Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Дуброва Анна Константиновна
Как развивать связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

      Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды связной речи - рассказ и пересказ. 

   При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.

   Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий.

   Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.

   Поговорите с ребёнком по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, выказывать свое отношение к персонажам.

   Добивайтесь понимания, прочитанного вами текста, а иначе, зачем вы читаете его ребенку? Главная опора при пересказе - на память и понимание, поэтому убедитесь, что ребёнок понял текст. Для этого уточните значение слов и выражений, которые могут быть непонятны, затем задайте вопросы по тексту. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы ребенок смог связать отдельные части текста и не нарушил при пересказе последовательность событий. Прочитав текст, спросите ребенка, о чем или о ком в нем говорится, какие события происходили, понравился ли рассказ и его главные герои. Если текст небольшой по объему, попросите рассказать его. Можно пробовать читать тексты большого объема, которые не прочтешь за один раз.

Сказку можно разыграть с ребёнком, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Куклами могут быть и обычные игрушки.

   Пересказывать можно не только прозаический, но и стихотворный текст. Лучше всего подходят для этого стихи-небылицы. Ребёнку нужно восстановить правильные действия, и новый текст приходится передавать прозой.

  После пяти лет дети должны уметь связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы. С чего начать обучение? Всегда легче рассказать о знакомых событиях, описывать знакомый предмет или действие, поэтому первые образцы - это рассказы на темы из личного опыта. Посетите с ребенком библиотеку или сходите в парк, и пусть он расскажет о своих впечатлениях другим членам семьи, а вы будете направлять его рассказ.

    Вечером, идя, домой из детского сада, поговорите о том, как прошел день, с кем играл, что нового узнал на занятиях, какую книгу читала воспитательница. Если постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне, это станет потребностью – поделиться впечатлениями о пережитом. Научить передавать правильную временную и логическую последовательность можно с помощью серийных картинок.

   Ребенку предлагают составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они объединяются в сюжет. Когда ребенок научится рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из 3-4 картинок, а затем составить рассказ. Помните, что сюжет рассказа должен быть понятен.

   Еще один важный вид работы с сюжетными картинками, дающий возможность развивать не только речь, но и внимание, мышление, воспитывать у ребёнка усидчивость, улучшать работоспособность - сравнение двух похожих картинок с целью нахождения отличий. Материал для сравнения можно найти во многих детских журналах. Играя с ребенком в поиск отличий, дайте образец применения сложного предложения, например; «На левой картинке у девочки на шляпке узкая ленточка, а на правой картинке - широкая ленточка». Следите за тем, чтобы ребёнок тоже использовал данный тип предложений при нахождении отличий.

Дошкольники любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев, часто сочиняют целые серии приключений. Если родители включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-либо героя: родители запишут текст со слов ребенка, а малыш нарисует картинки. Детские фантазии и сказки легко записать на магнитофон. Также ценны будут и видеозаписи, если сделать их «скрытой камерой». Если ваш малыш пока не очень увлекается сочинительством, побуждайте его к этим занятиям. Рассматривая картинку, попросите придумать предысторию события или продолжить действие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...