Развитие слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
статья (подготовительная группа)

Дутова Анастасия Александровна

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».

     Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в дошкольной образовательной организации и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

     Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т.д, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

     Как и при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

     Формирование слоговой структуры соотносится с усвоением лексико-грамматической стороны речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением.

Игры для развития слоговой структуры слова.

  1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания.

«Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?».

  1. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над
    сложным).

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма:

  • отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов;
  • хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике
    (сколько точек на карточке);
  • сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять
    карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
  • воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку.
  1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений: «Где начало, середина, конец», «Кто стоит перед, кто стоит за, кто стоит после?», «Кто первый, а кто последний?», «Назови соседей» (числа, части суток, длни недели, времена года).
  2. Игры, направленные на фонематический и слоговой анализ слов.

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

Деление слов на слоги: произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Игра «Запиши цифру»: ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует взрослый).

Игра «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько
равных частей, сколько слогов в слове, назвать каждый слог.

Игра «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (разложить картинки на нужный «этаж» дома).

Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

Игра «Доскажи словечко»: дополнить данные слоги другими слогами, чтобы получилось слово. Например: слог ША - ша(рик), ша(лаш), ша(ги) и т.д.

Игра «Сложи слово»: из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

Игра «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

Игра «Путаница».

Взрослый: «Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться». Словарный материал: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо), мотолок (молоток), равона (ворона) и т.д.

Игра «Чудесный мешочек»: в мешочек опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы (или сами предметы небольшого размера), ребёнок вынимает картинку и называет предмет, который нарисован. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше тот выиграл.

Игра «Доскажи словечко» - для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья.

Односложные слова:

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты ...

(спишь).

Эй, давай играть в футбол!

Забивай в ворота ...

(гол).

Двусложные слова.

Заглянула в дверь коза —

Очень грустные ...

(глаза).

По ночам сове не спится,

Ведь сова — ночная ...

(птица).

Трехсложные слова.

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ...

(лисица).

На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и ...

(синицы).

Четырехсложные слова.

А рядом бегемотики

Схватились за ...

(животики).

Елка, елка, елочка —

Колкая ...

(иголочка).

  1. Игры с буквами.

Игра «Подбери картинку к слогу».

Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок

 Игра «Воздушные шарики».

Ход:  на доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары, соединяют правильно, что бы получилось слово.

Игра «Цепочка слов».

Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие слова спрятались.

Игра «Собери из букв слова».

Ход: детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой выкладываются слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает звёздочку.

Игра «Лишний слог».

Ход: детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово, определяя лишний слог.

Игра «Деформированный текст».

Ход: детям предлагается составить предложение из слов.

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает.

На, ребята, пошли, прогулку.

Игра «Запомни, положи, повтори».

Ход: взрослый называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Программа учитывает общность развития нормаль...

Слоговая структура слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллек...

Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...