Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нина Юрьевна Протасова

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Домашние животные и их детеныши".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние животные и их детеныши».

Цель: закрепить названия домашних животных и их детенышей в лексико – грамматических конструкциях.

Задачи:

коррекционно-образовательная: учить правильно называть домашних животных и их детенышей; обучать словообразованию путем сложения двух слов; учить подбирать однокоренные слова; закреплять работу по отработке приставочных глаголов и предлогов;

коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику и зрительную координацию; развивать умение  выделять части тела животного;

коррекционно - воспитательная: воспитывать умение бережно относиться к животным,  умение выслушивать ответы сверстников во время занятия.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки  (карточки домашних животных и их детенышей; лошадь, жеребенок, кот, свинья; конюшня, свинарник, коровник, овчарня, конура, козлятник; картинки с котом в движении; карандаши).



Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с Вами отправимся в гости к хозяину фермы! Как Вы думаете, кого мы увидим на ферме?

Дети: - Домашних животных.

Логопед: - Правильно и  нас ждет много интересных заданий с животными. Вы готовы? Хорошо, отправляемся в гости.

- Для начала нам нужно угадать, какие животные там живут. У Вас на столах карточки с изображением животных и их детенышей. Я буду загадывать загадки, а Вы когда угадаете, соединяйте линией  животное - маму и ее детеныша.

Логопед: - Первая загадка:

- Иго – го, - заржал ребенок,

Значит, это …?

Дети: - Жеребенок.

Логопед: - Еще раз хором проговорим -  жеребенок. Соединяем линией кого? Дети: - Маму лошадь и ее детеныша – жеребенка.

Логопед: - Му – у, - мычит в хлеву ребенок.

Это маленький…?

Дети: - Теленок.

Логопед: - Соединяем линией кого?

Дети: - Маму корову и ее детеныша – теленка.

Логопед: - Чей- то маленький сынок

Вдруг залаял:

- Я Гав, гав…?

Дети: - Щенок.

Логопед: - Соединяем линией кого?

Дети: - Маму собаку и ее детеныша – щенка.

Логопед: - Хрю, - захрюкали ребята.

Значит, это…?

Дети: - Поросята.

Логоед: - Соединяем линией кого?

Дети: - Маму свинью и ее детеныша – поросенка.

Логопед: - Ме- е, - заблеял вдруг ребенок.

Это маленький …?

Дети: - Козленок.

Логопед: - Соединяем линией кого?

Дети: - Маму козу и ее детеныша – козленка.

Логопед: - Мяу, - замяукали ребятки –

Узнаете? Мы - …?

Дети: - Котятки.

Логопед: - Соединяем линией кого?

Дети: - Маму кошку  и ее детеныша – котенка.

Логопед: - Бе – е, - заблеял вдруг ребенок.

Это маленький …?

Дети: - Ягненок.

Логопед: - Соединяем линией кого?

Дети: - Маму овцу  и ее детеныша – ягненка.

Логопед: - Спасибо, всех угадали.

 Обучающий этап.

Сообщение темы.

Логопед: - Сегодня на ферме мы будем знакомиться, как Вы уже поняли, с домашними животными и их детенышами. Познакомимся с домиками, в которых они живут.

- А сейчас поиграем в игру «Соедини в одно слово».

- Посмотрите, у жеребенка ноги какие?

Дети: - Длинные.

Логопед: - Давайте превратим «длинные ноги» в одно «слово – признак». Жеребенок какой тогда будет?

Дети: -  Длинноногий (хоровое проговаривание).

Логопед: - У лошади длинный хвост, посмотрите.

Логопед: - Превращаем «длинный хвост» в одно слово.

Дети: - Длиннохвостая (хоровое проговаривание).

Логопед: - У лошади черная грива, значит она будет ?

Дети: -  Черногривая (хоровое проговаривание).

Логопед: - Посмотрите на эту лошадь. У нее белая грудь, как скажем по - другому?

Дети: - Она белогрудая (хоровое проговаривание).

Логопед: - Молодцы, спасибо.

- А сейчас поиграем в другую интересную игру «Покажи наоборот».

- Ваша задача подобрать не только слово – наоборот (антоним), но и показать жестами, мимикой или выделить своим голосом.

Логопед: - Корова большая, а теленок?

Дети: - Маленький (ответ и показ желающего ребенка).

- Баран грустный, а ягненок – (веселый).

Логопед: - Пес храбрый, а щенок?

Дети:  - Трусливый.

Логопед: - У козы длинные рога, а у козленка?

