Повышение компетентности родителей по организации речевого развития с детьми в домашних условиях в группе компенсирующей направленности.
консультация по логопедии

Ирина Ивановна Воробьева

как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным и эффективным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение компетентности родителей по организации речевого развития с детьми в домашних условиях в группе компенсирующей направленности.

Выступление из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с №7

Слайд №1

Цель моего выступления: поделиться с вами опытом, как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Слайд №2.   Компетентный родитель – это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимает усилия (знания, умения, опыт), чтобы ее менять.

Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.  Мы стараемся, чтоб родители брали на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью.

Слайд №3. В связи с этим перед нами стала важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: детский сад, воспитатели, родители , дети = сотрудничество.

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Мы с логопедом  задались многими вопросами: «как помочь родителям в организации речевого развития в домашних условиях»,  « Как донести до родителей информацию дистанционно».  Очень важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

На  первом этапе родителям были предложены  рекомендации о подготовке комнаты, среды в которой будет проходить домашние занятия. Необходимо убедиться, что там достаточно места, что ничто не будет отвлекать ребенка от действия. После подготовки среды, нужно подумать о содержании, т. е. какие игры и упражнения использовать.

Наша задача состояла  в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Нами были сделаны материалы с пошаговой инструкцией для занятий с ребенком дома.

 

Слайд №4 Нами были сделаны схемы, по которым дети самостоятельно могут рассказывать и сочинять.

( игра « Продолжи слово», скороговорки - тренировать произношение поставленных звуков, « Сочини сказку»).

 

Слайд №5 Следующий шаг- Артикуляционная гимнастика . Также нами была сделана картотека по Артикуляционным упражнениям.

 Слайд №6 Мы  придумываем сказочные истории, которые помогают  детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрываем их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.


Слайд№7 по рекомендации логопеда,   предложили родителям  проделать небольшую артикуляционную гимнастику «Язычок гулять собрался» дома. . Они брали  зеркало, смотрелись  в него и знакомились с нашим помощником - веселым Язычком. Однако родители стеснялись выполнять эти упражнения , другие были активны, но для фото они стеснялись.

 

 Слайд №8  О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все.

Упражнения стараемся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами

Детям предложили оформить игры разнообразным реквизитом, они  инсценируют  рифмованные истории, сказки  при помощи пальцев и рук.  Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться лучше.

Слайд №9, 10,11  На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами:; игры с карандашами,  пластилином, в работу шли зубочистки, работа с тестом,  для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр».

Слайд №12, 13,14

на развитие слухового внимания мной  была сделана игра . « Найди картинку», «Найди звук»

-закрепить умение определять место звука в слове,  

-закреплять умение различать звуки в названиях картинок.

Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Слайд №15 Не всегда у родителей все получается , но они знают что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Эти игры на закрепление были предложены родителям домой.

 Слайд №16

Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. При выполнении упражнения необходимо воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Достаточно 3-5 повторений. Многократное повторение может привести к головокружению.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры.

 Слайд 17  нам кажется легко . Берем и дуем. Но здесь родители и дети столкнулись с трудностями. Неправильный вдох и выдох не дал им выполнить правильно упражнение. При выполнении упражнения « чья гусеница первая придет к финишу», дети выполняли не правильно, они спешили к финишу. При выполнении упражнения необходимо воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами).

Все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.  взрослый показывает – ребенок повторяет.

Слайд №18 Детям понравилось такое упражнение, как буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагали ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду. Детям трудно контролировать силу воздуха. Вода выливалась из стаканов на стол.

Слайд №19   Для того , чтобы выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ., мы приготовили новое упражнение.   Для этого нам понадобились бумажные стаканчики и воздушные шарики. Дети надувают  воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в стаканчике, а затем переставляют стаканчик и выдыхают воздух. Когда дети научились , они стали соревноваться друг с другом.

Слайд №20.  Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены наотлично. Если освоить то или иное задание не удается, следует отказаться от него на некоторое время, но потом обязательно вернуться вновь. Родителям мы объясняем , что не следует расстраиваться и сердиться, если у детей что-то не получается. Почувствовав недовольство, они могут замкнуться и отказаться от упражнений. Нужно набраться терпения и не бросать начатое дело.

Слайд №21,22

Индивидуальные беседы о развитии речи детей возникали  по инициативе родителей при появлении трудностей и проблем, касающихся развития речи детей и происходили как очно при непосредственном контакте, так и заочно через телефонную связь или с использованием социальных сетей, или по инициативе педагога. Отметим, что при общении с родителями мы  строим беседу так, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалами, любящим и умеющим учить и воспитывать детей. Конкретные советы давались только в том случае, если родитель просил совета. На данном этапе мы предложили им игру  « Какие буквы спрятались?» Эта игра помогает детям быстрее запомнить буквы.

Слайд №23.24,25.

Составили картотеку на развитие умение составлять предложения по схеме, и на развитие анализа и синтеза слова. Это задание у родителей пользуется особым интересом.

Слайд №26,27,28 Родители не только видят достижения собственных детей, но  и могут увидеть работу воспитателя (логопеда),получить теоретические и практические знания в области коррекционной работы. Оно может оказаться самым привлекательным, востребованным и полезным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка. Мы поставили сказку « Язычок у Солнышко в гостях»,

Слайд №27,28. Провели квест -игру « Форд Боярд», ставили сценки .

Слайд №29,30,31

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. На том основании, что основная цель взаимодействия – развитие речи детей в игре, были подобраны следующие консультации для родителей: «Речевое общение с ребенком в семье», «Пальчиковые  игры », «Речевые игры по дороге домой», «Говорим правильно», «Подвижные игры для развития речи», «Речевые игры на прогулке», «Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации», «Развитие речи дошкольника в играх».  Нами собрана библиотека игр и упражнений, родители могут взять домой необходимые пособия, чтобы использовать их  для индивидуальных занятий дома.

Домашние игротеки ( знакомство родителей с простыми , интересными и главное полезными играми для детей). В нее входят описание игр, способствующие развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.

. Результативность опыта

Благодаря процессу внедрения активных форм развивающая среда пополнилась играми по развитию речи детей, мы включили в работу с родителями новые формы, которые позволили перейти на более эффективный и высокий уровень взаимодействия.

Значительно вырос уровень развития речи детей.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима.

Итак, анализ результативности опыта показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию воспитательно-образовательного процесса с детьми, в частности к проблеме развития речи детей;

- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями по вопросам развития и воспитания детей;

- родители стали проявлять участие в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности воспитателя с детьми 4-5 лет, средней группы компенсирующей направленности

Разработана на основе: адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДСКВ № 33 г. Ейска МО Ейский район для средней группы компенсирующей направленностина 2021-2022 у...

Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Весенняя капель" в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Весенняя капель" в старшей группе компенсирующей направленности...