Использование робототехнического набора в создании игры-бродилка
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Молькова Елена Анатольевна

Мы живём во времена инновационных технологий. И одной из таких инновационных разработок является робототехнический набор Мататалаб. Использование данного набора в работе с дошкольниками позволяет сделать образовательный процесс более ярким, эмоциональным. На практике в своём детском саду активно используем Мататалаб в реализации различных образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, речевой и социально-коммуникативной. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование Мататалаб в ДОУ позволяет в доступной и привлекательной игровой форме усилить творческую составную учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра «Достопримечательности моего города» с использованием робототехнического набора Мататалаб».

Мы живём во времена инновационных технологий. И одной из таких инновационных разработок является робототехнический набор Мататалаб. Использование данного набора в работе с дошкольниками позволяет сделать образовательный процесс более ярким, эмоциональным. На практике в своём детском саду активно используем Мататалаб в реализации различных образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, речевой и социально-коммуникативной. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование Мататалаб в ДОУ позволяет в доступной и привлекательной игровой форме усилить творческую составную учебного процесса.

Итак, что из себя представляет Мататалаб?

Мататалаб - это робототехнический набор, предназначенный для изучения основ программирования и алгоритмизации в игровой форме детей с 4 лет. Именно в процессе игры ребёнок осваивает технологии и навыки 21 века. При этом ребёнку не нужно обладать какими-либо специальными знаниями. Ему даже необязательно уметь читать. Кроме того, для работы с таким набором не требуются ни компьютер, ни смартфон, ни другие гаджеты, что немаловажно для обучения дошкольников.

В состав набора входят: Командная башня, в которой расположена видеокамера, считывающая составленный код, передаваемый потом на маленького робота - Мататабот, который и выполняет потом запрограммированные действия. Контрольная панель, на которую выкладываются кодирующие блоки. На поверхность Кодирующих блоков нанесены различные символы: стрелки, цифры, ноты, целые мелодии, обозначения градусов и поворотов. Всё это выполнено в простой интуитивно понятной форме и может использоваться у маленьких детей для изучения простых понятий: вправо, влево, вперёд, назад и т.д.  Обучающие брошюры с различными заданиями. Карта местности. Карточки рисунков. Карточки мелодий.

Принцип работы простой.

На краю поля для составления программы ставится Командная  Башня. Мататабот ставится на стартовую позицию глазами вперёд. Программа составляется на специальном поле из пластмассовых блоков, которые легко обрабатываются и моются.

Итак, чтобы начать работу, мы:

  1. Включаем Башню и робота, чтобы они могли подключиться друг к другу;
  2. Ставим МататаБот на стартовую позицию на карту;
  3. Устанавливаем программные блоки на управляющую панель, чтобы робот знал куда ему идти
  4. Нажимаем кнопку «Старт» и смотрим, как робот преодолевает препятствия на пути к своей цели.

Матата путешественник.

Многообразие карт позволяет детям найти свой путь в городе приключений. Дети учатся проходить различного рода сложности самостоятельно или вместе с друзьями.

Матата музыкант

Просто распределите ноты в нужной последовательности и робот сыграет мелодию. Чтобы выбрать нужную ноту — просто поверните диск на нужную цифру от 1 до 7. Есть блок с уже готовыми мелодиями.

Матата художник

С помощью Матата можно нарисовать красивую фигуру. Дети могут творить вместе с роботом. В комплекте идут карточки рисунков, на которых задан алгоритм для рисования опредёленной фигуры.

С помощью Мататы можно решать множество задач разных образовательных областей. Мы придумали использовать этот набор и для формирования математических представлений. Матата помогает нам в закреплении геометрических фигур. Рисуя квадрат, треугольник, мы обсуждаем их размеры, увеличиваем их путём добавления дополнительных шагов. Также составляем и решаем простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Содержание

Основными принципами работы с игровой лабораторией Мататалаб являются проблемное обучение и построение занятий от простого к сложному.

Этапы включения детей в деятельность:

1 этап

При знакомстве с работой робота, это умение понимать направление движений: поворот влево-вправо, шаги вперёд-назад. В процессе ознакомительного этапа происходит развитие зрительного, слухового восприятия, умения ориентироваться в пространстве, закрепляется порядковый счёт.

2 этап

Формирование умения давать команды MatataВоt. Задача – выложить путь робота или определить цель по заданному пути. Продолжается развитие и коррекция восприятия и внимания, памяти, закрепляются сенсорные эталоны.

