Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Сафронова Елена Геннадьевна

Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. 

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_slogovaya_safronova.docx118.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Искитимского района Новосибирской области  

детский сад "Жаворонок" р.п. Линево

Рабочая программа учителя-логопеда

КОРРЕКЦИЯ   НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

        Сафронова Е.Г.

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                      

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….......3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы…………………………………………3

1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………4

1.3. Значимые характеристики и особенности развития детей……………………...4

1.4. Планируемые результаты………………………………………………………….5

1.5. Система оценки………………………………………………………………. .......6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………..7

2.1.2. Описание содержания работы………………………………………………….16

2.1.3. Особенности организации образовательного процесса……………………....31

2.2. Программно-методический комплекс……………………………………………31

2.3. Помещения, территория ДОО, среда ближайшего окружения,

используемые в образовательном процессе……………………………………….....32

2.4. Взаимодействие с родителями……………………………………………………33

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Расписание коррекционно-развивающей  деятельности………………………..34

3.2. Условия и средства реализации программы, оформление предметно-пространственной  развивающей среды……………………………………… ……..34

Приложения…………………………………………………………………………….37

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа  «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей  5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи» разработана на основе ООП  МБДОУ

д/с «Жаворонок» р.п.Линево, Адаптированной образовательной программы для воспитанников  с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 7 лет. Программа предназначена для  логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры слова. В программе изложены  методы и приемы  работы с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанников,  раскрыты пути сотрудничества логопеда, специалистов детского сада, воспитателей, родителей в целях оптимизации помощи детям. Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова.

Задачи программы:

- создать специальные условия для дошкольников с общим недоразвитием речи с целью преодоления нарушений слоговой структуры слова (использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития);

- построить  образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- способствовать общему развитию дошкольников, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, программа имеет в своей основе также следующие принципы:

  • принцип развития ( несвоевременная коррекция нарушений слоговой структуры  приведет к возникновению дисграфий и дислексий у школьников);
  • определение зоны ближайшего развития ребенка в ходе коррекционной работы;
  • принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития;
  • принцип личностного подхода ;
  • принцип одновременного воздействия на речь и моторику;
  • принцип деятельностного подхода в процессе устранения речевого нарушения (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • принцип комплексности (комплексное воздействие на становление речи ребенка со стороны логопеда, специалистов детского сада, воспитателей и родителей для достижения положительных результатов).

1.3. Значимые характеристики и особенности развития детей

По результатам  обследования состояния слоговой структуры слова на начало учебного года,  у всех детей присутствуют нарушения. В результате выполнения задания по воспроизведению слоговой структуры слов при произношении слов 1-3 классов 11 детей из 12-ти воспроизвели слова правильно. При произношении слов 4-6 классов 8 дошкольников допустили ошибки, в большинстве случаев это искажение структуры слога. Особые трудности воспитанники допустили при произношении слов 7-13 классов, детьми были допущены такие ошибки как увеличение числа слогов (итерации) и искажение структуры отдельного слога.

При выявлении сформированности  предпосылок  становления слоговой структуры слова, было выяснено, что у всех воспитанников нарушено восприятие и воспроизведение ритма – допущены ошибки при восприятии и воспроизведении серии ударов, акцентированных ударов. Все обследуемые дети испытывали затруднения при ориентировке в схеме собственного тела и при ориентировке в ближайшем пространстве. При повторении  ряда слогов дети  заменяли звуки в слогах или сокращали количество названных заданных слогов, некоторые дошкольники ошибались при повторении одинаковых слогов, произносимых с разной силой голоса.

1.4. Планируемые результаты

Логопедическая работа

Ребенок:

  • воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);
  • правильно произносит звуки  (в соответствии с онтогенезом);
  • осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  • владеет простыми и сложными формами фонематического анализа,  осуществляет операции фонематического синтеза;
  • владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
  • осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  • умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
  • определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);
  • обладает необходимыми навыками пространственной организации движений;
  • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
  • обладает необходимым для  возраста уровенем слухомоторной и зрительномоторной координации движений;
  • ребенок может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

1.5. Система оценки результатов освоения программы

        Для проведения обследования состояния слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у дошкольников с нарушением речи используются «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет» и учебно-методическое пособие «Слоговая структура слова: обследование

и формирование у детей с недоразвитием речи»  Г.В.Бабиной, Н.Ю.Сафонкиной.

Методика обследования включает четыре серии заданий

Первая серия включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).

Вторая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).

Третья — включает комплексы заданий, позволяющих оценить  возможности повторения ряда слогов (слоги из разных гласных и согласных,  слоги из разных согласных и одинаковых гласных, слоги из одинаковых согласных и разных гласных,

 одинаковые слоги, произносимые с разной силой голоса).  

Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке).

Для оценки используется бальная система (приложение 1). Результаты выполнения заданий оцениваются  по трехбальной системе, данные заносятся в таблицу.  Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. Для оценки динамики логопедической работы  обследование ребенка проводится в начале и в конце года, в течение учебного  года  делаются контрольные срезы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности

Рабочая программа  «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей  5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи» позволяет выстроить систему обучения детей с нарушениями  слоговой структуры слова.

Коррекционная работа строится по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации;
  • восприятие и воспроизведение ритма;
  • коррекция нарушений фонематической стороны речи;
  • воспроизведение слоговой  структуры слова.

