"Инновационные формы работы учителя-логопеда"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Таштандинова Юлия Петровна

"Квест-игра – инновационная форма работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_uchitelya-logopeda.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра – инновационная форма работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи.

Подготовила: Таштандинова Юлия Петровна,

Учитель-логопед МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок».

   Приоритетной формой работы с дошкольниками является игра. Она для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

   Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить квест - технологию, которая относится к организационным инновационным технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи.

   Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

   Квест – игра, в которой игроку или игрокам необходимо искать различные предметы, выполняя задания и решая головоломки. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения познавательной активности и мотивационной готовности к исследованию.

   В коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи использование квест-игр возможно при фронтальной работе с детьми по развитию лексико-грамматических средств языка и занятиях по обучению элементам грамоты. Так как уже было сказано, что квест – это командная игра.

   Но помимо фронтальной работы, элементы квест – технологии могут быть использованы и при индивидуальной работе с ребенком-логопатом. Надо всего лишь переложить структуру индивидуального занятия на так называемую «КАРТУ» и, таким образом, занятие превращается в увлекательное приключение, в конце которого, ребенок получает долгожданный клад – приз. В нашем случае – это наклейки. Благодаря приключенческому механизму на индивидуальном занятии создается условие для более активного включения в игру застенчивых (неуверенных) детей и наоборот, данная карта помогает в работе с гипер-активными детьми, т.к. является неким условным обозначением. Ребенок знает, что он закончит заниматься только тогда, когда пройдет и выполнит все задания квеста, которые есть на карте.

   В виде квест – игры я проводила подгрупповые занятия (ООД) в старшей и подготовительной группах по темам: «Предлоги «НА и ПОД». Лексическая тема: «Электроприборы-помощники для Золушки». Во время организационного момента ребята решили помочь Золушке (чтобы она справилась с работой быстро и легко), найти спрятанные в группе электрические приборы (игрушки). Чтобы их найти нужно было выполнить задания: в ходе выполнения заданий я объясняла детям значения и схемы предлогов «НА и ПОД».

   Например:

- Какое маленькое слово вы сейчас называли? Маленькое слово «НА».

- Игрушки лежали внизу или наверху? А когда предмет находится наверху чего-то, появляется маленькое слово «НА». На полке, на столе, на стуле.

- Молодцы! А первого помощника для Золушки вы сможете найти (схема)+ картинка (подоконник) - в этом месте.

- Второе задание, тоже сложное, будьте внимательны:

- Сейчас я прочитаю предложения. Послушайте меня и поднимите нужную схему. Какое маленькое слово я назвала «НА или ПОД»?

Кот залез под шкаф. Подушка лежит на диване. Я намазала масло на хлеб. Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.  Петух взлетел на забор. Мышка забежала под шкаф. Снегирь сидит на ветке.

- Второго помощника для Золушки вы сможете найти (схема)+картинка (зеркало) - в этом месте.

Третье задание:

Составление предложений по сюжетным картинкам

Детям предлагается посмотреть на картинки и составить предложения с маленькими словами «на», «под».

Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога.

http://www.pedlib.ru/books1/1/0419/image004.jpg Кот лежит на кровати.

Потом логопед заменяет схему предлога другой схемой.

http://www.pedlib.ru/books1/1/0419/image006.jpg Кот лежит под кроватью.

Далее пары картинок меняются на другие (белка — дерево, салфетка — тарелка).

- Третьего помощника для Золушки вы сможете найти (схема)+ картинка (стол) - в этом месте.

   Также отработали предлоги в подготовительной группе, только уже после того как нашли предмет, составляли предложения и схемы предложений.

Например:

- Чтобы птичек нам найти, нужно отгадать загадку и использовать схему (показать знакомые детям схемы предлогов на и под).

- А вот и первая загадка:

Зимой закроем мы его,
А летом – открываем.
Закончим слово мы на «О»
И так же начинаем. (Окно) + схема предлога «ПОД».

- Кто спрятался под окном? Давайте составим схему этого предложения.

- Предложение всегда начинаем с большой буквы.

Дети составляют предложение из 4 слов. Синичка спряталась под окном. И так далее.

   По обучению грамоте в квест-игру можно включать такие задания как: собери картинку и прочитай слово, прочитай по первым буквам, расставь буквы по порядку и прочти слова, найди спрятанные слова, угадай на какую букву похожи эти предметы и т.д.

   В работе с предлогами, а также с предложениями и по развитию связной речи, по звукопроизношению мы часто используем символы звуков, схемы предлогов, схемы предложений всё это хорошо сочетается в таких играх, как квест. В конце таких игровых занятий дети решают игровую проблему, но в то же время выполняют педагогическую задачу. Также им всегда очень интересно догадываться, особенно интересно искать, находить, они увлечены игрой, результатом, работают в команде.

Используемые интернет-ресурсы:

https://www.1urok.ru/categories/20/articles/15701

Литература:

1.Сударикова С.А. Организация учебного процесса с использованием новых инновационных технологий обучения./Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть 2. – М. – с.505-510.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда по связям с семьей.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого н...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ

Буклет для родителей и педагогов. Подсказка для работы....

Интерактивная взаимосвязь-инновационная форма работы учителя-логопеда с семьей.

Статья об интерактивной взаимосвязи учителя-логопеда с семьей. Такая инновационная форма взаимосвязи очень актуальна в логопедической работе....

Инновационные формы работы учителя-логопеда с семьями воспитанников

    Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детског...

Инновационные формы работы учителя-логопеда с родителями и детьми

В настоящее время особой популярностью у педагогов пользуются инновационные, нетрадиционные формы работы не только с детьми, но и с родителями, которые в соответствии с требованиями ФГОС ДО, становятс...