Программа родительского клуба "Говорим правильно"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьно усвоению письменной речи .

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

 

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 71 «РАДОСТЬ»

Рабочая программа родительского клуба

«Говорим правильно».

                                     

                                           Составил: воспитатель Чепкасова Г.Н.

Нижневартовск

 2021

Пояснительная записка

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьно усвоению письменной речи .

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Современные родители (законные представители) нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям (законным представителям) в речевом развитии детей.

Работа воспитателей группы предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей (законных представителей) дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями (законными представителями) в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия воспитателей группы с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.

Программа логопедического родительского клуба «Говорим правильно» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа работы логопедического родительского клуба «Говорим правильно» составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года.

- Возрастными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Концептуальные основы

В основу концепции данной программы положено:

- расширение воспитательного пространства, обеспечивающего непрерывный процесс развития личности ребенка;

- совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;

- формирование единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода.

Цель: - создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия воспитателей с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения

Задачи:

- формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка;

- оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома;

- способствовать повышению логопедической грамотности родителей;

- побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

- признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

- доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей;

- сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком;

- наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний;

- системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

- открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания.

Предполагаемые результаты.

1. Установление прочных партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй.

2. Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по речевому развитию.

3. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются воспитателями на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Организационный раздел

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

Тема

теория

практическая часть

Сентябрь

Ознакомление с программой клуба.

Речевое развитие ребенка 5-6 лет

Анкетирование родителей

Октябрь

Артикуляционная гимнастика

Формирование речевого аппарата

Изготовление памяток

Ноябрь.

Заседание клуба №1

Развитие мелкой моторики

Пальцы помогают говорить

Выставка игр на развитие мелкой моторики.

Практикум: Пальчиковые игры с различными предметами

Декабрь

Учим и рисуем стихи вместе с детьми

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице

Изготовление мнемотаблиц по стихам А. Барто.

Январь

Фонематический слух - основа правильной речи

Формирование фонематического слуха

Изготовление пособий для развития фонематического слуха

Февраль

Заседание клуба №2

Речевое дыхание

Особенности речевого дыхания

Мастер-класс по изготовлению игр на развитие речевого дыхания из бросового материала и подручных средств

Март

Развитие связной речи

Развитие воображения, фантазии при составлении рассказов.

Рисование нитью, от кляксы

Апрель

Развитие межполушарного взаимодействия

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

Синхронное рисование

Май

Заседание клуба №3 Развитие лексико-грамматических категорий. Рефлексия.

Нормы развития грамматического строя речи. Подведение итогов. Анкетирование

Игровой практикум для детей и родителей: Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий

Организация деятельности родительского клуба:

Работа родительского клуба осуществляется на базе МАДОУ г.Нижневартовска ДС №71 «радость»

Работа родительского клуба «Говорим правильно» рассчитана на 1 год.

Программа предполагает проведение одного мероприятия в три месяца, во вторую половину дня.

Продолжительность заседания: 60 минут.

В год предусмотрено 3 мероприятия.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).

Материально-техническое обеспечение

- комплекс технических средств: ноутбук, мультимедийная установка;

- информационно- методическое обеспечение: литература, программа;

- наглядный и раздаточный материал;

- дидактические игры;

- картотеки речевых игр;

- обучающие презентации.

Список источников:

1. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

2. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.

3. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.

4. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

5. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

6. Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.

7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

8. Серия буклетов «Домашний логопед».

9. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

10. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

11. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

.

Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) __________________________________

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) __________________________________________________________________

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) __________________________________

_____________________________________________________________

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________

__________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? _________________________

__________________________________________________________________

Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ___________________________

__________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) ____________________________________________

__________________________________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________

__________________________________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1 (продолжение)

Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?____________________________________________________________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп....

Сценарий детско- родительского развлечения «Правильное питание — залог здоровья» в форме игры- соревнования.

Сценарий детско- родительского развлечения «Правильное питание — залог здоровья» в форме игры- соревнования....

Родительское собрание "Правильное питание".

Полезная информация для родителей!...

Родительское собрание «Правильное питание – залог здоровья»

Цель: Формирование у родителей потребностей в организации правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.Задачи:Спосо...

Родительский практикум «Правильное питание-залог здоровья ребенка»

Цель: Согласовать точки зрения педагогов и родителей по вопросам рационального и правильного питания детей; Привлечь внимание родителей к формированию у детей осознанного отношения к здоровому образу ...

Рабочая программа родительского клуба «Говорим правильно».

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в то...