Дети: - Короткие.

Логопед: - Козел сильный, а козленок?

Дети:  - Слабый.

Логопед: - Кот ленивый, а котенок?

Дети:  - Игривый, подвижный, разные варианты детей.

Логопед: - Молодцы, ребята. Все поучаствовали.

Физкультминутка (упражнения для общей, мелкой моторики, соответствующие лексической теме занятия).

Логопед: - Немного отдохнем и посмотрим, как домашние животные передвигаются.

- Представьте, что Вы очутились на сказочной поляне.

- За мамой коровой плелся теленок (имитация движений).

За мамой козой прыгал козленок.

За мамой овечкой бегал ягненок.

За мамой кошкой крался котенок.

За мамой лошадкой скакал жеребенок.

- Спасибо, садимся и продолжаем дальше.

- Ребята, давайте вспомним и вместе проговорим, какие жилища (домики) строит человек домашним животным? Будем говорить полным предложением, например:  Для коров строят – коровник (хоровое проговаривание). Смотрите на картинки.

 Логопед: - Для свиней строят  – свинарник (хоровое проговаривание).

- Для лошадей строят – конюшню (хоровое проговаривание).

-Для овец строят  –  овчарню (хоровое проговаривание).

- Для собак строят – конуру (хоровое проговаривание).

- Для коз строят – козлятник (хоровое проговаривание).

- Молодцы, назвали и проговорили все домики для домашних животных.

- Ребята, чтобы не обидеть еще одно наше всеми любимое домашнее животное – кота, поиграем в игру «Что сделал кот?»

- Для начала,  вспомним, где живет кот?

Дети:  - Дома.

Логопед: - Понаблюдаем за жизнью кота, а Ваша задача называть слова – действия, которые будут близкими к слову «бежать». Слушайте внимательно.

- Жил – был в доме кот. Смотрите, какой он красивый.

- Кот очень любил по дому …(подбираем слова близкие  к слову бежать) – Дети: - Бегать (хоровое проговаривание).

Логопед: - Однажды, дверь открылась и кот из дома …?

Дети: - Убежал  (хоровое проговаривание).

Логопед: - Рядом с домом была тропинка и кот через дорогу …?

Дети: - Перебежал  (хоровое проговаривание).

Логопед: - Хозяин вышел из дому и позвал кота, кот к хозяину …?

Дети: - Прибежал, подбежал (хоровое проговаривание).

Логопед: - А так как дверь дома была открыта, кот обратно с улицы в дом …?

Дети: - Вбежал, забежал  (хоровое проговаривание).

Логопед: - Вот какую историю мы с Вами рассказали про кота, который очень любил бегать. Поэтому хозяин и назвал его – Бегун.

- И последнее наше задание на ферме – игра «Обведи свинью». У Вас на столах лежат карточки с изображением свиньи.

- Возьмите карандаш и внимательно выполняйте инструкцию – слушайте, что я буду говорить. Победит самый внимательный! Карандаш от бумаги отрывать нельзя!

- Ставим карандаш на пятачок!  (проговаривать текст в медленном темпе).

- Проводим линию по голове, по ушам.

 -Обводим уши.

- Проводим карандашом до ног.

- Проводим по ноге до копыта.

- Обводим до конца копыта и вторую ногу с копытом.

- Доводим карандаш до следующей пары ног, обводим их.

- Доводим линию до первой точки на пятачке.

- Теперь отрываем карандаш и рисуем глаз.

- Кто хочет показать свой рисунок?

Ответы детей.

- Спасибо, у всех отлично получилось, спасибо!

Итог занятия.

Логопед: - Вы сегодня все молодцы! Побывали в гостях на ферме. С какими животными Вы играли, назовите их?  

Дети: - С домашними: коровой, козой, кошкой, лошадью, свиньей, собакой.

Логопед: - Давайте, еще раз назовем их детенышей.

 Ответы детей.

Логопед: - Что Вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ответы детей.

Логопед: - Что Вам было труднее всего выполнить?

Ответы детей.

Логопед: -  Все старались. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

План - конспект фронтального логопедического занятия на тему «Домашние животные»

План - конспект логопедического занятия по развитии речиТема: Домашние животные  ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе"Рыбы"

Занятие предназначено для закрепления материала в старшей группе  по теме "Рыбы". Направлено на развитие лексио-грамматической стороны речи....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для воспитанников с ТНР «Дикие животные нашего леса»

Данный конспект занятия предназначен для учителей-логопедов старшей группы, но могут применять и воспитатели логогрупп....