ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Молькова Елена Анатольевна

Профессиональная деятельность логопеда наряду с коррекцией речевых нарушений предполагает также работу по комплексной профилактике нарушений психологического и физического здоровья. Соответственно встаёт вопрос о необходимости подбора таких технологий, которые обеспечивают комплексную оздоровительную и коррекционную работу с данной категорией детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Молькова Елена Анатольевна, учитель-логопед

МБДОУ ЦРР –д/с № 5 ЗАТО г. Радужный

Профессиональная деятельность логопеда наряду с коррекцией речевых нарушений предполагает также работу по комплексной профилактике нарушений психологического и физического здоровья. Соответственно встаёт вопрос о необходимости подбора таких технологий, которые обеспечивают комплексную оздоровительную и коррекционную работу с данной категорией детей.

В последние годы широкое применение получили разнообразные здоровьесберегающие технологии, возникающие на стыке медицины, психологии и педагогики. Использование таких технологий является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они также способствуют общему оздоровлению детей дошкольного возраста.

Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, помимо речевых нарушений имеют также нарушения в физическом, психическом и социально-личностном развитии.

В физическом развитии у них имеются: нарушение дыхания, нарушение общей и мелкой моторики, расторможенность, повышенная утомляемость, нарушение темпо-ритмической организации движений. В психическом развитии: нарушение оптико-пространственного праксиса, неустойчивость внимания, несформированность мышления, расстройство памяти. В социально-личностном развитии: пассивность, низкая социальная адаптация, нарушение коммуникации. Всё это нацелило нас на использование в своей педагогической практике здоровьесберегающих технологий, таких как: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики; глазодвигательные упражнения (зрительная гимнастика); кинезиологические упражнения; элементы су-джок терапии, биоэнергопластики, нейробики.

Использование элементов данных технологий в образовательной и коррекционной деятельности с детьми, способствует решению следующих задач: развитию речевых умений и навыков, совершенствованию общей и мелкой моторики, снятию напряжения, развитию психических функций, активации познавательного интереса.

Детям логопедической группы свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, моторная дискоординация. Преодолеть эти проблемы помогают кинезиологические упражнения, активизирующие межполушарное воздействие. К таким упражнениям относятся: «Думающий колпак», «Колечко», «Лезгинка», «Лягушки», «Цепочки», «Кулак - ребро - ладонь» и т.д. Дети становятся более сообразительными и активными, лучше контролируют себя. У них улучшается речь и координация.

Дыхание является важной частью речи. У детей с речевыми нарушениями имеются также нарушения дыхания. Поэтому мы проводим работу по формированию речевого дыхания с нашими детьми. Дыхательному гимнастику мы обычно проводим перед артикуляционной гимнастикой. Для её проведения мы используем различные пособия, в том числе и выполненные своими руками (вертушки, мельницу, мячики, шарики и т.д.) и дыхательные упражнения. Во время выполнения дыхательной гимнастики происходит активация стволовых отделов мозга.

Дыхание только через левую ноздрю способствует активной работе правого полушария головного мозга, что помогает снять напряжение. Дыхание только через правую ноздрю способствует активной работе левого полушария, что помогает решению рациональных задач.

Артикуляционная гимнастика занимает в нашей работе центральное место. Мы считаем, что её целесообразно использовать не только на занятиях, но и в течении всего дня в режимных моментах, в играх.

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Мы используем тот факт, что для закрепления мысли необходимо движение. Стихи с движениями в нашей работе используются во всех видах деятельности, для закрепления пройденного материала, в игровых моментах, на занятиях.

          В коррекционно-логопедической работе приёмы Су-Джок терапии мы используем в качестве массажа, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Можно использовать Су-Джок шары при совершенствовании лексико-грамматических категорий в соответствии с лексической темой. (Упражнения «Один - много», «Назови ласково», «Скажи наоборот»).

          Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь дошкольников. Совместная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Биоэнергопластика оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.  Мы создали целую картотеку биоэнергопластических упражнений, используем их постоянно как целостным комплексом, так и отдельными упражнениями.

Нейробические упражнения стали любимыми у наших воспитанников.  Это своеобразная зарядка для нашего мозга. Она активизирует мозговые клетки и стимулирует их развитие. Суть упражнений заключается в выполнении привычных вещей, непривычными для нас способами. Мы рассматриваем книги «вверх ногами», рисуем двумя руками, пробуем читать слова с конца и т.д. Это не только полезная здоровьесберегающая техника, но и отличный способ поднять настроение.

Таким образом, благодаря использованию приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, у детей оптимизируется процесс коррекции речи, поддерживается и укрепляется здоровье, повышается эмоциональный тонус.

Используемая литература

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.

4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности "Путешествие в Спортландию"

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности "Путешествие в Спортландию"...

Материалы контроля "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности"

Представлены материалы тематического контроля "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности": локальные нормативные акты, план-задание, план-график , карты, справка об и...

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».

Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО"  Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...

КОНТРОЛЬ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»

КОНТРОЛЬ«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»...

Отчет Тема: «Использование здоровье формирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми»

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Отчёт. Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми в старшей группе.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нор...

Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...