Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (средняя, старшая группа)

Вершинина Ирина Валерьевна
Возраст от 3 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи, то есть в этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.pptx79.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста Вершинина Ирина Валерьевна учитель – логопед ГБДОУ № 57 Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Возраст от 3 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи, то есть в этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

Слайд 3

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребёнка в школе.

Слайд 4

В настоящее время параллельно с классическими программами появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Слайд 5

Затрудняет процессы формирования звукобуквенного анализа и синтеза: смешение понятия «звук» и «буква». произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учёта закономерностей развития их фонемных имён (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей . названия согласных букв дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ…] или названия согласных с призвуками [СЭ, КЭ]. Это приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [МЭАМЭА] вместо МАМА, искажает и замедляет механизм слияния фонем.

Слайд 6

При формировании плавного послогового чтения отработка техники чтения не является доминирующей. Так как важна содержательная сторона, а следовательно, осознанность прочитанного.

Слайд 7

Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух.

Слайд 8

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак, угол-уголь и т.д. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов и подготовки их к овладению чтением и письмом.

Слайд 9

Звуки – звуки мы слышим и произносим. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, не язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные квадраты или кружочки).

Слайд 10

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы. Или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ), но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию ( ма-ма-ма …). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твёрдых синего цвета (синего квадраты или кружочки), для согласных мягких – зеленого ( зеленого квадраты или кружочки)

Слайд 11

Согласные твёрдые звуки [П, Б, Т ...] – в словах звучат сердито (твёрдо). Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’ ...] – в словах звучат ласково (мягко). Звуки [Ш, Ж, Ц] – всегда твёрдые. Звуки [Ч, Щ, Й] – всегда мягкие.

Слайд 12

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. В основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа. При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного , чисто звукового периода обучения, который будет проходить в ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и не речевые) до звукового анализа и синтеза.

Слайд 13

То есть, прежде чем начать читать, ребёнок должен научится слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (назвать по порядку звуки, из которых состоят слова). Только после этого дети знакомятся с буквами русского алфавита, овладевая послоговым , а затем и слитным способом чтения.

Слайд 14

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительные, слуховые, кинестетические ощущения. Выделение звука на фоне других звуков. Выделение звука на фоне слога. Выделение звука на фоне слога. Вычленение первого и последнего звуков в слове. Нахождение местоположения заданного звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в слове Определение места звука в слове по отношению к другим звукам. Этапы работы по развитию фонематического восприятия.

Слайд 15

Развитие слухо-произносительных дифференцировок: Сопоставление отдельного звука с артикуляторно близкими, но акустически далекими звуками. Артикуляторно и акустически близкими звуками

Слайд 16

Учим определять протяжённость слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Вводим термин «слог» и делаем графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определённые звуки. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.

Слайд 17

С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно – символические модель различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Дети в возрасте 6 лет освоили звуковую сторону речи и они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учится читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребёнку буквы следует знать и соблюдать определённые правила и принципы.

Слайд 18

Упрощённо навык чтения можно представить так: Опознание буквы в её связи со звуком. Слияние нескольких букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Слайд 19

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям: Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами). Вести подготовку руки дошкольника к письму. Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.

Слайд 20

В процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания: раздельным написание слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной (большой) буквы в начале предложения и в написании имен людей и кличек животных, написание буквы И после буквы Ш, Ж (ШИ,ЖИ – пиши с буквой И, то есть слышишь Ы, а пишешь И). В ходе обучению письму печатными буквами или выкладыванию слов из букв разрезной азбуки необходимо закреплять навык предварительно анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем «написано», а затем прочитано ребенком.

Слайд 21

Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.