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле. Направления работы:

- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей;

- освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом, телом другого субъекта и их вербализация («Кукла позади меня, мишка впереди меня»);

- определение степени удаленности предмета от собственного тела, тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня», «Мишка сидит близко от Светы»);

- выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;

- использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров;

Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве. Направления работы:

- дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

- построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, мячик положи между пирамидкой и кубиком», «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка, мячик, кубик, пирамидка...»);

- определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Собачка далеко от домика, нужна длинная дорожка», «Матрешка близко от домика, ей нужна короткая дорожка»);

- составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик; «дорожки» с чередованием разных форм: два кубика - один кирпичик и т.д.); последующее речевое опосредование выполненных действий;

- формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда;

- освоение и вербализация пространственных отношений между элементами предмета.

Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве. Направления работы:        

- освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после, рядом, около, между);

- правильное зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда (вертикального и горизонтального);

- освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это рыбка. Овал - туловище. Большой треугольник — верхний плавник»);  

- расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадратика»);

- выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...); речевое опосредование пространственных ориентиров во всех видах выполняемых действий;

- выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...);

- построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием);

- изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине);

- определение расстояния между изображенными предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Этот зайчик далеко от елочки, нужна длинная дорожка. Эта белочка близко от елочки, нужна короткая дорожка»).

Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений).

Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

Направления работы:

- воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх);

- речевое опосредование последовательности выполненных движений;

- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности;

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение, характеристика темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);

- изменение темпа, ритма движений.

Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук.

Направления работы:

- развитие переключаемости движений пальцев рук;

- развитие    темпоральных,    ритмических    параметров движений пальцев рук;

- формирование пространственной организации движений пальцев рук.

Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Направления работы:

- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

-  совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

-  выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);

- совершенствование пространственной организации движений и действий.

Задачи: развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; совершенствовать плавность и переключаемость движений; совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

Восприятие и воспроизведение ритма

Организация и содержание I этапа

Основными задачами первого этапа являются:

  1. Формирование представлений о временной и пространственной (линейной) последовательности знаков (двигательных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду.
  2. Установление интегративных связей (зрительно-двигательных, зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-слуховых, двигательно-речевых, слухо-зрительно-речевых, слухо-двигательно-речевых), обеспечивающих ритмические
    координации.
  3. Усвоение способов построения и трансформации ритмических рядов (зрительного в слуховой/моторный, звукового в зрительно-пространственный, слухового в зрительный / моторный и др.).


         Построение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторяемости, чередования составляющих его элементов.
Работа над двигательным ритмом начинается с увеличения объема движения, стремления к сохранению непрерывности, плавности каждой модели движения. Определяется оптимальный для ребенка темп выполнения заданий. При этом учитываются период включения в движение (индивидуальный для каждого ребенка), устойчивость и равномерность амплитуды движений. Выработка точности, силы, переключаемости движений, оживление темпа являются следующими шагами в освоении двигательных программ. Устанавливается речевой контроль выполняемых действий: каждое движение ребенок сопровождает звукокомплексами, звукоподражаниями, словами, автоматизированными речевыми рядами (пересчетом), потешками (в соответствии со степенью овладения звуковой стороной речи). Темп и метр движения соотносятся с темпом и метром звучания. Соединяя движение с фонацией и речью, ребенок выделяет начало и конец плавного, непрерывного движения, вычленяет звуки, слова из речевого потока. Так формируется слухомоторная координация, развивается регулирующая функция речи. Ритмические координации движения и речи, подчинение их заданному темпу позволяют успешно формировать двигательную основу произвольного дыхательного и голосового актов, преодолевать недостаточность пространственно-временной организации речедвигательных актов.
Использование разнообразных моделей движения, поддающихся зрительному контролю, обеспечивает формирование зрительно-моторной координации, развитие функции активного внимания. Модели движения могут быть представлены в виде зрительных ритмических рядов — дорожек из мозаики, счетных палочек, плоскостных геометрических форм, рисования линий различной протяженности и направленности. Благодаря этому преодолевается фрагментарность восприятия, замещение сложных действий простейшими операциями, формируется целостное восприятие зрительного ряда, усваивается пространственная упорядоченность движения слева направо.
Использование дорожек при построении слуховых ритмических рядов (музыкальных инструментов, бытовых шумов) позволяет вычленять различные звучания из мелодического потока, дифференцировать их, сохранять последовательность звучаний. Так формируются зрительно-слуховые координации, развиваются функции удержания и распределения внимания. Ритмические трансформации, направленные на удержание заданного ритмического ряда и переключение его с одной модальности на другую, способствуют развитию функций активного внимания, мнестических процессов. Эффективно использование подобных упражнений на этапе автоматизации

поставленных звуков.
Первый блок упражнений  направлен на построение ритмического ряда. Второй блок упражнений направлен на установление ритмических координаций .

Организация и содержание II этапа

Основными задачами второго этапа являются:

1.Усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого —медленного — умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования);

2.Усвоение ритмического рисунка (соотношения длительности и пауз);

3.Формирование представления о ритмическом ударении.

Все упражнения первого этапа выполнялись в комфортном, привычном для ребенка темпе, с сохранением определенной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение темповых характеристик осуществляется на противопоставлении быстрого и привычного темпа, медленного и привычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребенка темпом.

Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голосовых модуляций, смены гласных, оппозиционных согласных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выделение паузы в ритмическом ряду любой модальности (зрительной, двигательной, слуховой и т. п.) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепенным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные — в виде поз и движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка. В ходе работы над просодическими компонентами речи (паузой, ударением) используются специальные знаки и условные обозначения, обеспечивающие зрительный контроль над организацией речевого потока. Эти упражнения способствуют развитию мелодико-интонационной стороны речи.

