых качеств как толерантность. Каждая из этих способностей требует специфических форм игры и, следовательно, определённых игровых материалов.

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

     Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находятся оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

     Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры имеются: «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей); простые маленькие куколки (пупсики, солдатики); куклы неопределенного пола и возраста (без лица); пальчиковые куклы и куклы для театра и др.

     Формирование и развитие произвольности осуществляется в ролевой игре и в играх с правилами. Для этих видов игр имеются: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль; транспортные игрушки; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту и др.

     В дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как «партнёр» по общению. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми. Для реализации этих целей используются куклы и животные с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки (куклы и животного), – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность, предполагающая заботу и уход со стороны ребенка, а так же игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям; атрибуты разных профессий и труда взрослых; модели современных технических средств; игрушечные машинки разных типов и др.

     Для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности в ППРОС имеются полифункциональные детские игровые комплекты «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги». Они могут использоваться, исходя из программных задач и содержания по направлению «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», а также в различных образовательных областях в игровой деятельности детей.

     На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

      Для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей создана насыщенная ППРОС, стимулирующая познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Поэтому предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.).

     Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка с ТНР, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У него формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

     Помимо поддержки исследовательской активности, педагоги создают условия для организации с детьми с ТНР познавательных игр, поощряя интерес детей с нарушением речи к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

     Речевому развитию способствуют наличие в предметно-пространственной развивающей образовательной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

     Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подобраны музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

     Дети должны имют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

     Для детей с ТНР, имеющими нарушения в координации движений, в Организации имеется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации достаточно места для специального оборудования.

     Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с ТНР.

     Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

     В Организации имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики.

     В Организации создаются условия для проведения диагностики состояния здоровья детей с ТНР, медицинских процедур, занятий со специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, другими специалистами) с целью проведения коррекционных и профилактических мероприятий.

     В Организации представлены кабинеты учителей-логопедов, включающие необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр. Создана полифункциональная структурированная интерактивная среда: оборудование, размещено в различных помещениях – комнатах, залах, рекреациях, кабинетах. Независимо от их наполняемости, предметной составляющей и целей работы в них, все эти помещения можно условно назвать сенсорными комнатами.

     Для этого в структуре ППРОС выделяются три больших блока: среда темного сенсорного пространства, среда светлого сенсорного пространства и среда для сенсомоторного развития.

     Темное сенсорное пространство – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики сенсорного пространства, которые помогают ребенка с ТНР развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

     Среда светлого сенсорного пространства – это среда для взаимодействия ребенка совместно со взрослым или самостоятельно с определенными мягкими модулями. В таком пространстве представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули, шариковый мини-бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Это оборудование позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде. Поэтому такая среда называется «мягкой комнатой». В ней не должно быть опасных, твердых предметов, всего того, что может «сковать» движения ребенка.

     Пространство сенсомоторного развития – это среда для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей детей, а также коррекции их нарушений у детей с ТНР. Это среда для взаимодействия, где физическое развитие идет на основе полуфункционального игрового оборудования, позволяющего именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять тренировочные физические упражнения различной сложности.

В качестве полифункционального оборудования для сенсомоторного развития используются различные напольные сенсорные тренажеры. Они направлены на развитие координационных способностей детей, формирование у них статического и динамического равновесия и др.

В Организации созданы условия для информатизации образовательного процесса.

     Для в помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.),  с подключением к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

     Компьютерно-техническое оснащение Организации используется для различных целей:

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

     Для организации ППРОС в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой Организации, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребенка с ТНР.

Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы.

3.3. Кадровые условия реализации Программы

     При работе в группах для детей с ТНР в Организации предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей с ТНР, из расчета не менее одной должности на группу детей.

     При организации инклюзивного образования:

– при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение.

     В целях эффективной реализации Программы созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

     Организация обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программам дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников. Организация осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.

Требования к квалификации учителя-логопеда: Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Требования к квалификации педагога-воспитателя: Среднее профессиональное или высшее профессиональное образование с обязательным повышением квалификации в области оказания помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в объеме не менее 144 часов.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы

     Организация обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

─ осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновлять содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

     Созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

• оборудованию и содержанию территории,

• помещениям, их оборудованию и содержанию,

• естественному и искусственному освещению помещений,

• отоплению и вентиляции,

• водоснабжению и канализации,

• организации питания,

• медицинскому обеспечению,

• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,

• организации режима дня,

• организации физического воспитания,

• личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

     Организация имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч детей с ТНР), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Оборудование логопедического кабинета

Пособия для обследования и развития слуховых функций

Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан , гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка),сюжетные картинки, погремушки.

Пособия для обследования и развития интеллекта

Пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка),серии сюжетных картинок (2345), альбом с заданиями на определение уровня логического мышления (Миша ходит в детский сад, а Оля учится в школе Кто из них старше? Саша догоняет Свету. Кто бежит первым? Слава толкнул Митю. Кто из них драчун?)

Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте.

Азбука, разрезная азбука, букварь.

Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.

Символы для составления картинно-графической схемы предложений.

Символы простых и сложных предлогов.

Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной.

Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.

Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

3.7. Режим дня и распорядок

     Режим работы Организации: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье) и праздничными днями. Группы функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания). Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН). Режим дня предусматривает следующие компоненты образовательного процесса в течение дня: образовательную деятельность в процессе организации режимных моментов, непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями по реализации образовательной программы, а также присмотр и уход.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне и питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учёт потребностей, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребёнку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

8. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

9. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

10. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

11. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

12. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

13. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

14. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

15. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Основные принципы построения режима дня.

1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольной организации, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизическим особенностям дошкольника.

Режим дня для детей с ОВЗ от 6 лет до 7 лет

Время

Режимные моменты

7.00 -8.00

Прием детей, осмотр, образовательная деятельность в режимных моментах (игры, гигиенические процедуры, индивидуальная работа, физическое воспитание)

8.00-8.12

Утренняя гимнастика

8.12-8.30

Самостоятельная деятельность детей

8.30-9.00

Подготовка к завтраку, завтрак

9.00-9.30

9.40-10.10

Организация образовательной деятельности

10.10-12.10

Подготовка к прогулке, прогулка (подвижные игры, наблюдения, самостоятельная деятельность  детей, индивидуальная работа)

12.10-12.30

Возращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду, обед

12.30- 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.10

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.15-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.55

Организация образовательной деятельности

15.55-16.15

Игры, досуг, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в режимных моментах (культурные практики), 1 раз в неделю развлечение

16.15 -17.15

Подготовка к прогулке, прогулка

17.15-17.45

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

17.45-19.00

Игры, уход детей домой

Учебный график

Учебный план

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.-3648-20 «Санитарно-гигиенические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

3.10. Перечень литературных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации:  2017-2018 учебный год...

Адаптированная образовательная программа для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня) 6-7 лет группы комбинированной направленности

Адаптированная образовательная программа для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня)  6-7 лет группы комбинированной направленности                  ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...

Адаптированная образовательная программа (АОП) для ребенка с ОВЗ (ТНР), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обучения)

Адаптированная образовательная программа (АОП)для ребенка с ОВЗ (ТНР),воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обуч...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа ребенка – инвалида

Индивидуальная адаптированнаяобразовательная программаребенка – инвалида2023 г....