Методические рекомендации к пособию: «Пошагай-ка» для учителей-логопедов
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Фендрикова Ирина Владимировна

Пособие "Пошагай-ка" предназначено для автоматизации звуков в логопедической практике для детей с ОНР. Оно состоит из круглой кокробочки с вклеенными в неё иппликаторами Кузнецова. Ребёнок надевает на пальчики символы гласных звуков, "шагает по иппликаторам и произносит слоги, состоящие из дву звуков: гласного и автоматизируемого. Например логопедом был поставлен звук; "Л". Ребёное с помощью пособия отрабатывает открытые слоги: "ЛА", "ЛО", "ЛУ" и т.д., касаясь иппликатора. Таким образом, ребёнок с интересом и в доступной форме справляется с наиболее сложным разделом логопедии - автоматизацией звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37 станицы Новопокровской муниципального образования Новопокровский район

Утверждено

решением педагогического совета

от _______2020года протокол №3

Заведующий МБДОУ №37

____________ О.И.Канищева

Методические рекомендации

к пособию: «Пошагай-ка»

для учителей-логопедов

По речевому развитию

Уровень образования дошкольное образование

Учитель-логопед Ирина Владимировна Фендрикова

       

Предисловие:

          При создании данных методических рекомендаций мною уделено особое внимание предметно-практической игровой деятельности как эффективному средству логопедической работы с детьми с ОВЗ. Подобранный дидактический материал помогает повышать у детей внимание, интерес к занятиям, развивает их речевую активность. Дети, принимающие участие в играх с данным пособием, продуктивно решают поставленные перед ними задачи.

 Введение:

Современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образовательного процесса с учетом вида ДОУ, образовательной программы детского сада, приоритетных направлений деятельности, проводится ревизия педагогических технологий, используемых в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО  и выделенными в нем образовательными областями.

В данной методической разработке весь материал ориентирован на новые подходы, которые заявлены в ФГОС ДО: деятельностный, развивающий и личностно-ориентированный.

Содержание разработки соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в результате реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей с ОВЗ. 

Что немаловажно, это пособие могут использовать и воспитатели по заданию учителя-логопеда. (Здесь прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем группы компенсирующей направленности).

 Актуальность моего пособия заключается в том, что его использование позволяет решать наиважнейшие логопедические задачи в игровой форме, помогает разнообразить занятия с детьми с ОВЗ.

 Целью данного пособия является создание оптимальных условий для развития правильной речи, познавательных способностей ребёнка, развития речевой активности, формирования интереса к занятиям.

Используя данное пособие, я решаю следующие задачи:

  • Активизация зрительного и слухового восприятия детей;
  • Развитие фонетико-фонематичесих процессов;
  • Развитие правильного речевого дыхания;
  • Развитие просодических навыков ребёнка с ОВЗ;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Автоматизация поставленных звуков.

 Форма проведения занятия: индивидуальная.

 Методы и приёмы обучения: словесный – предварительная беседа; наглядный - припоминание символов гласных звуков в мнемотехнических рисунках; наглядно-действенный - воспроизведение гласных звуков (тренировка речевого дыхания); утрированное проговаривание поставленного звука; «вышагивание» пальчиками по иппликаторам Кузнецова с проговариванием прямых и обратных слогов (поставленный звук + гласный звук; гласный звук + поставленный звук).

Описание. Пособие «Пошагайка» представляет собой круглую коробочку с наклеенными фрагментами иппликатора Кузнецова, также картинки с символами гласных звуков на резиночках для закрепления их на пальцах ребёнка. Благодаря их использованию, ребёнок с интересом и в доступной форме воспринимает и воспроизводит процесс автоматизации поставленных звуков в прямых и обратных слогах. Данный метод значительно повышает эффективность наиболее сложного раздела логопедической работы.

Основная часть:

(Приложение).

  1. Дидактическая игра: «Поможем самолётику облететь все облака».

Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах.

Ход игры: Перед ребёнком кладётся картинка с изображением самолёта и облаков. На каждом облаке написан прямой или обратный слог (поставленный звук + гласный звук; гласный звук + поставленный звук). Ребёнок, надев на пальцы картинки с изображением символов гласных звуков, «шагает» по фрагментам иппликатора Кузнецова и проговаривает слоги.

  1. Дидактическая игра: «Самолёты взлетают, самолёты идут на посадку».

Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах, развитие просодических умений, мелкой моторики, речевого дыхания.

    Ход игры: перед ребёнком кладётся картинка с изображением        взлетающего и садящегося самолётов. Ребёнок, меняя голос и, надев на пальцы картинки с изображением символов гласных звуков, «шагает» по фрагментам иппликатора Кузнецова и проговаривает слоги вместе с поставленным звуком (прямые (самолёты взлетают) и обратные слоги (самолёты садятся)).

  1. Дидактическая игра: «Следы».

Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах; развитие просодических умений, мелкой моторики, речевого дыхания.

Ход игры: перед ребёнком кладётся картинка с изображением следов медведя, птички, человека. Ребёнок, меняя голос, проговаривает прямые и обратные слоги, используя пособие: «Пошагай-ка».

4. Дидактическая игра: «Колобки».

Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах, развитие просодических умений, мелкой моторики, речевого дыхания.

Ход игры: перед ребенком кладётся картинка с изображением больших и маленьких колобков. Ребёнок, выделяя голосом больших и маленьких колобков, отрабатывает поставленный звук в прямых и обратных слогах, используя пособие «Пошагай-ка».

  1. Дидактическая игра: «Ягоды».

Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах, развитие просодических умений, мелкой моторики, речевого дыхания.

Ход игры: перед ребёнком кладётся картинка с изображением ягод. В таком же ритме, в котором «построились» ягоды, ребёнок произносит прямые и обратные слоги с поставленным звуком, используя пособие: «Пошагай-ка».

Вывод:

Мною отмечено, что при помощи данного пособия повысилась эффективность наиболее сложного раздела логопедической работы – автоматизации  поставленного звука; снизилась утомляемость  ребёнка. Использование пособия «Пошагай-ка» позволило усвоить ребёнком новый материал без особого нервного напряжения.

Ребёнок, работая с пособием «Пошагай-ка», научился:

  • Правильно использовать речевое дыхание при произнесении гласных звуков;
  • Правильно регулировать тембр, ритм, темп своего голосового аппарата;
  • Следить за правильностью произношения поставленного звука, уметь чётко произносить его в прямых и обратных слогах.

    У ребёнка активизировались также фонетико-фонематические    процессы; улучшилась подвижность кистей рук и пальцев.

Пособие «Пошагай-ка» непрерывно доказывает свою эффективность в логопедической работе и используется мною на протяжении нескольких лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Городское методическое объединение специалистов дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, учителей-дефектологов

Тема методического объединения: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОУ при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Перспективы работ...

Использование мультимедийных пособий в коррекционной работе учителя-логопеда

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из важных ус...

Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...

Нетрадиционные пособия в практической деятельности учителя - логопеда

Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка»  - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и разв...

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...

«ЛОГИКО-МАЛЫШ» - увлекательное дидактическое пособие в коррекционной работе учителя-логопеда!

В помощь родителям!Предлагаю уважаемым родителям приобрести пособие «Логико-Малыш» издательского дома «Зимородок» для занятий с детьми в домашних условиях....