Организация и содержание III этапа

Задачи третьего этапа являются традиционными и потому наиболее разработанными в логопедической теории и практике. Наличие разнообразных пособий, содержащих практические упражнения, описание методов и приемов работы над слоговой и звукобуквенной структурой слова позволяет избежать излишней детализации материала и выделить в данном разделе лишь те формы работы, которые отражают целостность предлагаемой программы. Так, анализ ритмической и звукобуквенной структуры слова проводится с использованием опорных знаков (двигательных, зрительных, слуховых), которые были усвоены ребенком на первом и втором этапах работы. Затем эти упражнения включаются в работу по выделению морфологических признаков слова. Внимание ребенка привлекается к безударным частям слова — суффиксам и окончаниям, служащим для формирования грамматических форм и категорий.

Форма и способы предъявления заданий варьируются для читающих и не умеющих читать детей. Карточки со словами, рисунки-схемы предназначены для читающих детей. Предметные картинки, наглядные предметные схемы и схемы движений — для детей, не владеющих навыком чтения. Первый блок упражнений направлен на усвоение слогоритмической структуры слова. Второй блок упражнений направлен на слоговой и звукобуквенный анализ слова. Третий блок упражнений направлен на выделение морфологических признаков слова.

Коррекция нарушений фонематической стороны речи

Коррекция нарушений фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических процессов осуществляется с помощью системы специально подобранных игр и игровых упражнений.

Работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи проводится по следующим направлениям:

1. Фонематический слух:

- узнавание и дифференциация неречевых звуков;

- узнавание и дифференциация звуков речи по высоте, силе, интонации и тембру голоса.

2. Фонематическое восприятие:

- различение слов, близких по своему звуковому составу;

- различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков;

- дифференциация на слух сохранных звуков: по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости; в обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных, в словах и фразах.

3. Фонематический анализ и синтез:

- определение наличия звука в слове;

- вычленение звука в начале и в конце слова, определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

При формировании указанного действия предлагаются следующие задания:

  • выделить согласный звук в начале слова, выделить гласный звук в конце слова;
  • выделить гласный звук в положении после согласного в слоге;
  • определить последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

4. Фонематические представления:

- подбор слов на заданный звук и с заданным количеством звуков;

- подбор картинок на заданный звук;

- преобразование слов за счёт замены или перестановки одного звука или слога;

- составление слов из заданной последовательности звуков.

Формирование слоговой структуры слова

(восприятие и проговаривание лексических единиц)

Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.

Направления работы:

- идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);

- воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;

- произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

Развитие возможностей восприятия и проговаривания

последовательностей лексических единиц.

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности.

Направления работы:

- идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;

- воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);

- произнесение серий языковых единиц и оценка правильности.

Развитие возможностей восприятия и произношения слов

различной слоговой сложности.

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

-  определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;

- угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове, воспринимаемом на слух;

-  прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;

- слоговые трансформации в слове;

- структурное оформление лексических единиц различного слогового состава.

2.1.2. Описание содержания работы

Формирование пространственных представлений

и оптико-пространственной ориентации

Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле

Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

Игры и игровые упражнения: «Вот какие мы», «Наводим порядок», «Ладошки и следы», «Обезьянки», «Зарядка для кукол», «Кто где находится», «Далеко-близко».

Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве

Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.

Игры и игровые упражнения: «Расскажите, что видите», «Подберите дорожку», «Впереди-позади», «Живые вагончики», «Веселые игрушки», «Угадай игрушку», «Собери сказку», «Строим город», «Построим мостик».

Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве

Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: «впереди», «позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графомоторные навыки.

Игры и игровые упражнения: «Новый год», «Белка на елке», «Кот на лесенке», «Солнышко», «Солнечный зайчик», «Игрушки для зайчика», «Коврики», «Выбери дорожки».

Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных

параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других

характеристик движений)

Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров

общих движений и действий

Задачи: совершенствовать координацию общих движений; формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.

Игры и игровые упражнения: «Делай как я», «Движения животных», «Веселые инструмент», «Передай привет», «Танцующие снежинки», «Танец листьев», «Бабочки и цветы».

Совершенствование статической и динамической координации

движений пальцев рук

Направления работы:

- развитие переключаемости движений пальцев рук;

- развитие    темпоральных,    ритмических    параметров движений пальцев рук;

- формирование пространственной организации движений пальцев рук.

Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

Упражнения:

Упражнение 1

Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 2

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 3

Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному,   одно   прикосновение   большого   пальца   к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

Упражнение 4

Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).

Упражнение 5

Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 6

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 7

Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 8

«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

Упражнение 9

Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений

Направления работы:

- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

-  совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

-  выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);

- совершенствование пространственной организации движений и действий.

Задачи: развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; совершенствовать плавность и переключаемость движений; совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

Восприятие и воспроизведение ритма

Первый блок упражнений направлен на построение ритмического ряда

Цели:
Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения.
Формировать чередующийся ритм движений.
Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).
Формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов.

Воспроизводить линейный ритмический ряд, используя прием рисования.
Выделять заданную ритмическую цепочку в предлагаемом ряду (строке).


Второй блок упражнений (направлен на установление ритмических координаций) 
Цели:

Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.

Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.
Соотносить количество звуковых сигналов с количеством элементов зрительного ряда.
Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.
Соотносить ритм движений с ритмом звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
Соотносить ритм повторяющихся и чередующихся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного восприятия геометрических форм.
Соотносить ритм движений со слуховым ритмом.
Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Соотносить ритм движений с ритмом автоматизированных речевых рядов (пересчетом).
Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения движений и фонации.

Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения буквы и звука.
Соотносить ритмический зрительный ряд с речевым ритмом.
Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Соотносить речевой ритм со зрительно-двигательными координациями.
Соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями.

Третий блок упражнений направлен на усвоение способов трансформации
Цели:
Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).
Воспроизводить речевой ритмический ряд по двигательному образцу.
Воспроизводить ритмический ряд букв по образцу, заданному цветом.
Воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом.
Воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом.


