Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для воспитанников с ТНР «Дикие животные нашего леса»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пичугина Марина Михайловна

Данный конспект занятия предназначен для учителей-логопедов старшей группы, но могут применять и воспитатели логогрупп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия «Дикие животные нашего леса»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;
  • учить различать глаголы единственного и множественного числа;
  • упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными;
  • Расширять словарь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: пособие «Кто спрятался?», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «лось», «белка»; картинки с изображениями зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат; разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Организационный момент

  • Упражнение «Кто спрятался за деревом»

На доске пособие «Кто спрятался?»

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто спрятался за деревом? (За деревом спрятался …)

2. Знакомство с темой занятия

Логопед: Я приглашаю вас в путешествие в лес в гости к разным диким животным.

II. Основная часть

  1. Отгадывание загадок

Логопед: Вот лес. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте. Тогда узнаете, кто живет в лесу. (картинки животных)

1) Белый, ушастый, по лесу шастал,

Путал следы от рыжей беды. (Заяц)

2) Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…(Белочка)

3) Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.(Еж)

4) Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьев,

Отгадайте, кто таков? (Медведь)

5) Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (Лиса)

2. Объяснение нового материала

  • Д/и«Составь картинку из частей»

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

  • Д/у «Назови семейку»

Волк, волчица, волчонок - это волчья семья.

Заяц, зайчиха, зайчонок - это заячья семья.

 Медведь, медведица, медвежонок - это медвежья семья.

Лис, лиса, лисенок-лисья семья.

Белка, бельчонок- беличья семья.

Ёж, ежиха, ежонок - это ежиная семья.

Лось, лосиха, лосёнок - это лосиная семья.

Барсук, барсучиха, барсучонок - это барсучья семья.

  • Д/у  «Следы зверей»

Логопед:Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)

Логопед: Как сказать по-другому?(Следы зайца – заячьи следы,следы лося – лосиные следы,следы белки – беличьи следы, следы волка – волчьи следы)

  • Д/и «Найди свой домик»

На столе лежат у  нескольких детей предметные картинки.

Логопед: Это нора. Кто живет в норе? (Я лиса. Я живу в норе).

Логопед: Кто живет в логове? В берлоге? В дупле? 

Игра повторяется с другими детьми.

3. Физминутка «Заячья зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок.    (присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.  
(присесть, подпрыгнуть)
А лисята, как проснутся,  
(потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться,  
(потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть,  
(открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.  
(движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут    
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут.  
(подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый,    
(руки согнуты в локтях  перед собой; ноги на ширине плеч; переступая  с ноги на ногу, раскачивать туловище в стороны)
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало  -   
(хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!  
(шагать на месте)

4.Составление описательных рассказов о диких животных

Логопед: Давайте расскажем о наших диких животных. Нам поможет план-схема.

План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Как зовут детеныша?

Пример описательного рассказа.

Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета. У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий. Дома нет, спит под деревом. Лось  – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев. Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

 Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый.  Шерсть густая, лохматаяХвостик маленькийМедведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он  любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени  медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата. Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

III. Итог.

Логопед:  Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.

Логопед: Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили?

Логопед: Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР: «Дикие животные наших лесов»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи ...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Домашние животные и их детеныши"....