Игровые технологии для развития общей и мелкой моторики
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его физическое развитие в целом.

С ребенком надо всё делать через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С ребёнком надо делать всё через игру.

Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его физическое развитие в целом.

        В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребёнка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.

        Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Самомассаж

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Приемы самомассажа кистей рук.

Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой,так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.

Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему.

Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.

Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.

Игровые технологии для развития мелкой моторики.

"Пальчиковые игры"

Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной.

Совершенствованию моторики рук ребенка способствуют специальные упражнения с разнообразными подручными предметами -  бельевыми прищепками, маленьким мячиком, цветными резиночками, пальчиковыми красками, цветным песком.

1. Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает, это не палец, а мышь.

Хватит кусаться, глупый малыш,

а будешь кусаться – скажу тебе, кыш!

 Можно предлагать детям задания по образцу или словесные подсказки.

Например: Давайте поможем ёжику, он запутался и не может вспомнить, какого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу: две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили?

Дети прикрепляют прищепки в соответствии с  заданием.

2. Игры с мячиками су-джок.

Мячики используются для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, используем мячики для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

3. Шнуровка

В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок.

4. Мозаика

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.

5. Пальчиковый театр

Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках.

Герои должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью.

6. Паззлы, конструктор

Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструктором.

7. Пальчиковые краски для детей –одно из самых полезных и любимых развлеченийТехника рисования очень простая, поэтому можно рисовать и пальчиками, и ладошкой.

Гипоаллергенные краски можно изготовить в домашних условиях. Варят их из крахмала, сахара, соли и воды, остудив, добавляют пищевой краситель.

Для того, чтобы приготовить объёмные краски  муку, разрыхлитель для теста, соль и воду смешиваем и доводим до консистенции сметаны (не очень густой). Раскладываем по мискам, добавляем в каждую пищевой краситель. Далее окрашенные основы выкладываем в баночки. Для рисования  используются одноразовые шприцы без иголок. Рисуют дети, аккуратно выдавливая краски из шприца.

Такой краской получаются объёмные рисунки, как в формате 3D. Краски сохнут продолжительно. Но когда рисунок высыхает, он блестит за счёт соли, и это делает его очень красивым. Сушат рисунок на открытом воздухе (обычное высыхание). Для рисования необходимо использовать толстый картон, чтобы при высыхании основа не деформировалась.

Воспитатели используют рисование объёмными красками как часть комплексного занятия.

8. Цветной песок –это ещё один чудесный материал для творчества. Готовится он из манной крупы, воды и пищевого красителя. Манку красят, сушат, разминают комочки и используют для рисования.

Чем полезно рисование цветным песком?

- Рисуя песком, ребёнок отдыхает и успокаивается. Это связано со свойствами самого материала, который приятен на ощупь.

- Рисуя песком, развиваем мелкую моторику и координацию движений, т. к. высыпать цветной песок нужно «прицельно» и аккуратно. Ребёнок становится внимательнее и аккуратнее, т. к. от этого зависит качество произведения.

Игровые технологии для развития общей моторики.

        На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

 Снежинки

Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.)

Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки – вверху.)

Чуть затихла злая вьюга. - (Опустить руки вниз, встать прямо.)

Улеглись повсюду. (Развести руки в стороны.)

На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)

(Е.Г.Карельская)

 Зимний день

Зимний день такой холодный. (Поёжиться, похлопать себя по плечам.)

Греем руки мы вот так: Х-х-х-… (Соответственно.)

Воробью насыплем крошки. (Щепотью правой руки.)

Он обрадуется так! (Похлопать в ладоши.)

Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте.)

Пробежимся по снежку. (Соответственно)

Постучим нога о ножку, (Соответственно.)

Поваляемся в снегу. (Покататься по коврику.)

(Е.Г.Карельская).

В логопедической практике используют разнообразные игры с мячом. Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Примеры игр:

● «Мяч поймай – слово называй»

● «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - ребёнок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

● «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий удалец» - на полу обручи. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и повторить за логопедом слова на закрепляемый звук.

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду,

И словечко повторю.

● «Кошечки с мячиком» - стоя на коленях (сидя на пятках) ребёнок прокатывает мяч вокруг себя вправо и влево, произнося слова на тот или иной звук.

Мячик катится вокруг-

Мой веселый, круглый друг.

Для развития общей моторики на занятиях проводятся различные подвижные игры, большой популярностью пользуются квесты.

Темы квестов могут быть различными:

  • Поиск сокровищ
  • Помощь героям или герою 
  • Познавательные 
  • С многообразием опытов и экспериментов 
  • Литературные квесты 
  • Физкультурные праздники.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист (на нём могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

5. Сформировать состав участников (педагоги, дети, специалисты, родители,  количество организаторов и помощников

         В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.

6. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий, (конспект) Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

7. Подготовить задания, реквизит для игры

        Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; с водой; опыты, эксперименты;  лабиринты; спортивные эстафеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения имелкой моторики рук в процессе знакомства детей с техикой оригами.

Сказки, процесс складывания в которых "зашифровывается" в тексте. Сказки, в которых используются фигуры, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов. Театор на столе. Иллюстриров...

Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных п...

Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада.

в статье описана совместная работа воспитателя и логопеда в логопедической группе...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....

"Игровое оборудование для развития общей и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Мы хотим представить вашему вниманию развивающее игровое оборудование для детей раннего и младшего возраста. Всё оборудование сертифицировано, изготовлено из ткани, в основном это фетр, флис, хлопок. ...

Консультация: "Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий и НОД"

На занятиях необходимо уделять внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проведение различных физкультминуток, способствует снятию умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улу...