Организация и содержание II этапа

Первый блок упражнений направлен на усвоение ритмических эталонов темпа
Цели:

Удерживать заданный темп движений.

Регулировать темп речедвигательных координаций.

Соотносить темп звучания со зрительно-двигательными координациями.
Регулировать речевой темп с помощью зрительно-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).
Второй блок упражнений направлен на формирование представлений о паузировании 
Цели:
Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.
Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду.
Выделять паузу в ритмическом слуховом ряду.
Выделять паузу в ритмическом речевом ряду.

Сохранять паузу при трансформации ритмических рядов.

Третий блок упражнений направлен на формирование представлений о ритмическом ударении

Цели:
Выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду, используя автоматизированные речевые ряды.

Выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду.
Выделять сильные доли в речевом ритмическом ряду.
Соотносить ритмическое ударение музыкальной фразы (марш, полька) с движением.
Соотносить силу голоса с амплитудой движения.
Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей.
Сохранять чередование сильных и слабых долей при трансформации ритмического ряда.
Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей.
Формировать представление о ритмическом ударении в слоговых рядах.
Выделять ключевое слово в ритмизированной стихотворной речи.

 Изменять силу голоса с опорой на зрительно-двигательные координации.
Воспроизводить ритмический ряд с опорой на условные обозначения.

                        Организация и содержание III этапа

Первый блок упражнений направлен на усвоение слогоритмической структуры слова

Цели:
Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор.

Составлять ритмическую схему слова.
Соотносить слова с заданной ритмической схемой.
Дифференцировать слова с различной слогоритмической структурой.
Дифференцировать слова в соответствии с заданными ритмическими схемами.
Выделять заданное слово из ряда букв.
Второй блок упражнений направлен на слоговой и звукобуквенный анализ слова
Цели:

Воспроизводить слоговую структуру слова с опорой на движение.
Соотносить слова со схемой, выполненной из гласных букв.
Составлять схему слоговой структуры слова.
Дифференцировать слова в соответствии со схемами, выполненными из гласных букв.
Различать слова-паронимы.
Третий блок упражнений направлен на выделение морфологических признаков слова
Цели:
Выделять заданный слог в структуре слова.
Выделять ударный слог в структуре слова.
Определять место заданного слога в структуре слова.
Изменять местоположение ударного слога в структуре слова.
Составлять слово из заданных слогов.
Изменять ритмическую структуру слова, используя заданный алгоритм.

Коррекция нарушений фонематической стороны речи

Коррекция нарушений фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических процессов осуществляется логопедом с помощью системы специально подобранных игр и игровых упражнений.

Фонематический слух

Работа над фонематическим слухом на материале  неречевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию умения дифференцировать звуки речи (таблица 1).

Развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков

Таблица 1

Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания, слуховой памяти

Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания

Дифференциация неречевых звуков по ритму звучания

Дифференциация неречевых звуков по силе звучания

Игра «Отгадай звучащий предмет»

Игра «На лесной опушке гуляют разные зверушки»

Игра «Повтори за мной»

Игра «Большой или маленький?»

Игра «Прислушаемся к звукам»

Игра «Быстро или медленно?»

Упражнение «Телеграфист»

Игра «Поищи!»

Игра «Отгадай, что звучит?»

Игра «В окна дождик гулко стукал»

Упражнение «Композитор»

Игра «Звери идут на водопой»

Игра «Найди одинаковые звуки»

Игра «Испугались зайца»

Игра «Сосчитай котят»

Игра «Угадай, кто играл?»

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Игра «Сравни звуки»

Игра «Ритмическое эхо»

Игра «Паровоз или паровозик?»

Игра «Поставь по порядку»

Игра «Солнце или дождик?»

Игра «Молоточки»

Игра «Ветер и птички»

Игра «Какие часы тикают?»

Игра «Дятел»

Игра «Пожарная или скорая»

Игра «Кто стучится в дверь»

Игра «Звуки дома»

Игра «Весенняя капель»

Работа над фонематическим слухом на материале речевых звуков

На данном этапе логопедического воздействия продолжается работа по коррекции нарушений фонематического слуха. Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности дифференцировать речевые звуки по высоте, интонации, силе и тембру голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (таблица 2).

Развитие фонематического слуха на материале речевых звуков

Таблица 2

Дифференциация речевых звуков по высоте голоса

Дифференциация речевых звуков по силе голоса

Дифференциация речевых звуков по тембру голоса

Дифференциация речевых звуков по интонации

Игра «Угадай, кто кричит?»

Игра «Далеко-близко!»

Игра «Учёный пёс»

Игра «Отгадай, кто говорит»

Игра «Медвежонку спать пора»

Игра «В больнице»

Игра «Угадай по голосу»

Игра «Хорошо»

Игра «Три медведя»

Игра «Волк пришёл!»

Игра «Отгадай, кто я?»

Игра «Кто это сказал?»

Игра «В комнату залетел комар»

Игра «Плим»

Игра «Петя, петушок, выгляни в окошко»

Игра «Это разное слово «Да»

Игра «Отгадай, кто это говорит?»

Игра «Тише, мыши, кот на крыше»

Игра «Кошка и мышки»

Фонематическое восприятие

В процессе логопедической работы на данном этапе проводится коррекция нарушений фонематического восприятия на материале слов, близких по звуковому составу. С этой целью используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Затем приступают к дифференциации слогов. При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, используется такие приёмы, как повторение серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далёкими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры: открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Заключительным этапом логопедического воздействия по развитию фонематического восприятия является дифференциация фонем. Коррекционная работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки, звуки в слогах, словах (таблица 3).

Таблица 3

Обучение дифференциации слов слогов звуков

Развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Упражнение «Найди лишнее слово»

Игра «Эхо»

Игра «Угадай, кто это был?»

Игра «Путаница»

Игра «Барабашка»

Игра «Охотники за звуками»

Игра «Найди нужную картинку»

Игра «Починим испорченный телефон»

Упражнение «Звуки перепутались»

Игра «Подбери по звучанию»

Игра «Медвежонок»

Игра «Разноцветные флажки»

Упражнение «Одина-ковые или разные?»

Игра «Какой слог отличается?»

Игра «Рассели картинки по домикам»

Игра «Подбери посуду»

Игра «Путешествие звуков «С» и «Ш»

Игра «Весёлые гномы»

Игра «Измени картинки»

Игра «Птичка»

Игра «Варенье для Винни-Пуха»

Игра «Что бы мог нарисовать художник?»

Игра «Угощение для Маши и Мити»

Игра «Найди нужные предметы»

Игра «Футбол»

Игра «Придумай похожее слово»

Игра «Маленькие домики»

Упражнение «Найди неправильное слово»

Игра «Чьи вещи?»

Упражнение «Юный поэт»

Игра «Юные фотографы»

Игра «Слушайте внимательно»

Игра «Незнайкины картинки»

Звуковой анализ и синтез

Система логопедической работы по обучению звуковому  анализу и синтезу предусматривает определённую последовательность речевого материала:

а) ряд гласных звуков;

б) слоги без стечения согласных;

в) слоги со стечением согласных;

г) слова без стечения согласных;

д) слова со стечением согласных.

Логопедическая коррекция по данному разделу осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

В процессе работы детям предлагается выполнить следующие задания:

- выделение (узнавание) звука на фоне слова;

- вычленение звука в начале, в конце слова; определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова) на слух и с помощью картинок;

- определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам (придумать слова, отобрать картинки с определённым количеством звуков)

Упражнения и игры по обучению звуковому анализу и синтезу представлены  в таблице 4.

Обучение звуковому анализу и синтезу

Таблица 4

Развитие фонематического анализа и синтеза Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове

Вычленение звука в начале и конце слова, определение его местоположения

Определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам

Упражнение «Устный словарный диктант»

Упражнение «Какой первый звук в слове?»

Игра «Раздели большое слово»

Игра «Волшебные ключики»

Упражнение «Выдели первый звук»

Игра «Звуковые облака»

Упражнение «Найди общий звук»

Упражнение «Нарисуй последний звук»

Игра «Сколько кружков – столько слогов»

Игра «Где спрятались звуки?»

Упражнение «Подбери к картинке схему»

Игра «Выставка цветов»

Игра «Кто внимательнее?»

Игра «В каком слове спрятался звук?»

Игра «Разложи картинки»

Упражнение «Один – много»

Упражнение «Есть звук или нет?»

Игра «Пирамида»

Игра «Какой звук одинаковый?»

Игра «Нарисуй дорожку»

Упражнение «Дразнилки»

Упражнение «Выбери картинки»

Игра «Рассели картинки по этажам»

Игра «Собираем урожай»

Игра «Веселое путешествие»

Игра «Куда сядет бабочка?»

Игра «Перед-между-после»

Игра «Какой звук потерялся?»

Игра «Звуковая дорожка»

Игра «Подбери слово к схеме»

Игра «Звуковые фишки»

Игра «Отгадай слово»

Игра «Звуковой самолет»

Игра «Исправь ошибку»

Развитие фонематических  представлений

Логопедическая работа по данному разделу предполагает коррекцию нарушений фонематических представлений посредством:

- подбора слов на заданный звук и с заданным количеством звуков;

- подбора картинок на заданный звук;

- преобразования слов за счёт замены или перестановки одного звука или слога;

- составления слов из заданной последовательности звуков

Упражнения и игры по развитию фонематических представлений  представлены в таблице 5.

Упражнения и игры по развитию фонематических представлений

Таблица 5

Развитие фонематических представлений Подбор слов на заданный звук и

с заданным количеством звуков

Подбор картинок на заданный звук

Преобразование слов за счёт замены или перестановки одного звука или слога

Составление слов из заданной последовательности звуков

Игра ««Едем в отпуск»

Игра «Соедини картинки»

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Игра «Придумай но-вое слово»

Игра «Звуковая цепочка»

Игра «Кто полетит на Луну?»

Игра «В зоопарке»

Игра ««Словесная цепочка»

Игра «Подбери слово»

Игра «Подбери слова к картинке»

Игра «Придумай «солёное» слово»

Игра «В магазине»

Игра «Расшифруй слова»

Игра «Ромашка»

Игра «Угадай предмет»

Формирование слоговой структуры слова

Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных

лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.

Направления работы:

- идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);

- воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия (фонетическая ритмика);

- произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

Развитие возможностей восприятия и произношения слов

различной слоговой сложности

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

-  определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;

- угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове, воспринимаемом на слух;

-  прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;

- слоговые трансформации в слове;

- структурное оформление лексических единиц различного слогового состава.

Игры и упражнения представлены в приложении 2.

Отработка слоговой структуры слов при  использовании  

лексико-грамматических конструкций, чистоговорок,  предложений, текстов

Цель: обучение детей грамотному  использованию  всех  частей  речи,  построению  распространенных предложений.

Направления работы:

- формирование и совершенствование лексико-гамматического  строя речи с использованием слов усвоенной слоговой структуры;

- проговаривание фраз и коротких текстов, сопровождаемых движениями (фонетическая ритмика).

2.1.3. Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса в группе состоит из трех блоков:

1. Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает:

совместную деятельность воспитателя с ребенком;

свободную самостоятельную деятельность детей;

логопедические пятиминутки;

индивидуальные логопедические занятия.

2. Второй блок (продолжительность с 9.00 до 12.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий.

3. Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов):

коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс;

самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.

Образовательная деятельность с детьми по программе рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (три в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня знаний и умений детей по всем разделам программы.

В летний период непосредственная образовательная деятельность не проводится. Вместо нее проводятся  спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии.

2.2. Программно-методический комплекс

1. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. / Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.  М.: Книголюб, 2005.

2. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет/ Четверушкина Н.С. -- М.: Гном Пресс, 2006.

3. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие / Г. В. Дедюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики./Костылева Н.Ю.  М.: —ТЦ Сфера, 2007.

5. От слова к фразе. / Новикова-Иванцова Т.Н. – ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида, 2006

6. Коррекция  нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. /Филичева Т. Б., Чиркина  Г. В. , Туманова  Т. В. Москва «Просвещение» 2008

7. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.

8. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовительный класс/ Крылова Н. Л. Писарева И. Б. Ефремова Л.Г. — М.: Просвещение, 1993.

9. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей./ Большакова С. Е. :  Методическое пособие.  — М.: ТЦ Сфера, 2007.

10. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей/ Агранович 3. Е. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.— 48 с.

2.3. Помещения, территория детского сада, среда ближайшего окружения, используемые в образовательном процессе

        Особенности работы по коррекции слоговой структуры слова предполагают вовлечение в работу всех специалистов детского сада. Поэтому в образовательном процессе задействовано  максимальное пространство детского сада: логопедический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал.

В логопедической группе насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая потребностям детского возраста. Пространство групп организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

2.4. Взаимодействие с родителями

Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями осуществляется с помощью коллективной и индивидуальной  форм работы.

Коллективные формы работы учителя-логопеда ДОУ с семьей:

  1. Групповые родительские собрания.

Собрания проводятся три раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Важная задача – включить родителей в ту или иную предложенную им работу. Логопед и воспитатель разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов.

2. Консультации и семинары.

3. Использование информационно-коммуникативных технологий.

Возможность использования в работе новых информационных технологий: интернет, электронная почта позволяет родителям знакомиться на сайте нашего детского сада с содержанием коррекционной работы с дошкольниками, получать консультационную помощь, быть в курсе новых событий.

4. Совместная деятельность.

Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда ДОУ с семьей   позволяют учителю-логопеду установить более тесный контакт с семьей каждого ребенка. С родителями проводится такая индивидуальная работа как анкетирование, беседы, индивидуальные практикумы, работа с тетрадью домашних заданий, знакомство с библиотекой игр и упражнений.  Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Расписание коррекционно-развивающей  деятельности

        Логопедическая коррекционно-развивающая деятельность  осуществляется в группе компенсирующей направленности и в логопедическом кабинете. В группе проводятся групповые, подгрупповые логопедические занятия согласно расписанию и логопедические пятиминутки перед завтраком. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с 8.00. до 12.00. часов.

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

Расписание непрерывной образовательной деятельности (логопедические занятия)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Подгрупповое занятие 9.00

Речевое развитие  9.00

Подгрупповое занятие 9.35

Подготовка к обучению        грамоте  9.00

Речевое развитие  9.00

Подготовительная группа к школе группа (с 6 до 7 лет)

Расписание непрерывной образовательной деятельности (логопедические занятия)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Речевое развитие 9.00

Подготовка к обучению        грамоте  9.00

Подгрупповое занятие 9.00

Речевое развитие 9.00

Подгрупповое занятие 9.00

3.2. Условия и средства реализации программы, оформление предметно-пространственной среды

В логопедическом кабинете:

В логопедическом кабинете развивающая предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи,  обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

1. Технические средства: компьютер.

2. Подборка музыкальных композиций.

3. Картинный материал для обследования и формирования слоговой структуры слова  (Г.В.Бабина, Н.Ю.Шарипова).

4. Пособия для преодоления нарушений слоговой структуры слова «Кнопочки», карты для формирования слогов разной структуры (по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н.)

5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

6. Пособия для работы с ритмами (карты ритмов, счетные палочки, набор геометрических фигур разного цвета, музыкальные инструменты).

7. Слоговые таблицы.

8. Картинки для различения слов, сходных по произношению.

9. Шумовые игрушки с разными наполнителями.

10. Пособия для логопедических подвижных игр.

11. Альбом с дидактическими играми  для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

12. Демонстрационный и раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений.

13. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

14. Альбом по коррекции речи с помощью метода наглядного моделирования.

15. Настольные игры по изучаемым лексическим темам.

16. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.

17. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

18. Таблицы для составления описательных рассказов.

19.Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.

20. Набор масок, игрушек, используемых в коррекции речи дошкольников.

В группе:

Технические средства обучения: телевизор, магнитофон.

В качестве центров развития выступают:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок для театрализованных игр;

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда  выступает  как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

В музыкальном зале:

  • русские народные инструменты, костюмы для детей, атрибуты для народных игр;
  • атрибуты  для  танцев  разной тематики (флажки, цветы, снежки, листочки, веточки, ленточки и др.)
  • подбор музыкальных произведений;
  • технические средства обучения: проектор, экран, микшерный центр.

В спортивном зале:

Спортивный зал оснащен необходимым  оборудованием – дугами, конусами, гимнастическими палками, мешочками с песком, «камушками», мячами, лестницей для лазания и др. Для проведения ритмики для детей приготовлены платочки, флажки,  ленточки разной длины. Для обучению ориентации в пространстве используется пособие «Парашют».  Подготовлено много нестандартного оборудования: палочки из пробок, пособия «ножки», «ладошки», яйца от киндер-сюрприза, самодельные степы для степ-гимнастики. Технические средства обучения: магнитофон.

