Аппаратные методики развития речи и интеллекта.
материал

Донова Дина Николаевна

Аппаратные методики развития речи и интеллекта широко применяются в коррекционно - образовательном процессе в настоящее время. Очень важно вовремя поддержать ребенка и наряду с чисто педагогическими методами подключить аппаратную коррекцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apparatnye_metodiki_stimulyatsii_rechi_i_intellekta.docx331.89 КБ

Предварительный просмотр:

Метод Томатис.

Метод был разработан Альфредом Томатисом, французским врачом отоларингологом и фониатром, и определяется как педагогика слушания*.

А. Томатис экспериментально подтвердил тот факт, что правильная организация слухового процесса может благоприятно влиять на наше развитие. Томатис рассматривает ухо, как важнейший орган, формирующий сознание человека. Ухо доставляет в мозг до 90 % сенсорной информации, вместе с тем оно оказывает огромное влияние на все тело человека.

 Как работает метод?

Применение метода Томатис возможно только с применением технического средства «Электронное ухо». «Электронное ухо» — это система, позволяющая мозгу изменить процесс восприятия информации и управлять нашим звуковым окружением. Принцип функционирования «Электронного уха» — гимнастика мышц среднего уха.

Оборудование «Томатис» разработано так, что создает уникальное контрастное звучание. Этот эффект вызывает сокращение и релаксацию мышц среднего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слуховой системы какой-либо специальной аккомодации, к высоким частотам, которые напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия.

Проблемы со слушанием появляются в результате неправильного функционирования этих двух мышц. Они делают возможным передачу точной и гармоничной звуковой информации во внутреннее ухо, а затем — в мозг. Если эти мышцы работают неправильно, мозг не может эффективно анализировать, интегрировать и организовывать поступающую информацию.

В результате, перенасыщенный информацией мозг становится мало функциональным, ему приходиться защищать себя. От этого возникают все «недоразумения» в нашей повседневной жизни: image2.jpg

• плохое понимание речи, необходимость частого повторения;
• постоянное чувство усталости, неуверенность в себе;
• непереносимость отдельных звуков;
• снижение концентрации внимания;
• проблемы с обучением.

Задача «Электронного уха» натренировать нашу слуховую систему так, чтобы она смогла восстановить в полной мере способность слушать.

Через специальные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стимуляции проводимые «Электронным ухом». В качестве музыкальной поддержки используется музыка богатая обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта. Каждый музыкальный отрывок был проработан в лаборатории «Томатис», принимая во внимание особенности работы «Электронного уха».

Создание программы (выбор музыкальной поддержки, частотные фильтры, слуховая латеральность, скорость электронных переключений, и т.д.) и план занятий определяется специалистом, прошедшим обучение и зависит от выявленных проблем клиента и поставленных задач.

Области применения метода Томатис:

• развитие речевых навыков у детей;
• дислексия;
• заикание;
• трудности обучения;
• проблемы с чтением, письмом;
• развитие концентрации внимания;
• аутизм и другие нарушения развития;
• развитие коммуникативных навыков;
• управление стрессом (депрессия, тревожность, повышенная возбудимость);
• развитие способности к пению, игре на музыкальных инструментах;
• развитие восприятия иностранных языков и др.

Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК).

Биоакустическая коррекция – относительно новый аппаратный метод лечения, который применяется при функциональных расстройствах центральной нервной системы, для лечения последствий органического поражения головного мозга, при сосудистых заболеваниях головного мозга, последствий нейроинфекций головного мозга, а также для больных с невротическими и психосоматических заболеваниями.

Мозг управляет всеми процессами в нашем организме, поэтому малейшее нарушение его работы может быть связано с любым органом. Метод помогает нормализовать работу мозга.

Биологическая обратная связь.

Когда у нас есть какие-то нарушения в работе мозга, то электроэнцефалограмма (ЭЭГ) имеет отклонения от нормы. Когда мозгу передаются сигналы об этом отклонении (в виде звуковых сигналов или музыки), мозг воспринимает эти сигналы как раздражающие и стремится к балансу. Сигналы ЭЭГ передаются мозгу в виде приятной музыки.

