Консультация: "Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий и НОД"
консультация по логопедии
На занятиях необходимо уделять внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проведение различных физкультминуток, способствует снятию умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения. Необходимо уделять внимание развитию пространственного восприятия, освоение которого проходит в движении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvo.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий и НОД.
На занятиях необходимо уделять внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проведение различных физкультминуток, способствует снятию умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения. Необходимо уделять внимание развитию пространственного восприятия, освоение которого проходит в движении в следующей последовательности:
- Освоение телесного пространства.
«Выше – ниже», «Спереди – сзади», «Дальше – ближе», «Право – лево».
Глядя в зеркало (любая игрушка) и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
2. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.
«Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня».
Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками (змеи, ящерицы, жуки…)
«Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».
Каждый ребенок изображает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.
«Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».
«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Орел» - сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).
«Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.
«Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.
Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» - необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.
3. Определение направлений в пространстве относительно своего тела.
«Движения в одном направлении». Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, спереди и сзади.
«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
4. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
«Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить игрушки: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
«Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
5. Двигательные диктанты и графические схемы.
«Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу».
«Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
«Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».
«Графические диктанты». «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.
6. Конструирование и копирование.
Данный этап является неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д.
«Я - конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
«Копирование фигур».
Копирование простых различных фигур.
Копирование сложных фигур и изображений.
Сначала фигура анализируется совместно педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.
7. Логико-грамматические речевые инструкции.
«Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради.
«Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: заяц живет над мышкой, лиса - под волком, а выше всех – медведь. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
«Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым - яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее).
«Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа».
«Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».
Список литературы.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5.Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. – М., 2004. – 126 с.
6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – 1997. – 63 с.
7.Садовникова И. Н..Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Владос», 1997. – 256 с.
8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
9. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: «Владос», 2003. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях
В презентации представленны пособия, используемые педагогом на логопедических занятиях по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР
Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР. Консультация для учителей-логопедов, воспитателей, родителей....
картотека упражнений развития общей моторики в старшей логопедической группе
данная картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС ДО в старшей логопедической группе....
Методический проект "Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"
Данный методический проект содержит исследования о влиянии развития мелкой моторики рук на речь ребенка дошкольного возраста. В работе подобраны приемы развития мелкой моторики рук разными нетрадицион...
«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
В статье вы узнаете как с помощью нетрадиционных приемов быстро и интересно развить мелкую моторику рук у детей страршего дошкольного возраста....
Консультация Игровой самомассаж, как способ развития мелкой моторики рук дошкольников.
laquo;Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук». Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздей...
Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтомупальчиковая гимнастика занимае...