3 этап

Выполнение творческих заданий. Дети учат робота петь и рисовать, знакомятся с понятием цикла. Формируется умение решать творческие задачи, происходят развитие и коррекция воображения.

4 этап

Введение соревновательного элемента, дети придумывают задания для противоположной команды или друг для друга. Развитие логического мышления, воображения, формирование склонности к техническому творчеству, закладываются основы инженерно-технического мышления.

Мы выходим за пределы, предложенные авторами Мататалаб и переходим на уровень творчества.

Социализация детей дошкольного возраста – важный процесс социального становления ребёнка посредством формирования взаимосвязи детской личности с другими представителями общества на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающегося общения и социального опыта, самореализации. В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Работа по патриотическому воспитанию -  это один из компонентов по ознакомлению дошкольников с мировосприятием.

 В рамках образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» с целью развития у детей патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, Родине, в совместной деятельности родителей, детей и педагогов была разработана дидактическая игра «Путешествие по городу с Мататой». Данная игра учитывает возрастные особенности детей 5 -7 лет и предназначена для использования на занятиях. Мы надеемся, что с помощью неё мы способствуем развитию у детей любви к своей Родине.

Цель: Создание условий для формирования основ гражданско-патриотического воспитания посредством использования робототехнического набора Мататалаб.

Задачи: 

  1. Сбор информации о родном городе.
  2. Разработка правил и условий игры. Моделирование игрового поля.
  3. Апробация игры в своей группе.
  4. Презентация игры для детей других групп и воспитателей д/с области.
  5. Продолжение использования робототехнического набора Мататалаб в начальной школе с целью создания условий для формирования основ гражданско-патриотического воспитания.

        Игра для ребёнка – приобретение социального опыта с радостью и удовольствием, а речевая игра - важнейшее средство овладения знаниями, предпосылкой обучения и развития ребёнка, а также непременное условие и компонент любой деятельности.

Итогом использования такой игры стало:

Со стороны речевого развития: дети легко и связно рассказывают о себе, своей семье, занятиях и профессиях членов семьи. Свободно называют достопримечательности города.

Со стороны познавательной сферы: у детей сформировано представление о том, что у него и его семьи есть место проживания – родной город, у которого есть своя история, свои «интересные», любимые и примечательные места. Дети изучили символику родного города. Познакомились с достопримечательностями. Дети ориентируются в пространстве города, могут ориентироваться по схеме и карте.

Позитивная социализация: дети чувствуют свою причастность к происходящему, они продолжают самостоятельно изготавливать и апробировать новые игры о родном городе, с удовольствием используют уже знакомые игры. Они с удовольствием рисуют родной город, сочиняют о нем истории («Город будущего», «Необыкновенный дом» и т.п.), обсуждают значимые общественные события города.

Проведённая работа позволила приступить к следующему этапу обучения – знакомство детей с родным краем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования робототехнического набора MatataLab на занятиях. Тема "Зимушка-зима"

Инструкция по составлению маршрута с использованием робототехнического набора MatataLab по теме: «Зимушка-зима»  в образовательной области познавательное развитие (старший дошкол...

Использования робототехнического набора MatataLab на занятиях по РЭМП. Тема: «Зимушка-Зима»

Инструкция по составлению маршрута использования робототехнического набора MatataLab по  развитию элементарных математиеских представлений в старшем дошкольном возрасте по теме: «Зимуш...

Использование робототехнического набора МататаЛаб

Формирование когнитивных навыков и развития логического мышления у детей с 4-х летпосредством образовательного конструктора MatataLa...

Опыт использования робототехнического набора MatataLab в процессе обучения дошкольников основам программирования

Воспитание и обучение детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств....

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе "Проделки злого волшебника" (с использованием робототехнического набора Matatalab)

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа, по средствам применения ИКТ.Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные и согласные звуки; делить слова на слоги, определ...

Мастер - класс по использованию робототехнического набора Мататалаб в доу.

Уважаемые педагоги! Последнее время большое внимание уделяю в своей работе развитию технических навыков у детей. Использование робототехнических наборов в полной мере раскрывает такие возможности. Роб...

Занятие "Загадочный узор" с использованием робототехнического набора Matatalab и набором "Дары Фрёбеля"

Игра «Загадочный узор»Задачи: учить ребенка читать алгоритм, с помощью схемы, мататалаба с заложенным алгоритмом  действия и игрового поля выкладывать узор из дара № 3.Оборудование: д...