БАК позволяет человеку слушать музыку своего мозга, в прямом смысле слова. В основе механизма лежит принцип биологической обратной связи, мозг человека непроизвольно начинает корректировать свою активность, процессы в мозге упорядочиваются и нормализуются.

Поступающие акустические сигналы постепенно активизирует механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Каждая звуковая картина фиксируется на мониторе, от сеанса к сеансу человек видит эти изменения, он видит, как работает его собственный мозг.

БАК сочетает в себе 3 воздействия:

  • Обратная связь по ЭЭГ

В предлагаемой системе БАК на базе современного модуля осуществляется высокоточная регистрация индивидуальных характеристик биоэлектрической активности мозга.

  • Нейросенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция

Параметры стимула согласованы в реальном времени с эндогенной активностью головного мозга.

  • Музыкотерапия

Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечения физиологических и психосоциальных расстройств.

Показания для применения.

Благодаря системному воздействию на головной мозг и небольшому количеству противопоказаний, у БАК достаточно широкое применение.

У детей  БАК используется в комплексной терапии психологами, логопедами и неврологами:

  • Синдром гиперактивности (СДВГ)
  • Задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗРР, алалия, дислалия, ОНР, дизартрия, дислексия, дисграфия)
  • Расстройство рецептивной речиrebenok 6
  • Расстройства аутистического спектра
  • Невроз, неврозоподобные заболевании
  • Функциональный энурез
  • Тики, тикоидные гиперкинезы
  • Сниженный слух
  • Умственная отсталость
  • Диссомнии (нарушения сна)
  • Последствия ЧМТ
  • Церебро-астенический синдром
  • Последствия поражения ЦНС
  • Нарушения обучаемости в школе
  • Нарушения адаптации в дошкольно-школьном коллективе.

Метод In Time.

Метод, направленный на улучшение работоспособности и гармонизацию работы головного мозга посредством стимуляции ритмом, движением и звуками различных частот.

Мозг способен изменяться в ответ на заданное воздействие с  соответствующей  частотой, интенсивностью и длительностью.

Для кого?

  • для детей с 3-х лет,
  • для подростков и взрослых, с целью развития коммуникативных навыков, гармонизации работы мозга,
  • для  людей с когнитивными нарушениями: дети и взрослые,
  • для детей с синдромом дефицита внимания и геперактивности (СДВГ),
  • с невнимательностью, неусидчивостью, проблемами в обучении,
  • с нарушением темпа и ритма речи (заикание, клаттеринг),
  • с нарушением письменной и устной речи (дисграфия, дизартрия и т.д.),
  • с  расстройством аутистического спектра (РАС),
  • с трудностями координации и баланса.

Как проходит занятие?

Во время занятия ребенок находится в специальных наушниках, обеспечивающих воздушную и костную проводимость звука. Психоакустически модифицированная музыка прослушивается с помощью мультисенсорной аудиосистемы Waves™. После прослушивания нескольких музыкальных модулей, длительностью по 9 минут, ребенку, под руководством специалиста, необходимо выполнить множество двигательно-ритмических упражнений с помощью барабана и голоса.

Как это работает?

Тренинг различными звуковыми частотами, влияние  ритма  на   движение    формирует физическое  явление синхронии.  У детей с различными нарушениями структуры головного мозга  не   всегда   срабатывают ритмично, что ведет к дисбалансу передачи импульсов. In Time решает эту проблему. Альбомы, какие прослушивает ребенок, меняются, имеют разную комбинацию  частот,   разную степень  сложности  восприятия.

Это авторские музыкальные перкуссионные композиции, созданные на основе ритмов этнической музыки разных народов, эпох и стилей. Музыка была специально сочинена и записана для этой программы композитором Nacho Arimany, при записи соблюдены условия приближенные к натуральной акустической среде.

Ритм создает мозгу структурированную стимуляцию, увлекает за собой. Ударные акценты стимулируют более быстрое усвоение и запоминание. При проведении занятий, ребенок становится более внимательным, чувствует ритм, способен оформить и структурировать свои смысловые выводы по отношению ко времени. Эти благоприятные процессы являются следствием улучшения взаимодействия ведущих структур головного мозга и нервной системы ребенка с телом.Нейротренажер «InTime»

Длительность курса.

Курс предполагает ежедневные занятия, при отсутствии данной возможности, не меньше 5 раз в неделю. Минимальная продолжительность курса, необходимая для достижения терапевтического результата, составляет не менее 15 занятий. Количество необходимых курсов и их интенсивность определяется специалистом индивидуально.  Одним   нужен курс 30 минут в день, другим через паузу, переключение  необходимо  прослушать   в этот  же  день  еще   один  курс   в  30  минут (зависит от  степени   сложности  процесса). Перед началом занятий составляется программа.

Биологическая обратная связь или БОС-тренинг

Метод биологической обратной связи (БОС), или БОС-тренинг, суть которого заключается в обучении пациентов произвольному управлению физиологическими процессами организма, такими, как частота сердечных сокращений и кровяное давление, психоэмоциональный статус.
Когда применяется БОС-терапия?

БОС может использоваться не только терапии широкого круга болезней, но и оздоровления, путем значительного укрепления жизненного тонуса.

Показаниями к проведению БОС или компьютерного биоуправлению будут следующие проблемы:

  • головные боли;
  • психоэмоциональные нарушения, в том числе неврозы, депрессии, нарушения сна, панические атаки;
  • нарушения концентрацией внимания;
  • заикание;
  • расстройство экспрессивного письма (затруднения в овладении навыками письма — правописания слов и выражения мыслей);БОС-терапия
  • тики, навязчивые состояния;
  • некоторые формы эпилепсии;
  • энурез (недержание мочи);
  • последствия энцефалопатии и нейроинфекций;
  • церебрастенический синдром;
  • артериальная гипертензия
  • бронхиальная астма,- некоторые заболевания кожи, нейрогенного происхождения;
  • синдром раздраженного кишечника.

Следует отметить, что по мере развития этой технологии круг показаний к её применению постоянно расширяется. Помимо сугубо терапевтической сферы применения метод БОС имеет доказанную эффективность при психоэмоциональных отклонениях, так как:

  • снижает эмоциональное напряжение;
  • устраняет отрицательный эмоциональный фон;
  • снижает уровень тревожности;
  • повышает уровень самоконтроля и самоорганизации;
  • увеличивает стрессоустойчивость;
  • улучшает память и внимание;
  • ускоряет мыслительные процессы и повышает творческий потенциал.

Метод лежит в основе формирования новых поведенческих стереотипов, их закреплению. Приобретения навыков расслабления, релаксации. Базовой информацией для метода БОС являются данные ЭЭГ – электроэнцефалографии, показания сердечной деятельности, мышечного тонуса (миография), температуры тела. Процедура очень комфортная для обследуемого и проводиться в удобном кресле.

Преимущества метода биологической обратной связи.

Психоэмоциональный БОС-тренинг позволяет эффективно компенсировать последствия стресса и психоэмоционального перенапряжения. Отличительной особенностью БОС –технологии является сугубо индивидуальный подход.
Для этого существует банк аудио- и видео-файлов, позволяющих проводить сеанс в увлекательном, непринуждённом формате. При этом электро-энцефалография фиксирует изменение мозга деятельности обследуемого.
Таким образом достигается активное, осознанное участие пациента в процессе коррекции своего состояния.

Длительность одной процедуры и продолжительность курса также подбираются индивидуально, в зависимости от целей и задач и в, среднем,  составляет 30 – 40 минут, а курс включает – от 10 до 40 сеансов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является ст...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ  НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА...

Развитие речи и интеллекта ребенка через пальчиковую гимнастику

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помо...

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА.

Рекомендации для родителей и воспитателей для развития межполушарных связей. Подобраны игры и упражнения по годам обучения ребенка....

Консультация" Развитие речи и интеллекта у старших дошкольников через игру"

Данный материал расскажет, что такое дидактическая игра, познакомит с разновидностями игр для развития интеллекта, логики.Расскажет как можно развивать речь с помощью игр В.Воскобовича....

Консультация для родителей в виде презентации по теме: "Условия успешного развития речи и интеллекта ребенка"

Цель: С помощью речевых игр стимулировать познавательную и речевую активность детей....

А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г. Предмет методики развития речи детей

А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г.Предмет методики развития речи детейСущность методики и ее методологическая основаМетодика обучения русскому языку является отраслью...