Логопедическая минутка по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
материал по логопедии (старшая группа)

Для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики; фонетико-фонематических процессов, общих речевых навыков - четкости дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»

Логопедическая минутка по лексическим темам

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

            https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/24/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-starshego

                                                                                                                                                    Подготовила:

Нартдинова Айгуль Фардатовна

Логопедическая минутка: «Семья».

1.Развитие артикуляционной моторики

«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Парус»; «Лошадка»; «Грибок»; «Качели»; «Громкий барабан».

2. Дыхательная, голосовая гимнастика: “Надуй шарик”

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.

(Повторить 3-5 раз)

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

3. Интонационно-ритмическая гимнастика.   (Развитие фонетико-фонематических процессов)

ПИ-ПЭ-ПА

ПО-ПУ-ПЫ

ПЕ-ПЯ-ПЮ

БИ-БЭ-БА

БО-БУ-БЫ

БЕ-БЯ-БЮ

4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции,

Стихотворение для заучивания

Бабушка и дедушка,

Мамочка и папочка,

Две сестренки старшие

И котенок-лапочка.

И еще, конечно, я.

Очень дружная семья!

5.Развитие общей моторики. «Ноги выше поднимай»

Инструкция

Выполняемые движения

Осенью, весною,

Летом и зимою.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева,

Я и сам бегу трусцой

И качаю головой.

Идут по кругу, взявшись за руки

Движения в центр и обратно

Дети стоят в кругу

Выполняются движения согласно тексту

6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Семья»

Инструкция

Выполняемые движения

Как у нас семья большая              

Да веселая                                      

Два у лавки стоят                          

Два учится хотят,                          

Два Степана у сметаны                

Объедаются

Две Дашки у кашки                      

Питаются

Две Ульки в люльке                      

Качаются.

Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно

Загибать большие пальцы на обеих руках. Загнуть указательные пальцы на обеих руках

Загнуть средние пальцы

Загнуть безымянные пальцы

Загнуть мизинцы

Логопедическая минутка: «Огород. Овощи».

1.Развитие артикуляционной моторики

«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Парус»; «Лошадка»; «Грибок»; «Качели»; «Громкий барабан».

2. Дыхательная, голосовая гимнастика:

Ветер воет У-У-У.    Листья с веток оборву.  

(Пальцы разведены в стороны [это деревья и ветки с листьями]. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, подуть на пальцы и медленно ими пошевелить.)

Ветер листики сдувает. (Сильнее подуть на пальцы и быстро пошевелить ими)

Их он по двору гоняет. (Пальцы расслаблены. Дуем на ладони, переворачиваем их. [Ветер уносит листья]

Я листочки подмету, я порядок наведу. [Кисть руки расслаблена и свободно движется]

3. Интонационно-ритмическая гимнастика. (Развитие фонетико-фонематических процессов)

да – до – ду – ды

до – ду – ды – да

ду – ды – да – до

ды – да – до – ду

два – дво;         две – дви – дне

дво – две;         дви – дне – два

две – дви;         дне – два – дво

дви – дне;         два – дво – две

4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции.

Стихотворение для чтения и заучивания “Огород” 

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.                        А. Прокофьев.

5.Развитие общей моторики. «Огород»

Инструкция

Выполняемые движения

В огород пойдем,

Урожай соберем.  

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.   

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки

«Таскают»

«Копают»

«Срезают»

показывают круг руками-3 раза

«Рвут»

Идут по кругу, взявшись за руки

6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Урожай»

Инструкция

Выполняемые движения

Мы капусту рубим-рубим

Мы капусту солим – солим

Мы капусту трем-трем

Мы капусту жмем-жмем

поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз

поочередное поглаживание подушечек пальцев

потирать кулачок о кулачок

сжимать и разжимать кулачки

Логопедическая минутка: «Посуда»

1.Развитие артикуляционной моторики

«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Горка» «Парус»; «Качели»; «Лошадка»; «Грибок»; «Громкий барабан».

2. Дыхательная, голосовая гимнастика:

«Насос»

3. Интонационно-ритмическая гимнастика.  (Развитие фонетико-фонематических процессов)

Слоги СА – СО - СУ - СУ              

СО - СУ - СА - СЫ                  

СУ - СА - СЫ - СО

СЫ - СУ - СО - СА              

СО - СУ - СА - СЫ                  

СА - СЫ - СО - СУ

4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции.            

Стихотворение для чтения и заучивания  

Да-да-да грязная посуда

Ду-ду-ду мыть посуду буду

До-до-до вот большое блюдо

Да-да-да вымыта посуда

5.Развитие общей моторики. «Посуда»

Инструкция

Выполняемые движения

Вот большой стеклянный чайник,        

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,                              

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                          

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,                      

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.            

Он посуду нам принёс.

Надули животик: одна рука на поясе,

другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Вытянули руки вперёд

6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»

Инструкция

Выполняемые движения

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

Так мы маме помогали.

удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши;

одна ладонь скользит по другой по кругу;

загибают пальчики по одному;

одна ладонь скользит по другой;

загибают пальчики по одному;

хлопок в ладоши;

Логопедическая минутка: «Транспорт».

1.Развитие артикуляционной моторики

«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Горка» «Парус»; «Качели»; «Лошадка»; «Грибок»; «Громкий барабан».

2. Дыхательная, голосовая гимнастика:      «Фокус»

3. Интонационно-ритмическая гимнастика.  (Развитие фонетико-фонематических процессов)

Слоги:  

  ША – ШО - ШУ - ШУ              

  ШО - ШУ - ША - ШЫ                  

  ШУ - ША - ШЫ - ШО

  ШЫ - ШУ - ШО - ША              

ШКО - ШКУ - ШКА - ШКЫ                 

ШТА - ШТЫ - ШТО – ШТУ

АШК– ОШК – ЫШК –УШК

ЫШТ – УШТ – ОШТ - АШТ

  ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЫ                                ЖДА – ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ    

  ЖУ – ЖЫ – ЖО – ЖА                                ЖВА – ЖВУ – ЖВЫ - ЖВО

  АЖ – УЖ – ОЖ – ЫЖ                                АЖД – ОЖД – УЖД - ЫЖД

  УЖ – ЫЖ – ОЖ – АЖ                                АЖА – ОЖО – УЖУ - ЫЖУ

4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции.            

 Стихотворение для чтения и заучивания.  

Миша хочет быть штангистом,

Лёша хочет быть танкистом.

Ну а Сашенька весь в папу –

Точно будет машинистом.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

5.Развитие общей моторики. «Шоссе»

Инструкция

Выполняемые движения

По шоссе спешат машины.

- Шшшшшш!

И шипят со злом уже:

– Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

 (Н. В. Нищева)

Дети шагают на месте, держат воображаемый руль

Выполняют повороты вправо-влево

Дети шагают на месте

6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Инструкция

Выполняемые движения

Будем пальчики сгибать –    

Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.

Сжимают и разжимают кисти рук

Загибаем пальцы начиная с мизинца

«Встряхиваем» ладонями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Загадки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста

Загадки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр по лексическим темамдля детей старшего дошкольного возраста...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...