Приложения

Приложение 1

Обследование состояния слоговой структуры слова

и предпосылок ее становления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Задачи диагностики:

1. Исследовать возможности  воспроизведения ритмических структур.

2. Оценить способность ориентироваться в пространстве.

3. Оценить возможности повторения ряда слогов  (слуховая чувствительность).

4. Выявить особенности слогового оформления слов разной степени сложности.

Исследование возможности  воспроизведения ритмических структур.

1. Восприятие ритмов:

- послушай удары и найди их на карточке (предлагаются на выбор две карточки, уточняем с ребенком условные обозначения: палочка – громкий удар, дуга – тихий удар, паузы между ударами); для восприятия предлагают сначала изолированные удары ( /// ), серии ударов ( // // /// ), акцентированные удары (громко громко тихо тихо).

2. Воспроизведение ритмов:

- послушай удары и отстучи их сам (предлагаем материал в том же порядке).

Оценивание: Отслеживаем способность передать количество ударов, силу удара, соблюдение пауз.

Критерии оценки:

3 балла — точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления.

2 балла — правильное воспроизведение после второго предъявления.

1 балла — появление ошибок после первого и второго предъявления.

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

Оценивание способности ориентироваться в пространстве.

1. Ориентировка в схеме собственного тела:

 - послушай и выполни задние: руки вверх, руки в сторону, руки вперед, руки назад.

 -         покажи правой рукой правый глаз (правое ухо, правое колено…)

 -         покажи левой рукой левый глаз (левое ухо, левое колено…)

2.         Ориентировка в ближайшем пространстве:

 - что на столе ближе к тебе, справа от тебя, что слева, что дальше от тебя.

3.         ориентировка в дальнем пространстве

- пройдись по кабинету; что перед тобой, что позади тебя, что слева от тебя, что справа.

Критерии оценки:

3 балла — правильное выполнение всех заданий;

2 балла — выполняет 50% заданий;

1 балл — частичное выполнение заданий;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

Оценка возможности повторения ряда слогов.

Просим ребенка повторить цепочку слогов (если три слога воспроизвести трудно, предложить цепочку из двух слогов).

Слоги из разных гласных и согласных: ПА-ТУ-КО,  ТА-ПУ-БО,  ДА-ТУ-ПО.

Слоги из разных согласных и одинаковых гласных:    КА- ГА- ДА,    ПО-КО-ХО,     БУ-ПУ-ГУ.

Слоги из одинаковых согласных и разных гласных:    ПА-ПО-ПУ,     БА-БУ-БО,      КУ-КА-КО.

 Одинаковые слоги, произносимые с разной силой голоса:    та-ТА-та,     ТА-та-та,     та-та-ТА.

Критерии оценки:

3 балла — правильно повторяет все ряды слогов во всех  пробах.

2 балла — не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1,2, 3 пробу из двух слогов.

1 балл— не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но частично выполняет пробы из двух слогов.

0 баллов — не справляется со всеми пробами или отказывается  выполнять задания.

Оценка произношения слов различной структурной сложности.

Ребенку предлагаются для называния предметные картинки, затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особенно отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет.

Исследование сформированности слоговой структуры слов 1—3 классов

(по Марковой А.К.)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

1 класс — двусложные слова из открытых слогов: вода, муха, зубы;

2 класс — трехсложные слова из открытых слогов: собака, ягоды, молоко;

3 класс — односложные слова: мяч, дом, нос.

2) Инструкция: «Назови картинки».

1 класс, 2 класс, 3 класс: лыжи-машина-кот,   мыло-лопата-лес, пила-корова-нож.

Критерии оценки:

3 балла — правильно воспроизводит слоговую структуру всех слов;

2 балла — слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается

1 балл — некоторые слова  искажает, искажает звуконаполняемость слов;

0 баллов — искажение слоговой структуры большинства слов или всех слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

Исследование сформированности слоговой структуры слов 4—6 класса.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс — двусложные слова с закрытым слогом: веник, утюг, паук;

5 класс — двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо;

6 класс — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, поднос, компот.

2) Инструкция: «Назови картинки».

4 класс, 5 класс, 6 класс: лимон-мышка-фартук,   топор-кошка-альбом,  пенал-вилка-тетрадь.

Критерии оценки:

3 балла — правильно воспроизводит слоговую структуру всех слов;

2 балла — слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается;

1 балл — некоторые слова  искажает, искажает звуконаполняемость слов;

0 баллов — искажение слоговой структуры большинства слов или всех слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

Исследование сформированности слоговой структуры слов 7—9 класса.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс — трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, помидор, ананас.

8 класс — трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, ананас.

9 класс — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, кузнечик, осьминог.

2) Инструкция: «Назови картинки».
7 класс, 8 класс, 9 класс: телефон-конфеты-памятник, огурец-рубашка-цыпленок, самолет-котлеты-карандаш.

Критерии оценки:

3 балла — правильно воспроизводит слоговую структуру всех слов;

2 балла — слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается;

1 балл — некоторые слова  искажает, искажает звуконаполняемость слов;

0 баллов — искажение слоговой структуры большинства слов или всех слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

Исследование сформированности слоговой структуры слов 10—13 классов.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс — трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, игрушка;

11 класс — односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

флаг, хлеб, волк;

12 класс — двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, штанга, гнездо;

13 класс — четырехсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, кукуруза.

2) Инструкция: «Назови картинки.
10 класс, 11 класс, 12 класс, 13 класс: кисточка-стол-клетка, черепаха-лампочка-стул, краски-гусеница-корзинка,  ключ-кнопка-пирамида.

Критерии оценки:

3 балла — правильно воспроизводит слоговую структуру всех слов;

2 балла — слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается;

1 балл — некоторые слова  искажает, искажает звуконаполняемость слов;

0 баллов — искажение слоговой структуры большинства слов или всех слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

 Приложение 2

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)

Упражнение 1

Вариант 1.

Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины.

Вариант 2.

Определение силы звучания языковых единиц, показ символа (будильник - громкий звук, снежинка - слабый звук) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой.

Упражнение 2

Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).

Упражнение 3

Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки.

Ход упражнения. У каждого ребенка - один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая - длинного (2), например: еж, бегемот. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:  «Посмотрите на картинки,  назовите слово, подходящее для символа».

Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку.

Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:  «Назовите картинку,  выберите символ для слова».

Речевой и картинный материал:

1) еж, дом, пух, мех, кот, кит, бык, вол, пол, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, лист, мост, куст, зонт, кекс и т.п.;

2) бегемот, самолет, самокат, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток, колобок, носорог, бабочка, лягушка, дельфины, пуговица, гусеница, черепаха, карусели, велосипед и т.п.

Упражнение 4

Оценка правильности подбора символа к предложенной языковой единице.

Ход упражнения. Каждый ребенок называет гласный звук (слог, слово) различной длины звучания. Логопед в произвольном порядке выбирает символ для произнесенной языковой единицы. Дети выполняют инструкцию, а затем определяют, правильно ли подобран символ.

Инструкция: 1) «Произнесите звук (слог) коротко или длительно»; «Произнесите длинное (короткое) слово;

2) «Определите, подходит ли флажок к этому звуку (слогу, слову)».

Упражнение 5

Оценка соответствия длины языковой единицы и символа.

Ход упражнения. На магнитной доске - предметная картинка (например,  кот) и символ,  обозначающий длину слова (например, длинный флажок). Дети выполняют инструкции.

Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются.

Инструкции: «Произнесите название картинки. Это длинное слово или короткое? Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный».

Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.

Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей

лексических единиц

Упражнение 1

Определение количества коротких (длинных) языковых единиц (у-у-у) и выкладывание соответствующего числа символов (кружков, квадратиков и т.д.).

Упражнение 2

Воспроизведение количества коротких (длинных) языковых единиц (о-о-о) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов.

Упражнение 3

Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по силе языковых единиц:

1)        произнесение заданной серии звуков, слогов;

2)        выкладывание  символов  (высокая  елочка,   низкая елочка, высокая елочка...), хлопки, игра на музыкальных инструментах.

Упражнение 4

Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по длительности звуков:

  1. произнесение заданной серии звуков, слогов, слов;
  1. выкладывание символов, игра на музыкальных инструментах.

Упражнение 5

Анализ и воспроизведение темпа звуковой серии на основе:

  1. сочетания услышанных серий языковых единиц и
    зрительного восприятия символических изображений;
  1. слухового восприятия серий языковых единиц.

Упражнение 6

Анализ и воспроизведение содержащих паузы последовательностей звуков, вначале одинаковых (и...и-и), затем разных (а...и-и) на основе:

  1. слухового восприятия;
  2. зрительного восприятия схемы.

Упражнение 7

Подбор зрительной схемы к воспринимаемым на слух сериям.

На доске - два-три варианта схем ритмического рисунка

Дети слушают и выполняют инструкцию. Инструкция: «Подбери к песенке нужную схему».

Развитие возможностей восприятия и произношения слов

различной слоговой сложности

                                       Игры и игровые упражнения

Есть или нет?

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию. 

Инструкция: «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть лунА? А лУна?»

Речевой материал: лунА, лУна, лАпа, лапА, пилА, пИла, лисА, лИса, тУча, тучА, ногА, нОга,

Картинный материал: луна, лапа, пила, лиса, туча, нога, голова.

Бывает - не бывает?

Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»

Примерный речевой материал: басака - собака, магазан -магазин, самалат - самолет, газема — газета, теле-фан — телефон, тапата - лопата, масалет - самолет, равабей - воробей, тамалок - молоток.

Найди слово

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: <лисак>. Покажите подходящую картинку».

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука;

б)  перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо - молоко, басака - собака, рагуда -радуга, бугама - бумага, велописет - велосипед, тевелизор - телевизор, бемигот - бегемот;

в)  перестановка звуков: чашак - чашка; тывка — тыква; фрутки - фрукты; порав - повар.

Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово

(на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: бума..., забо...».

Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей:

-два слога в трехсложных словах,

-два слога (затем три слога) в четырехсложных словах,

-один слог в двусложных (затем трехсложных и четырехсложных) словах. 

Угадай начало слова

(на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: <...бина, ...тошка, ...шонок>».

Картинный материал: нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.

Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов:

- два слога в трехсложных словах,

-три слога (затем два слога) в четырехсложных словах,

-один слог в двусложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.

Чем похожи слова?

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия   которых   имеют   одинаковую   финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? (Разное начало.)»

Речевой и картинный материал: цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.

Поменяй местами части слова

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.

Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».

Речевой материал: дыра (рады); насос (сосна);  лама (мала); банка (кабан); чайка (качай); лыжи (жилы).

Добавлялки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар.

Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. <Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот). Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот>».

У Антошки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы. Все вместе произносят названия картинок.    Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение».

Речевой и картинный материал:

У Антошки на полках ... (книжки, газеты, открытки, журналы).

У Антошки в кармашках  ... (печенье,  баранки, пряники, конфетки).

У Антошки есть игрушки ... (самокат, самолет, велосипед, вертолет).

Антошке снится вкусный сон ... (апельсин, мандарин, банан, лимон).

Антошка посадил на клумбе ... (ландыши, ромашки, лютики и кашку).

Антошка увидел ... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д.

Картинный материал указан в скобках.

Кто кем был?

Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?»

Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...

Развитие слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Слоговая структура слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллек...