Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] «Приключения тигренка».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект по теме: "Автоматизация звука Р" для детей подготовительной группы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р]  «Приключения тигренка».

Основная образовательная область: коррекционное речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные

- упражнять в правильном словообразовании;

- уточнение акустического и произносительного образа звука [Р];

-закрепить четкое произношение звука [Р] в слогах и словах;

- упражнять в умении делить слова на слоги;

-закреплять умение определять наличие звука [Р] в словах (в начале, середине, конце)

2) Коррекционно-развивающие

-развивать мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-обогащение и расширение словарного запаса;

-закреплять навыки звукового анализа и синтеза

        3)  Коррекционно-воспитательные:

              - воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность

              - воспитывать контроль за собственной речью;

              - воспитывать умение доводить начатое до конца.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Создание РППС:

Демонстрационный материал: магнитная доска и изображение на ней автобуса,  схема «Найди место звука в слове»;  схема «Определение количества слогов», изображение тигра, жирафа, шара, пособие на дыхание «бабочки»

Раздаточный материал: разрезная картинка «автобус», картинный материал с изображением животных, фруктов, «ромашка» на звук [Р].

Пути реализации:

Методические приемы: наглядные, словесные, игровые

Ожидаемый результат:

- Умеет четко произносить звук [Р]в слогах и словах, предложениях.

- Знает характеристику звука.

- Умеет правильно употреблять прилагательные в речи и соотнесение их с существительными.

- Умеет выделять слова со звуком [Р] из ряда слов.

- Умеет выделять количество слогов в слове.

- Умеет делать звуковой анализ и синтез.

Содержание ООД:

  1. Организационно-подготовительная часть
  1. Орг. момент:

Сегодня к нам на занятие придет гость, отгадай загадку и узнай кто это.

Он пушистый полосатый, да к тому ж еще усатый.

Озорной, ну как котенок, а зовут его…(тигренок)

Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. Тигренок отстал от своих друзей, они будут ждать его на остановке, а потом они вместе отправятся на день рождение к жирафу, но для этого ему надо будет пройти все испытания, которые встретятся на пути. Поможем ему?

  1. Развитие артикуляционной моторики. Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хотя это нелегко, потянулся высоко.

Опустился низко, к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик. (катушка)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

А теперь язык, как мячик, за зубами сверху скачет. (барабан)

Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас. (парус)

Язычок у нас устал и немножко полежал. (лопатка)

Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом.

  1. Основная часть.
  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

А теперь мы должны отправиться в путь. А на чем мы отправимся? Сложи картинку и узнаешь. А поедем мы на автобусе. Давай поможем ему завести мотор в автобусе. Тигренок любит водить автобус.

Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука Р:

Посмотри в зеркало, произнеси звук Р.

- А теперь расскажи, как ты произносишь звук Р. (Ребенок рассказывает артикуляцию звука.  Рот приоткрыт, губы в улыбке, язык находится за верхними зубами, дрожит. Звук согласный, потому что мы его не поем, звонкий, обозначается синим цветом).

2.Закрепление изолированного произношения звука «Р».

Дорога, по которой едет автобус, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи  пальчиком по дорожке, повторяя: «р-р-р-р-р».

3. Произнесение звука в слогах.

А чтобы нам в дороге было весело, давай петь слоговые песенки. Повторяй за мной:

Ра-ро-ру    ар-ор-ур   ара-ора-ура   кра - кры –кру   атр-отр-утр   бра-бро-бру

Тра-тро-тры  ура-ура-ура

4.Дыхательная гимнастика

Смотрите впереди у нас поляна, а на поляне у нас ромашки и много-много бабочек. Бабачки сели на цветы, а на цветках задания. Сдуем бабочки с цветков.

5 .Произнесение звука в словах.

Бабочки улетели! А теперь надо помочь тигренку собрать ромашку и назвать слова на лепестках, четко проговаривая звук [Р]

Отправляемся дальше, повторяя: «р-р-р»

6. Остановка «Зоопарк». Определение места звука в слове

Посмотрите вот у нас впереди остановка «Зоопарк». Здесь так много животных. Друзья тигренка это те, в названиях которых есть звук [Р]. Давай назовем их.  (кенгуру, носорог, зебра, рысь, бобр). Откладываются: обезьяна,  слон, лев, волк.

Друзья очень рады встретиться. Теперь надо рассадить всех в автобус, у каждого свое место впереди сядут те, в названии которых начинается на звук [Р],в середине если в середине слова звук, затем на заднем сиденья, если в конце слова звук. (рысь, носорог, кенгуру, бобр, тигр, зебра)

Физкультминутка

          А теперь немного разомнемся:

Наш(а) быстро встал(а) (встать со стула)

И на месте зашагала. (ходить на месте)

На носочках потянулась, (встать на носочки, поднять руки вверх)

А потом назад прогнулась. (прогнуться назад, руки убрать за голову)

Как пружиночка, присела (присесть)

И на стульчик тихо села. (сесть на стульчик).

Отправляемся дальше, повторяя: «р-р-р»

7. Остановка «Магазин». Определение количества слогов в словах.

Отправляясь в гости, надо купить гостинцы и, конечно, подарок. Животные очень любят фрукты. Купим фрукты  только те, в названиях которых есть звук [Р]. (гранат, груша, виноград, персик, абрикос). Откладываем банан, яблоко, апельсин.

Давай посчитаем сколько слогов в этих словах.

8. Работа над лексико-грамматическим строем речи

Животные очень любят сок из этих фруктов.

 А какой сок получится из:

 граната- гранатовый сок

груши-грушевый сок

винограда-виноградный сок

персика-персиковый сок

абрикоса-абрикосовый сок

Звуковой анализ слова

9.Звуковой анализ и синтез

 -Чуть не забыли самое главное это подарок. А подарок это ШАР! Чтобы оплатить нам надо определить сколько слогов в этом слове?

-Определи сколько звуков в слове?

-Какой звук первый? Какой он гласный или согласный? Как обозначается? (синим цветом)

-Какой звук второй? Какой он гласный или согласный? Как обозначается?

-Какой звук последний? Какой он? Как обозначается?

-Молодцы выполнили задание!!!

10. Итог

Продолжаем путь «Р-Р-Р»

-Вот и приехали к имениннику (Жираф).

-Произнеси слово, есть ли здесь звук [Р]?

-Помогли мы тигренку?

-Тигренок и его друзья тебе очень благодарны, что ты сопровождала и помогла доехать им до назначенного места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р "Приключения тигрёнка Рыка"

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р " Приключения тигрёнка Рыка"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах....