Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Э».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука Э.
  2. Учить выделению  ударного и безударного  гласного звука Э в  начале и середине слова.
  3. Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять предложения.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Формировать умение звукового анализа слогов и звукосочетаний.
  6. Учить делить слова на слоги.
  7. Развивать память и внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_19_starshaya_gruppa._zvuk_e.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звук Э». Занятие № 19

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука Э.
  2. Учить выделению  ударного и безударного  гласного звука Э в  начале и середине слова.
  3. Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять предложения.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Формировать умение звукового анализа слогов и звукосочетаний.
  6. Учить делить слова на слоги.
  7. Развивать память и внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • зеркала для артикуляционной гимнастики,
  • демонстрационная карточка с обозначением звука Э,
  • компьютерная презентация данного занятия.

Ход образовательной деятельности.

Образователь-ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент .

Загадка.

По тропинкам, по низинкам,

Ходит лесом невидимка.

Повторяя вслед за мной

Все слова в тиши лесной.

Если крикну я: «Привет!»

Мне «Привет» придет в ответ.

(Эхо)

-ЭЭЭЭхо - какой гласный звук вы слышите в с начале  слова? . Э

Мы сегодня будет изучать звук Э.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я.

Вместе дружная семья.

(какое слово на звук Э мы повторяем в этой пальчиковой игре?) «Этот».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика.

Подготовительные статические упражнения.

- лягушки

- хоботок слоненка

- лопаточка

- чашечка.

- иголочка

-  вкусное варенье

- лошадка

- грибок

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность, Игровая деятельность

  1. Игра «Четвертый лишний».

На экране: Экскаватор, автобус, поезд, машина.

Что  лишнее?  Экскаватор.

Почему? Экскаватор — строительная машина, а все остальное — пассажирский транспорт.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Выделение ударного гласного из середины слова .

 — ЭЭЭкскаватор - какой гласный звук вы слышите в  начале слова?  (Э)

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Длительное произнесение звука Э логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Характеристика звука Э:

поется голосом, тянется,

 губы широко открыты

звук гласный,

обозначается красным цветом.

Так как гласный — фишка красная.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Услышь слово со звуком Э:

На экране картинки: Автобус, эскимо, автомобиль, экскаватор, утюг, эскалатор, иголки, эхо, утконос, эму.

Дети выкладывают фишку, если слышат слово со звуком Э.

Проверка:  5 фишек.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Обобщение — Произнесение слов с длительным пропеванием звука Э: Эскимо, Экскаватор, эскалатор, Эхо, Эму.

- А что такое эскимо? (Мороженое на палочке).

- А что такое экскаватор? (Строительная машина).

- А что такое эскалатор? (Подьемник в метро).

- А что такое эхо? ( отзвук голоса в лесу или горах).

- А кто такой эму? (страус)

Где спрятался звук Э  в этих словах? (в начале слова).

Деление слов на слоги.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

                Эскимос.

Эскимос в упряжке быстрой

Ехал тундрой серебристой.

Ехал на оленях,

Ехал на собаках.

Сквозь метель и вьюгу.

Смелый он однако.

Шуба длинная до пят.

Глазки черные блестят.

Мне из тундры эскимос

Эксимо вчера привез.

Кто такие эскимосы? (это такие люди, народ, народность).

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками:  Эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, эму, эскимос.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Отгадывание загадок:

- Роет землю он ковшом, сам большой и ковш большой.

(Экскаватор).

- У ребят во рту само быстро тает ... (эскимо).

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность

  1. Звуковой анализ  - Эму

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Составление предложений по картинкам.

Экскаватор роет землю.

Эскимо быстро тает.

В лесу раздается эхо.

Страус эму быстро бегает.

  1. Составление схемы предложения.

                Экскаватор роет землю.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Итог занятия, оценка работы детей, домашнее задание.

Угадай сказку:

Куда попала Элли-крошка,

И верный друг ее Тотошка.

(Волшебник Изумрудного города).

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...